тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными. Почитание М., как святыни, ведет свое начало от самых первых времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне, считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и потому стали тела их сжигать или бросать в море. Когда тело св. Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане, с большими затруднениями, собрали его кости, как "сокровище, более ценное, чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский, заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины, чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.) установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы, "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М. мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников, над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М. обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М. находились даже в домашних церквях, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных, также в энколпиях (см. Крест). Случалось, что города спорили между собой о праве владеть М. святого (напр. Тур и Пуатье — о М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М. того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцов церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним и особенно Августин, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Духа Св., к участию, вместе с душами, в бессмертии; на общей уверенности в святости, во время жизни тех, чьи М. чтятся; более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтятся М. "благочестиво, но не боголепно" — в том же смысле, в каком чтятся иконы. Учение о почитании М. утверждено VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который освятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средние века развилась обширная литература в защиту почитания М., вызванная ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др. Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "Ответе восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.), в котором предаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одному Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.
Н. Б — в.
останки так называемых святых (См. Святые), являющиеся в католической и православной церквах предметами религиозного почитания — реликвиями (См. Реликвии). Культ М. установлен в 3 в., отвергался в Византии иконоборцами (см. Иконоборчество), был восстановлен 7-м Вселенским собором (2-м Никейским) 787. Церковь приписывает М. чудодейственную силу. Почитание М. стало одной из форм культа святых; являлось существенным источником доходов церкви (особенно в средние века) — в виде денежных поступлений от богомольцев, приходивших на поклонение М.
МОЩИ, мощь и пр. см. мочь.
МО́ЩИ, -ей. Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными.
• Живые мощи (разг.) об очень исхудалом человеке.
-е́й, мн.
1.
Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу.
2. разг.
Об очень худом, изможденном человеке.
живые{ (или ходячие)} мощи то же, что мощи (во 2 знач.).
МО́ЩИ, мощей, ед. нет.
1. Высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преим. православной и католической) за "нетленные останки" т.н. святых с целью религиозного обмана. С культом мощей связаны всевозможные фальсификации (куклы из ваты, восковые фигуры и т.п.).
2. перен. Об очень исхудалом человеке (разг. шутл.; срн. моща).
❖
Живые мощи (разг.) - то же, что мощи во 2 знач.I
мн.Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, считающиеся христианской церковью нетленными, святым, известные чудотворениями и являющиеся объектом поклонения (в православии и католичестве).
II
мн. разг.; = моща́Измождённость, худоба.
МОЩИ - останки людей, подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков.
только мн.;
рел. relics живые/ходячие мощи ≈ a walking skeletonмн. relic sg.;
живые ~ walking skeleton sg.
мощи мн. рел. Reliqui|en f pl
мн. ч. рел.
Reliquien f pl
мн. рел.
reliques f pl
•
•
живые мощии разг. — relique vivante
мн.
1)рел. reliquias f pl
2)разг.(о худом человеке)
живы́е (ходя́чие) мо́щи — esqueleto viviente, costal de huesos
ж. мн.
reliquie
•
•
живые мощи разг. — magro come un chiodo / grissino; cadavere vivente / ambulante
МО́ЩИ -е́й; мн.
1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по представлениям верующих) чудодейственную силу.
2. Разг. Об очень худом, измождённом человеке. Ходячие м. Живые м.
* * *
мо́щиостанки людей, подвергшиеся естественной мумификации, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса. Объект поклонения у православных и католиков.
* * *
МОЩИМО́ЩИ, останки христианских святых, не подвергшиеся тлению после смерти. Почитание мощей и их фрагментов существовало с первых веков христианства. Оно основывается на представлении о теле как о храме божьем. Сохранилось в католичестве и православии.