своеобразно устроенная нижняя губа (labium) личинок стрекоз (Odonata), см. Стрекозы.
(франц. masque, от итал. máschera)
1) специальная накладка с каким-либо изображением (человеческое лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), надеваемая на лицо человека. М. изготовляются из различных материалов. Применение М. началось в глубокой древности на охоте, в обрядах (см. Маски погребальные, Маски ритуальные). Позднее М. вошли в употребление в различных видах театра, например в античном, индонезийском, итальянской комедии масок и других в качестве элемента актёрского грима (см. Маски театральные). 2) Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов. 3) Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека. 4) В медицине — прибор (или часть аппарата), накладываемый на лицо больного для ингаляционного наркоза жидкими или газообразными наркотическими веществами. 5) В косметике — один из способов лечения или ухода за кожей лица (см. Косметика).
жен., франц. личина, в прямом и переносном значении, накладная рожа, для потехи;
| притворство, двоедушие.
| Окрутник, ряженый, переряженый, переодетый. Маскировать, -ровывать кого, окручать, рядить в необычную одежду, для потехи, и накладывать личину;
| что, прикрывать, скрывать от виду: забор маскирован кустарником. Маскировать действия, намеренья свои, скрывать их под видом иного, притворного действия. -ся, страд. и ·возвр. по смыслу речи.
| Надевать, принимать на себя личину; рядиться в личину;
| быть выряжаему; быть скрываему позади чего. Маскированье ср., ·длит. действие по гл. во всех ·знач. Маскировка жен., ·об. действие ·в·знач. скрываемого дела, предмета, за другим, обманчивым делом. Маскарад муж. увеселительное сборище, съезд, род бала, в необычных одеждах и личинах:
| шутл. баня, купанье. Маскарадный, к маскараду относящийся
II. МАСКА или мазка? жен., сев., вост. кровь, более о крови размазанной, напр. из носу, после драки, борьбы, или от убитой дичи, как руда более употр. о крови жильной, кровопускании. Маскара пермяц. маска, кровь.
| Сукровица.
| архан. смесь соленой и пресной воды, в устьях рек.
МА́СКА, -и, жен.
1. Специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды), с вырезами для глаз. Ритуальные маски (культовые). Ряженые в масках. Носить маску (также перен.: притворяться). Сбросить маску (также перен.: прекратить притворство). Сорвать маску с кого-н. (также перен.: разоблачить кого-н.).
2. Человек в такой накладке. Танцуют маски. М., я вас знаю (узнал, кто вы).
3. перен. Притворный вид, видимость (какого-н. чувства, отношения; книжн.). М. равнодушия.
4. Гипсовый слепок с лица умершего. Снять маску с кого-н.
5. Предохранительная повязка, покрышка или медицинская накладка на лицо. М. вратаря. Кислородная м.
6. В косметике: слой наложенного на лицо, шею крема, лекарственного, питательного состава (спец.). Горячая м. Яичная м. Витаминная, фруктовая м.
| прил. масочный, -ая, -ое (к 5 и 6 знач.).
-и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж.
1.
Специальная накладка с изображением человеческого лица, звериной морды и т. п., надеваемая на лицо человека.
Маска медведя. Маска кота.
||
Накладка на верхнюю часть лица с отверстиями для глаз, надеваемая для того, чтобы не быть узнанным.
Дверь отворилась, и в читальню вошел мужчина, одетый в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями, в маске. Чехов, Маска.
||
Человек в такой накладке и в маскарадном костюме.
Маски четами проходили мимо нас. Тургенев, Три встречи.
В клубе был маскарад, и туда шли маски. Сергеев-Ценский, Маска.
2.
перен.; обычно кого-чего или какая. Притворство, скрывающее истинную сущность кого-, чего-л.
[Купавина:] Но что же значит ваш костюм, ваше поведение, ваши проповеди? [Глафира:] Мой костюм, поведение, проповеди — все это маска. А. Островский, Волки и овцы.
[Полканов] думал, что имеет дело с кокетством, ловко скрытым под маской наивности и простодушия. М. Горький, Варенька Олесова.
3.
Скульптурное изображение лица человека или головы животного.
[Райский] пошел
в мастерскую профессора [живописи] и увидел запыленную комнату, завешанный свет, картины, маски, руки, ноги, манекен. И. Гончаров, Обрыв.
Гипсовая маска Венеры, освещенная сбоку, четко вырезывалась на темной, закопченной стене. Григорович, Неудавшаяся жизнь.
||
Гипсовый слепок с лица человека (чаще — умершего).
Посмертная маска Пушкина.
□
У меня есть маска Петра . Маска снята в 1718 году Растрелли с живого Петра. А. Н. Толстой, Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала «Смена».
4. спец.
Предохранительная покрышка на лицо.
Противогазовая маска. Фехтовальная маска.
||
Накладка специального назначения на лицо или часть лица.
Кислородная маска.
□
К операционному столу подходят невропатолог и глазник Иван Нефедович, оба тоже в масках. Коптяева, Иван Иванович.
5.
Приспособление для военной маскировки.
Маски для орудия.
6.
Слой густо наложенного на лицо крема, лекарственного состава и т. п. для лечения кожи.
надеть (на себя) маску скрыть свою истинную сущность; притвориться. притворяться кем-л. или каким-л. — Самое трудное — необходимость постоянно носить маску. Вы будете выдавать себя за кого-то. А. Гончаров, Наш корреспондент. обнаружить свою истинную сущность, перестать притворяться. разоблачить кого-л.
[франц. masque]
(иноск.) — притворство, двоедушие
Маскировать — скрывать
"Маска спа/ла" — обнаружилась истина
Ср. Мой костюм, поведение — все это маска. Я буду с вами откровенна.
Островский. Волки и овцы. 2, 8.
Ср. Княгиня скрывала этот удар (в ее жизни) в сердце своем и сумела довольно удачно замаскировать его перед обществом.
Вс. Крестовский. Петерб. трущобы. 1, 4.
Ср. Он стыдился своей доброты и старался маскировать ее суровым взглядом и напускною грубостью.
Ант. Чехов. Дуэль. 1.
Ср. Отложим... до более удобного времени... маска спадет с некоторых лиц, и кое-что обнаружится.
Достоевский. Двойник. 2.
Ср. Le masque tombe, l'homme reste
Et le héros s'évanouit.
Маска спадает, человек остается,
И всякое геройство исчезает.
J. B. Rousseau. Ode à la fortune.
Ср. Maske (нем.), mask (англ.), masque (фр.), maschera (ит.).
По одним, это слово происходит от древн.-герм. mâsâ (пятно), mascarar (пятнать), macula (пятно), bemashen — запачкать, запачкиванием лица сделать его неузнаваемым, по другим — от masca (сеть): накидывали на лицо сеть, чтоб скрыть его.
Еще полагают, что начало его в гр. βάσκα (βασκάνιον) — уродливое лицо против злого глаза, колдовства; masca — колдунья; оттуда: maschera (ит.), а затем Maske (нем.).
Ср. Как ни крыться.
См. маскарад.
См. личина.
МА́СКА, ма́ски, ж. [от араб. mashara — насмешка].
1. Накладка на лицо или только верхнюю часть его, с вырезами для глаз, надеваемая для того, чтобы не быть узнанным. В маскараде все танцующие были в масках.
2. В маскараде — человек в маске, ряженый. «Ты маска умная, а тратишь много слов.» Лермонтов.
3. Обрядовая личина в виде головы чудовища или зверя, употр. нек-рыми народами во время религиозных представлений и обрядовых игр.
|| Аксессуар греко-римского театра, носимый актером и представляющий собой изображение человеческого лица с трагическим или комическим выражением (истор.).
|| Изображение человеческого лица, звериной или птичьей морды, надеваемое на лицо ряжеными.
4. перен. Притворная видимость (какого-н. чувства). Маска равнодушия. Под маской лойяльности. «В тебе под маской скупердяя скрывается предобрый человек.» Некрасов.
5. Гипсовый слепок с лица умершего человека. Маска Пушкина.
6. Предохранительная покрышка на лицо (спец.). Фехтовальная маска. Противогазовая маска.
7. Приспособление для военной маскировки (воен.).
❖
Сбросить маску — прекратить притворство, показать свою подлинную сущность. Сорвать маску с кого-чего — обличить кого-н., разоблачить чье-н. притворство. «С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т.-е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины.» Ленин. (о Л. Толстом). Петь в маску (спец. муз.) — петь, направляя звук в нёбо.I
ж.1.
Накладка на верхнюю часть лица в виде повязки с вырезами для глаз, надеваемая, чтобы не быть узнанным.
отт. Накладка в виде звериной морды, надеваемая на лицо.
2.
Человек в такой накладке в маскараде.
3.
перен.Притворная видимость чего-либо; личина, скрывающие сущность, содержание кого-либо или чего-либо.
4.
Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица человека (обычно умершего).
отт. Скульптурное изображение лица человека или головы животного.
5.
Предохранительная или изолирующая накладка на лицо (при некоторых видах работ, при хирургических операциях и т.п.).
отт. Предмет защитного снаряжения спортсмена в фехтовании, хоккее и т.п., предохраняющий лицо от травмы.
6.
перен. разг.Слой наложенного на лицо крема, лекарственного или питательного состава (в косметологии).
II
ж.1.
Постоянный персонаж итальянской комедии середины XVI - XVII вв., переходивший из спектакля в спектакль.
2.
перен.Внешний вид, характерные черты кого-либо, представленные кем-либо другим.
III
ж. разг.Набор специальных символов, задающих возможное представление данных при выводе или при поиске информации (в информатике).
МАСКА (франц. masque) -1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель арте, традиционном театре Японии, Юж. и Юго-Вост. Азии и др.2) Слепок из гипса и др. материалов, снятый с лица умершего. У многих народов древности на лицо погребенного накладывали погребальные маски из золота и др.3) В медицине - маска для наркоза, физиотерапевтических процедур, марлевая, асептическая.
4) В косметике - слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения, ухода за кожей.
5) Предмет защитного снаряжения спортсмена (в фехтовании, хоккее и др.), предохраняет лицо от травмы.
Означает защиту, сокрытие, трансформацию, небытие. Маска может иметь два значения: унифицирующее или, наоборот, идентифицирующее. Персонаж может быть либо замаскирован, скрыт в массе других, либо носить маску, отличающую его от всех, идентифицирующую его. Майя, иллюзия существующего мира, является Маской Бога. Маски, хранящиеся в священных местах, олицетворяют сверхъестественные силы тех божеств, которых они представляют. В местах, не носящих сакрального характера, они символизируют внутренние качества, которые обычно скрыты за внешней стороной личности. Маски зверей и птиц означают восстановление сообщения с животными и птицами, обретение райского состояния. Кроме того, они олицетворяют инстинктивную мудрость зверей, которой человек может научиться, а также звериную природу человека, с которой ему приходится считаться. Маска изображает окоченение смерти и может быть апотропаичной. В Греции маска символизировала либо смертоносную силу Горгоны, либо трагическую или комическую природу персонажа в театре. Маска комическая является атрибутом Талии, трагическая - Мельпомены. Маски австралийских аборигенов, называемые душа зарослей, идентифицируют того, кто ее носит, с силой представленного ею растения, животного или птицы. У африканских племен маски могут передавать свою собственную силу.
ма́ска Через нов.-в.-н. Маskе (XVII в.; см. Шульц – Баслер 2, 83) или франц. masque из ит. maschera (см. Литтман 100; Клюге-Гётце 379; Гамильшег, ЕW 697). Один старинный танец назывался манима́ска (Мельников 2, 136) от мани́ть (см.), т. е. "мани маску".
жен. mask (в разл. знач.);
guise перен.;
deathmask (с лица умершего) срывать маску с кого-л. ≈ to unmask smb., to tear the mask off smb. кислородная маска ≈ oxygen mask косметическая маска ≈ face pack сбрасывать маску ≈ to throw off/discard the mask;
to show one's true self перен. снимать маску ≈ to unmask;
to take off one's mask (с себя) фехтовальная маска ≈ fencing mask надевать маску ≈ to wear a mask, to play a role под маской ≈ in the guise (of), under the guise/cover of, under/behind a mask ofмаск|а - ж. mask;
посмертная ~ death-mask;
надеть (на себя) ~у put* on a mask, mask oneself;
сбросить (с себя) ~у throw* off the mask;
сорвать ~у с кого-л. unmask smb., expose smb.
cash кфт., dropout, extractor вчт., mask, matte, shield электрон., template, vignette
маска ж 1. Maske f c (тж. тех.); Larve ( - f q ] f c 2. (слепок с лица умершего) Totenmaske f а под маской unter der Maske, unter dem Deckmantel сбросить маску die Maske ablegen; sein wahres Gesicht zeigen
ж
1)Maske f (тж. тех.); Larve f
2)(слепок с лица умершего) Totenmaske f
•
•
под маской — unter der Maske, unter dem Deckmantel
сбросить маску — die Maske ablegen; sein wahres Gesicht zeigen
маскаMaske
ж. в разн. знач.
masque m
ряженые в масках — déguisés avec des masques
посмертная маска — masque mortuaire
маска вратаря — masque du gardien de but(au hockey)
фехтовальная маска — masque d'escrime
яичная маска косм. — masque à base d'œufs
•
•
сбросить с себя маску — lever le masque, se démasquer
сорвать маску с кого-либо — démasquer qn, arracher le masque à qn
он носит маску — il a pris un masque
ж.
careta f, máscara f (тж. перен.); mascarilla f, antifaz m(полумаска)
противога́зовая ма́ска — careta antigás
ма́ски для ору́дия — red de camuflaje
фехтова́льная ма́ска спорт. — careta de esgrima
карнава́льная ма́ска — máscara de carnaval
•
•
сорва́ть ма́ску (с кого-либо) — arrancar (quitar) la careta (a), desenmascarar (a)
сбро́сить ма́ску — quitarse la careta (la máscara), desenmascararse
наде́ть (на себя́) ма́ску, носи́ть ма́ску — hacerse pasar por
ж.
1)maschera тж. перен.; crosta; apparenza(видимость)
маска фехтовальная — maschera da scherma
ритуальные маски — maschere rituali
2)спец. maschera f
•
•
сбросить маску — levarsi / gettare la maschera
сорвать маску с кого-л. — smascherare vt, togliere / strappare la maschera a qd
маска, я вас знаю — ti conosco, mascherina!
1. Личина, изображение головы или лица человека, животного, мифического существа, закрывающее лицо маскирующегося и приспособленное для ношения во время культового или драматического действа. Возникновение и развитие М., широко представленной у народов первобытной культуры, находится в тесной связи с рядом весьма древних религиозно-магических представлений — анимизмом, тотемизмом и т. п. Драма народная.
2. При развитии из культового действа драмы, в частности античной трагедии и комедии, М. — одна из форм (наиболее распространенных) изменения наружности актера, придающая его лицу соответствующее действию выражение. Драма (античная).
3. В эпоху Ренессанса М. и масочные комедии и интермедии, отчасти сохраняющие традицию мима, отчасти идущие под знаком возрождения античных форм драмы, но по существу представляющие новый этап в развитии драмы, под разными названиями распространяются по всей Европе. Commedia dell’arte.
4. Поскольку комедия М. ограничивается перестановкой сплетенных интригой статических образов, не давая ни развития этих образов ни развернутой их характеристики, М. как литературоведческий термин обозначает отмеченный лишь несколькими показательными чертами статический и тем самым условный, противоположный типу образ. О применимости и методологической значимости термина «М.» в литературоведении — см. Тип.Библиография:
«Восточный театр», Сб., изд. «Academia», Л., 1929; Гагеман К., Игры народов, 3 чч., Л., 1923—1924; Reich H., Der Mimus, 1903; Robert C., Die Masken der neuern attischen Komodie, 1911; Brolacek, Die englischen Maskenspiele, Lpz., 1920; Perzinski F., Japanische Masken, 1925.
для наркоза— самостоятельное устройство или часть аппарата, накладываемые на лицо пациента для проведения ингаляционного наркоза; герметичные М. используют также в аппаратах искусственной вентиляции легких.
используется в театре, во время карнавалов, а также в религиозных церемониях. Греки первыми стали использовать маски во время театральных представлений. Маски делались из раскрашенного холста, с прорезями для рта и глаз. Они полностью закрывали голову, с боков и спереди наклеивались волосы. В драматических представлениях греческого театра могли участвовать только три актера-мужчины, и маски давали им возможность играть по две-три роли. Из-за огромных размеров греческих театров (в них часто помещалось несколько десятков тысяч человек) места для зрителей находились далеко от орхестры (площадки, на которой разыгрывалось представление), и выразительные, легко узнаваемые маски помогали разглядеть героев трагедий и комедий даже с большого расстояния. В отверстие рта вставлялся латунный раструб, который усиливал звук, и слова актера были слышны в самых последних рядах. Римляне также использовали театральные маски, но с приходом христианства маски были объявлены пережитком язычества и вышли из употребления.
РИМСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА (скульптура).
В Японии театральные маски появились в 7-8 вв. Они были заимствованы из Китая и первоначально использовались во время придворных танцев бугаку. Для этих церемоний во дворцах и храмах, куда допускалась лишь знать, использовались большие, искусно сделанные маски. Эти представления были предшественниками театра Но, который зародился в 14 в. и сохранился без изменений до нашего времени. Дошли 210 пьес Но, это короткие лирические истории, основанные на фольклорных сюжетах, знакомых практически каждому японцу. Первоначально в спектаклях участвовала только знать, но со временем они стали любимым развлечением всех японцев. На сцене могут появляться только мужчины. Костюмы и маски актеров изготавливаются по строгим канонам, поэтому зрители легко узнают персонажей, когда те появляются на сцене. В спектаклях Но используется около 120 масок пяти типов: старик, мужчина, женщина, бог или богиня, дьявол или гоблин. Маски закрывают только лицо и обычно надеваются с париками; их вырезают из дерева, покрывают слоем грунта и затем лакируют. Многие старинные маски используются до сих пор. В Италии в 14-17 вв. процветала комедия дель арте, откуда пришли знаменитые по сей день персонажи-маски Арлекин, Пульчинелла и другие. Французские театры заимствовали приемы комедии дель арте и использовали маски в своих изысканных комедиях и пантомимах. Пьеро и Пьеретта - французские двойники Арлекина и Пульчинеллы. Эти герои, а также маски и маскарады были в моде во Франции вплоть до конца 18 в. Они стали частью образа жизни, и, надевая маски во время традиционных праздников, люди с удовольствием нарушали общепринятые нормы поведения. Сегодня театральные маски редко можно увидеть на сцене. Время от времени они появляются вновь, как, например, в 1920-е годы, когда талантливый мастер В.Т.Бенда дал им новую жизнь и они стали использоваться в драме, танце и пантомиме. Последователи театрального художника Э.Г.Крэга разделяли его увлечение масками, которые, например в Царе Эдипе, выражали второе "я" героя. В целом же роль маски в современном театре невелика. Традиционные карнавальные маски ведут свое происхождение от церемониальных и театральных масок. У них тоже длинная история. В Сиаме, Яве, Бирме и вообще на Востоке ритуальные маски со временем потеряли свое религиозное значение и часто появлялись лишь как замысловатое украшение. В средневековой Европе маски находили применение в мистериях и моралите, однако интереснее использование масок в сохранившем языческий оттенок Празднике дураков.
ЛИТЕРАТУРА
Авдеев А.Д. Происхождение театра. Л., 1959
МА́СКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. [франц. masque]
1. Специальная накладка с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п., надеваемая на лицо человека. М. медведя. М. кота. Разрисованная м. М. из папье-маше. Надеть маску. // Накладка на верхнюю часть лица с отверстиями для глаз, надеваемая для того, чтобы не быть узнанным. Девушка в маске. М. для глаз. Быть в маске.
2. Человек в такой накладке и маскарадном костюме (обычно на костюмированном балу, маскараде и т.п.). Подойти к маске. М. взяла меня за руку. Не узнать маску.
3. обычно кого-чего или какая. Притворство, скрывающее истинную сущность кого-, чего-л. Ироническая м. М. добродетели. Носить маску наивности и простодушия (притворяться наивным и простодушным). Надеть маску кого-л. (притвориться кем-л.). Сбросить с себя маску кого-л. (обнаружить истинную сущность, перестать притворяться). Сорвать маску с кого-л. (разоблачить кого-л., показать чьё-л. притворство).
4. Скульптурное изображение лица человека или головы животного. Рисовать маску Венеры. Украшать стены масками животных. // Гипсовый слепок с лица человека (чаще - умершего). Посмертная м.
5. Накладка специального назначения на лицо или часть лица, предохраняющая её носителя от вредного воздействия чего-л. (газа, микробов, светового потока и т.п.). Фехтовальная м. Противогазовая м. М. электросварщика. Операционная сестра в маске. // Накладка на лицо или часть лица, обеспечивающая к кому-л. доступ чего-л. Кислородная м. Наркозная м.
6. Проф. О чём-л., приспособленном для военной маскировки. Маски для орудия.
7. Слой густо наложенного на лицо крема, лекарственного состава и т.п. для лечения кожи. Питательная м. Огуречная м. М. из яиц.
* * *
ма́ска(франц. masque), 1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель арте, традиционном театре Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др.2) Слепок из гипса и других материалов, снятый с лица, преимущественно с лица умершего. У многих народов древности были распространены погребальные маски из золота и др.3) В Англии XVI—XVII вв. комедийный дивертисмент маскарадного характера (англ. Masque), основу которого составляли музыка и танцы.4) Термин вокальной педагогики, означающий резонирование голоса в области верхней части лица.5) В медицине — маска для наркоза, физиотерапевтических процедур, марлевая, асептическая.6) В косметике — слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения, ухода за кожей.7) Предмет защитного снаряжения спортсмена (в фехтовании, хоккее и др.), предохраняет лицо от травмы.
* * *
МАСКАМА́СКА (франц. masque),
1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель арте, традиционном театре Японии, Юж. и Юго-Вост. Азии и др.
2) Слепок из гипса и др. материалов, снятый с лица умершего. У многих народов древности на лицо погребенного накладывали погребальные маски из золота и др.
3) В медицине — маска для наркоза, физиотерапевтических процедур, марлевая, асептическая.
4) В косметике — слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения, ухода за кожей.
5) Предмет защитного снаряжения спортсмена (в фехтовании, хоккее и др.), предохраняет лицо от травмы.
(франц. masque, от итал. maschera - маска) - термин, употребляемый в вок. педагогике. Понятие М. связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, т. е. в верхней части лица (к-рая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах маской). Выражение "петь в маску" значит петь на высокой позиции звука, способствующей образованию в голосе певца микстового звучания (см. Микст). Ощущение М. зависит от наличия в спектре певч. звука т.н. высокой форманты (в жен. голосах - 3200 герц, в мужских - 2800 герц).
И. Г. Лицвенко.1) М. в микроэлектронике - трафарет для защиты отд. участков поверхности интегральной схемы от образования нежелат. плёнок в процессе изготовления.
2) М. в фотографии и кинематографии - непрозрачная заслонка спец. конфигурации, закрывающая при съёмке часть изображения. Используется для комбинированных киносъёмок.
3) М. сварщика - защитное приспособление, надеваемое на голову во.время работы для предохранения от излучения и брызг расплавленного металла.
МАСКА — (1) в микроэлектронике — трафарет, изготовленный по фотошаблону с высокой точностью, служащий для избирательного формирования отдельных участков интегральной микросхемы (см.) в процессе её изготовления; (2) М. контактная — рельефная плёнка, воспроизводящая элементы изображения и обеспечивающая защиту заданных участков подложки интегральной микросхемы от последующего агрессивного воздействия; (3) М. теневая (или цветоделительная) — распределительный элемент цветного кинескопа (см.) в виде тонкого металлического листа со множеством мелких круглых или щелевидных отверстий. М. расположена внутри кинескопа перед экраном и пропускает каждый из трёх разных электронных лучей на люминофорные элементы экрана кинескопа только соответствующего цвета свечения (красный, зелёный, синий). Поскольку зёрна цветных люминофоров очень малы и расположены близко друг к другу, наш глаз воспринимает их как целое цветное изображение.
cash кфт., dropout, extractor вчт., mask, matte, shield электрон., template, vignette
* * *
ма́ска ж.mask
прове́рить прилега́ние ма́ски к лицу́ — check the mask for fit to the face
блужда́ющая ма́ска кфт. — брит. travelling mask, амер. traveling matte
ма́ска для напыле́ния элк. — evaporation mask
дыха́тельная ма́ска — face-mask
защи́тная ма́ска — face guard, protective mask
ма́ска из фоторези́ста элк. — photoresist mask
ка́дровая ма́ска тлв. — framing mask
кислоро́дная ма́ска — oxygen mask
кислоро́дная, авари́йная ма́ска — emergency oxygen mask
о́кисная ма́ска элк. — oxide mask
подвижна́я ма́ска элк. — moveable mask
постоя́нная ма́ска элк. — permanent mask
регули́руемая ма́ска элк. — adjustable mask
сва́рочная ма́ска — welders helmet
тенева́я ма́ска тлв. — aperture [shadow] mask
фикси́рованная ма́ска элк. — fixed mask
ж.
maschera f; кфт. mascherina f, mascherino m; архит. mascherone m
- водолазная маска
- дыхательная маска- защитная маска
- кислородная маска
- маска противогаза
- пылезащитная маска
- регулируемая маска
- сварочная маска
- маска сварщика
- цифровая маска
техн.
ма́ска
- аспираторная маска
- защитная маска- теневая маска
техн.
ма́ска
- аспираторная маска
- защитная маска- теневая маска
техн. ма́ска
(от фр. masque - накладка с вырезами для глаз) - англ. mask; нем. Maske. 1. Прикрытие для лица (или его части) с целью его предохранения или сокрытия (введение в заблуждение окружающих). 2. Вид, форма поведения человека, скрывающая его подлинный характер, мотивы, интересы, установки; притворство, лицемерие.
(от фр. masque - накладка с вырезами для глаз) - англ. mask; нем. Maske. 1. Прикрытие для лица (или его части) с целью его предохранения или сокрытия (введение в заблуждение окружающих). 2. Вид, форма поведения человека, скрывающая его подлинный характер, мотивы, интересы, установки; притворство, лицемерие.