Большая Советская энциклопедия

    (французский tapeur, от taper, буквально — хлопать, стучать)

    (устаревший), музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший танцы на вечерах, балах, иллюстрировавший музыкой немые фильмы.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. тапёр;
    2. тапёры;
    3. тапёра;
    4. тапёров;
    5. тапёру;
    6. тапёрам;
    7. тапёра;
    8. тапёров;
    9. тапёром;
    10. тапёрами;
    11. тапёре;
    12. тапёрах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ТАПЁР, -а, муж. Музыкант, играющий в небольших ресторанах, на танцевальных вечерах. Т. в кино (сопровождающий немые фильмы игрой на фортепьяно).

    | жен. тапёрша, -и (разг.).

    | прил. тапёрский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Музыкант (пианист, баянист и т. п.), игравший за плату на танцевальных вечерах.

    — Это тапер, папа, — ответила тихо Татьяна Аркадьевна. — Правда, отлично играет? — Тапер? Такой маленький? Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы. Куприн, Тапер.

    ||

    Пианист, сопровождавший игрой на пианино демонстрацию немого кинофильма.

    Тринадцать лет. Кино в Рязани, Тапер с жестокою душой, И на заштопанном экране Страданья женщины чужой. Симонов, Тринадцать лет…

    [франц. tapeur]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ТАПЁР, тапёра, муж. (франц. tapeur). Пианист, играющий за плату на танцовальных вечерах.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Музыкант, за плату играющий на танцевальных вечерах, в ресторанах.

    2.

    Пианист, в эпоху немого кино игрой сопровождавший демонстрацию фильма.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. ballroom pianistpianist

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    тапёр м Klavierspieler ( - '' v i: r - ] m 1d

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Klavierspieler m

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    pianiste m(engagé pour une soirée dansante)

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    pianista m(en un baile); ilustrador m(en un cine)

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    sonatore di ballabili, pianista di cabaret

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    ТАПЁР -а; м. [франц. tapeur] Музыкант (пианист, баянист и т.п.), игравший за плату в ресторанах, на танцевальных вечерах. Т. в кино (сопровождавший немые фильмы игрой на фортепиано).

    Тапёрша, -и; ж. Разг.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Музыкальная энциклопедия

    (франц. tapeur, от taper - хлопать, стучать, играть на удар. инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле).

    1) Музыкант, преим. пианист, играющий за плату на танц. вечерах и балах, в танцклассах, гимнастич. залах и др. Характерные особенности исполнит. манеры Т. определены прикладным, не художеств. характером исполняемой музыки.

    2) В переносном смысле - механично играющий пианист.

    3) Пианист-иллюстратор, сопровождающий немые фильмы.

    Первоначально игра Т. была скорее компонентом демонстрации (в т. ч. заглушала шум работающего киноаппарата), а не содержания фильма. По мере эволюции кинематографа функции Т. усложнялись и трансформировались. Киноиллюстратор должен был владеть иск-вом импровизации, обладать умением расположить муз. материал соответственно стилистич. и психологич. характеристике кинодействия. В больших кинотеатрах Т. нередко играл в сопровождении инстр. ансамбля или с оркестром под упр. кинодирижёра. С целью подготовки киноиллюстраторов (Т.) создавались спец. курсы, напр. Гос. курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и орк. компиляторов (1927, Москва); издавались спец. "Кинотеки" - сб-ки небольших пьес, пригодных для иллюстрации определ. фрагментов фильма. Впоследствии эти пьесы, число к-рых во всём мире достигло неск. тысяч, были каталогизированы в соответствии с эпизодами, к-рые они иллюстрировали. Для синхронизации исполнения киноиллюстратора (и кинодирижёра) были сконструированы синопюпитр и муз. хронометр (ритмоном, 1926) - аппарат, в к-ром в определённом (регулируемом) темпе движется партитура либо ритмич. или мелодич. строчка исполняемой музыки.

    С развитием звукозаписи, появлением звукового кино (1928) и распространением в быту звуковоспроизводящей аппаратуры (фонограф, патефон, граммофон и др.) профессия Т. почти исчезла.

    Литература: Н. С., Музыка в кинотеатре, "Советский экран", 1925, No 12; Бугославский С., Mессман В., Музыка и кино... Принципы и методы киномузыки. Опыт киномузыкальной композиции, М., 1926; Шостакович Д., О музыке к "Новому Вавилону", "Советский экран", 1929, No 11; Первые московские государственные курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и оркестровых компиляторов, в кн.: Киносправочник, М.-Л., 1929, с. 343-45; Zamecnik J. S., Sam fox moving picture music. Volumes of piano music for silent film accompanists, N. Y., 1913; Trystan L., Kino i muzyka, "Kinema", 1922, No 24; Erdmann H., Веcce D., Brav L., Allgemeines Handbuch der Film-Musik, B.-Lichterfelde - Lpz., 1927 (рус. пер. - Эрдман Г., Бечче Д., Брав Л., Музыка фильма. Пособие по киномузыке, М., 1930); London К., Film music, L., 1936 (рус. пер. - Лондон К., Музыка фильма, М.-Л., 1937, с. 23-54); Manvе11 R., The film and the public, Harmondsworth, 1955 (рус. пер. - Mэнвелл Р., Кино и зритель, М., 1957, гл.: Музыка и немые фильмы, с. 45-48); Lissa Z., Estetyka muzyki filmowej, Kr., 1964 (рус. пер. - Лиссa З., Эстетика киномузыки, М., 1970, с. 33-35); Kracauer S., Theory of film, N. Y. - Oxf., 1965 (рус. пер. - Кракауэр З., Природа фильма, М., 1974, с. 189-90).А. Т. Тевосян.

  27. Источник: Музыкальная энциклопедия



  28. Энциклопедия кино

    «ТАПЕР», СССР, Рижская киностудия, 1989, цв., 159 мин.

    Психологическая мелодрама.

    Подающий надежды студент консерватории, увлекшись джазовой музыкой, решает не продолжать учебу — и устраивается играть в ресторан. Постепенно он начинает злоупотреблять спиртным и деградирует. Знакомство с женщиной спасает героя от дальнейшего падения, он влюбляется и расстается с рестораном и джазом.

    В ролях: Франк Матус, Янис Крастыньш, Петерис Лиепиньш (см. ЛИЕПИНЬШ Петерис), Лиана Упениеце, Гия Савича, Гунар Цилинский (см. ЦИЛИНСКИЙ Гунар Альфредович), Дзинтарс Белогрудовс, Улдис Думпис (см. ДУМПИС Улдис Теодорович), Петерис Гаудиньш (см. ГАУДИНЬШ Петерис), Астрида Кайриша (см. КАЙРИША Астрида), Мирдза Мартинсоне (см. МАРТИНСОНЕ Мирдза), Илзе Рудолфа, Харий Спановскис, Волдемар Зандберг (см. ЗАНДБЕРГ Волдемар), Юрис Лиснерс.

    Режиссер: Роланд Калныньш (см. КАЛНЫНЬШ Роланд Юльевич).

    Автор сценария: Таливалдис Маргевич.

    Оператор: Альгимантас Моцкус (см. МОЦКУС Альгимантас).

    Художник-постановщик: Гунар Балодис (см. БАЛОДИС Гунар).

    Композитор: Олав Эхала.

    Звукорежиссер: Нормундс Дейнатс.

  29. Источник: Энциклопедия кино