(техн.) — деревянный или металлический стержень, помещенный в центре вращающейся части машины. В повозках, вагонах, тендерах и паровозах О. поддерживает экипаж или часть его и опирается концами на колеса, проходя через их ступицы. Груз, действующий на О., стремится ее сломать, при чем условие прочности выводится из формулы сопротивления балки; расположенной концами на опорах и подверженной действию известным образом распределенной нагрузки. Кроме вызываемого этой нагрузкой изгибающего момента М1, на О. может действовать еще скручивающий момент M2, например в ведущей О. паровоза. Для расчета толщины О. эти два момента заменяются равнодействующим изгибающим моментом, который с достаточной для практики точностью определяется формулой:
М = М1+ (1/4)М2для случая М1>М2или M = 5/8(M1+ M2) для М1<>2. Тогда диаметр
где допускаемое напряжение S = 500 кгр. на кв. стм. для стали, 400 для сварного железа, 250 для чугуна и 60 для дуба. Полым чугунным О. придается приблизительно равномерная толщина стенок. О. простых повозок делаются обыкновенно прямыми, квадратного или прямоугольного сечения в средней части, а концы, на которые надеваются колеса, обтачиваются в виде усеченного конуса. Для поворотливости передняя О. обыкновенных экипажей соединяется с неподвижной частью, на которой непосредственно укреплен кузов, с помощью вертикального шкворня. Чтобы колесо не могло скатиться, в конец оси, выступающий из ступицы, закладывается чека. О. лучших экипажей в настоящее время почти всегда делаются железными, а для предупреждения скатывания колеса на конец О., снабженный винтовой нарезкой, навинчивается гайка. Нарезка делается в таком направлении, чтобы трение вращающегося колеса при движении экипажа навинчивало бы гайку на О. Чтобы гайка не могла развинтиться при движении экипажа взад, ее закрепляют болтом или контргайкой. Однако при таком устройстве экипаж не вполне обеспечен от случайностей, могущих последовать при утере гайки. Для устранения этого неудобства, а также для сохранения смазочного материала вокруг осевой шейки употребляются английские осевые коробки, обхватывающие совершенно конец О. и запущенные в ступицу, с которой скрепляются четырьмя болтами таким образом, что последние никак не могут вывалиться. Чтобы сохранить перпендикулярное направление спиц колеса к полотну дороги при выпуклом профиле шоссе и улиц, колесам придают наклонное положение, что достигается употреблением О. с наклоном в обе стороны. В легких экипажах употребляются коленчатые О., позволяющие спустить часть кузова ниже О. вращения. О. для экипажей выковываются или штампуются из лучшего железа. О., употребляемые в подвижном составе железных дорог, всегда стальные. Такая О. представляет собой тело вращения, отдельные поверхности которого имеют общую геометрическую О. Исключение составляют движущие О. паровозов с внутренними паровыми цилиндрами, которые делаются коленчатыми, причем внутренняя шейка О. обхватывается концом шатуна. В паровозах различают вообще движущие О., которые вращаются непосредственно движущим механизмом машины, сцепленные с движущими, или спаренные, О. и свободные, или поддерживающие, О. В паровозах, которые должны двигаться по извилистым путям с кривыми малых радиусов, употребляются О., устанавливающиеся в кривых радиально. Вообще же тяжесть паровозов и вагонов передается на О. при посредстве букс, в которые убираются стержни, идущие от хомутов рессор. Колеса надеваются на О. наглухо давлением гидравлического пресса. Железнодорожные О. изготовляются обыкновенно из литой механически уплотненной стали, причем паровозные и тендерные О. проковываются и прессуются. Для изготовления прямой О. восьмиугольная стальная болванка, толщина которой превосходит втрое диаметр готовой оси, предварительно проковывается под паровым молотом в круглую форму, а затем выковываются шейки. Выкованная ось вторично отжигается в умеренном жаре, после чего для ограждения от быстрого и неравномерного охлаждения ей дают медленно остывать под слоем золы. От проковки ось теряет около 30 % веса, затем она поступает в обточку. Коленчатые О. изготовляются более сложной проковкой, с вырубкой лишних частей, скручением на 90° и вторичной чистой выковкой, при последовательных нагревах, из болванок большого размера. При приеме от завода О., удовлетворяющая условиям наружного осмотра и обмера, испытываются на разрыв в некотором процентном количестве (у нас 2 %) предъявленной к приемке партии. По техническим условиям, утвержденным м-стром путей сообщ. 5 июля 1897 г., вырезанный из О. в холодном состоянии круглый нормальный образец диаметром около 20 мм. должен давать от 50 до 60 кгр. на кв. мм. сопротивления и не менее 15 % удлинения, причем сумма цифр сопротивления и удвоенного удлинения должна быть не менее 90. Вагонные оси, кроме испытания на разрыв, подвергаются в количестве половины процента от принимаемой партии ударной пробе при следующих условиях: будучи положены на две подставки, удаленные одна от другой на 4 фт., они должны выдерживать без всяких признаков повреждения 5 ударов бабы весом 30 пд., падающей с высоты 15 фт. При этом после каждого удара О. поворачивается в обратную сторону. Если при испытании получится неудовлетворительный результат, то переиспытывается из каждой плавки одна ось, и все оси из плавки, которая дала неудовлетворительное переиспытание, бракуются. Содержание фосфора в металле О. не должно превышать 0,15 %. Порча О. в службе происходит вследствие равномерного износа от трения по окружности шейки, а также от появления трещин при недостатках материала, которые могут повести к излому О. В виду опасности, которой угрожает окончательный излом О. при движении поезда, О. периодически тщательно осматриваются. Легкие трещины при первом появлении не всегда могут быть замечены глазом. Для обнаружения их следует тщательно вычистить О. и затем бить тяжелым молотом на торец О. Производимые этим сотрясения выгоняют из трещины следы масла, которые указывают их место. Наиболее трещин замечается на тендерных О., что объясняется тем, что эти О. чаще тормозятся и потому подвержены сильным сотрясениям. Не взирая на тщательное исследование О. в отношении появления трещин, все таки известное число О. под паровозами, тендерами и вагонами иногда ломается. По наблюдениям в Германии в 1887 г. из числа наблюденных О. подверглись излому в тендерах 0,049 %, в паровозах 0,039 %, а в вагонах 0,013 %. Из сломанных вагонных О. 56—73 % приходятся на товарные поезда. На английских жел. дорогах, где О. делаются из отличной стали и за ними имеется особенно тщательный надзор, изломы О. случаются гораздо реже. Обыкновенно при заказе О. от завода требуется гарантия их удовлетворительной службы в течение определенного числа лет или минимального пробега в километрах. По русским техническим условиям завод гарантирует удовлетворительную службу О. в течение 5 лет. Все О., лопнувшие или сломавшиеся в течение назначенного срока гарантии, за исключением О., поврежденных при столкновении поездов, сходе с рельсов и других тому подобных случаях, заменяются заводом бесплатно. Уменьшению износа и предупреждению нагрева осевых шеек способствует хорошая смазка (см.).
А. Т.
I
деталь машин и механизмов, предназначенная для поддержания вращающихся деталей, не передающая полезного крутящего момента. О. бывают вращающиеся и неподвижные.
II(матем.)
1) О. координат — прямая с указанными на ней направлением, началом отсчёта и выбранной масштабной единицей, служащая для определения положения точки на ней (см. Аналитическая геометрия, Координаты).
2) О. симметрии — см. в ст. Симметрия.
мест., ·стар. сей? малорос. вот, здесь, тут. Улюби же король Андрей совет ось (сего, вот этого) Пакослава, ·стар.>
II. ОСЬ сущ., жен., см. острить.
ОСЬ, о́си и оси́, на оси́, мн. о́си, -ей, жен.
1. Стержень, на к-ром держатся колёса, вращающиеся части машин, механизмов. Вращающаяся о. Неподвижная о.
2. Проходящая через геометрическую фигуру или тело воображаемая прямая линия, обладающая только ей присущими свойствами (спец.). О. симметрии. О. вращения. Земная о.
3. перен. То, вокруг чего развёртываются события, сосредоточиваются действия. О. событий.
4. перен. Связь, союз (двух государств, обычно названных по своим столицам, административным центрам). О. Берлин Рим (агрессивный союз во время второй мировой войны, а также в годы её подготовки).
| прил. осевой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).
-и, род. мн. -е́й, ж.
1.
Стержень, на котором укрепляют колесо, вращающиеся части машин, механизмов и т. п.
Ось телеги.
□
Коляска с отломленною заднею осью неуклюже лежала в грязи. Григорович, Проселочные дороги.
2. спец.
Прямая, проходящая через центр симметрии или центр тяжести какого-л. тела.
Ось симметрии. Ось вращения. Ось кристалла. Ось резьбы. Ось самолета.
3. перен.; чего или какая.
То основное, главное, вокруг которого развертываются какие-л. события, действия.
Ось событий.
ОСЬ, оси, мн. осей, жен.
1. Деревянный или металлический стержень, на концах которого помещаются колеса. Тележная ось. Вагонная ось. Автомобильная ось. Задняя ось.
2. Прямая линия, проходящая внутри какого-нибудь тела и обладающая особыми свойствами (напр. неподвижностью при вращении тела, прохождением через геометрический центр симметрии и т.п.; мат., физ.). Ось вращения. Ось симметрии. Оптическая ось. Ось кристалла.
3. перен. Главнейшее основное направление, вокруг которого развертываются события, явления (книжн. ритор.). Ось переговоров - достижение соглашения об ограничении вооружений.
ж.
1.
Деревянный или металлический стержень, на концы которого надеваются колеса.
2.
Деталь, поддерживающая вращающиеся части машин или механизмов.
3.
Воображаемая неподвижная прямая, проходящая через центр какого-либо тела или пространства.
4.
перен.То основное, главное, вокруг чего развертываются какие-либо события, действия.
ОСЬ - деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся частей, не передающая полезного крутящего момента; бывают вращающиеся и неподвижные.
ОСЬ - в математике,1) ось координат - прямая с указанными на ней направлением, началом отсчета и выбранной масштабной единицей, служащей для определения положения точек.2) Ось симметрии - см. Симметрия.
Космическая ось является центральным пунктом времени и пространства; последней опорой всех вещей; тем, вокруг чего вращаются все вещи; стандарт; суть всего существующего. Символизируется Космическим Древом, священными горами, лучом небесным, осью, колонной, столбом, жезлом, веретеном, копьем, дротиком, пикой, прутом, пуповиной, ведущей осью повозки, шпонкой, шпилькой etc.
I I, ж., род. п. о́си, местн. п. на оси́, укр. вiсь, род. п. во́си, блр. вось, др.-русск., цслав. ось ἄξων, болг. ос, сербохорв. о̑с, словен. о̑s, род. п. osȋ, чеш., слвц. оs, польск. оś, в.-луж. wóska, н.-луж. wós, полаб. vüs (Долобко, ZfslPh 3, 131). Родственно лит. аšìs "ось", лтш. ass, др.-прусск. assis, др.-инд. ákṣas м., авест. аšа-, лат. ахis, ирл. aiss "повозка", греч. ἄξων "ось", д.-в.-н. ahsa ж. "ось", см. Траутман, ВSW 14 и сл.; Арr. Sprd. 305; М.–Э. 1, 145; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 78; IF 5, 58; Мейе, ВSL 25, 144. Первонач., вероятно, атематическая основа.II II, ж. "высевки, мякина", нижегор., смол.; возм., вместо ость (см.). Сравнивают с лит. аšаjоs мн. "шелуха, кожура" (Куршат), гот. аhаnа "мякина", лат. асus, -eris – тоже, греч. ἄχνη ж. "мякина, высевки, пух" (из *aḱsnā); см. Маценауэр, LF 12, 168.
жен.
1) axis мн. axes вращаться вокруг своей оси ≈ to revolve on its axis по направлению оси ≈ axial земная ось ≈ axis of the equator продольная ось ≈ longitudinal/long axis
2) (колеса) axle
3) тех. axle, spindle;
pin угол оптических осей ≈ axial angle ведущая ось ≈ driving-axle вертикальная ось ≈ pintle тех.ж. axis ( pl. axes);
(машины, механизма) axle;
перен. hub;
~ вращения axis of revolution;
оптическая ~ axis of vision;
~ событий hub of events.
axis, axle, pin hinge, center pin,(шарнира) pin, pintle, center shaft, shaft, spindle
f.axis, axle, real axis, real line; главная ось, principal axis, major axis; real axis
ж
Achse f
задняя ось — Hinterachse f
передняя ось — Vorderachse f
земная ось — Erdachse f
ось ж Achse f c задняя ось Hinterachse f передняя ось Vorderachse f земная ось Erdachse f
ж.
1)axe m; arbre m(вал); essieu m(у колес экипажа, вагона и т.п.)
2) геом., физ., перен. axe m
ж.
eje m (в разн. знач.); peón m(тк. колеса)
ось симме́трии — eje de simetría
земна́я ось — eje terrestre
ж.
1)asse, perno m; assale m(автомобиля, шасси самолета)
ось вращения — asse di rotazione
2)перен. asse, perno m, punto centrale / focale
3) перен. полит.(союз) asse
ось Берлин - Рим — Asse Berlino-Roma
ОСЬ, воображаемая прямая линия, вокруг которой вращается некоторое тело или которая определяет вращение. В механике ось - это линия, которая проходит в продольном направлении через центр стержня или вращающегося вала. В географии и астрономии это линия, проходящая через центр планеты или звезды, вокруг которой они вращаются. Длина оси Земли от северного до южного географических полюсов равна 12 700 км. Ось Земли наклонена под углом 66,5° к плоскости, в которой располагается орбита ее движения вокруг Солнца. Математическая ось - это фиксированная линия, например, ось х, у или z, которую избирают для начала отсчета.
ОСЬ о́си и оси́, на оси́; мн. род. -ей; дат. -сям; ж.
1. Стержень, на котором держатся колёса, вращающиеся части машин, механизмов и т.п. Ось телеги. Передняя, задняя о. О. колеса, пушки. Вращающаяся, неподвижная о.
2. Спец. Воображаемая прямая, проходящая через центр симметрии или центр тяжести какого-л. тела. О. симметрии. О. вращения. О. кристалла. О. резьбы. О. самолёта. Земная о. Вращаться вокруг своей оси.
3. чего или какая. То, вокруг чего развёртываются какие-л. события, действия. О. событий. Комическая о. водевиля. Шоссе оставалось осью главного удара.
4. О военном или политическом союзе (двух и более государств, называемых иногда по их столицам, административным центрам). Державы фашистской оси.
◁ Осево́й, -а́я, -о́е. (1-3 зн.). О-ая линия. О. болт. О. стержень сюжета, пьесы. О. цилиндр (спец.; центральная часть нервного волокна, по которой идут нервные импульсы; центральная часть стебля и корня растения).
* * *
осьI
деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся частей, не передающая полезного крутящего момента; бывают вращающиеся и неподвижные.
II
(матем.), 1) ось координат — прямая с указанными на ней направлением, началом отсчёта и выбранной масштабной единицей, служащей для определения положения точек.2) Ось симметрии — см. Симметрия.
ОСЬ — (1) в прикладной механике — стержень, опирающийся на опоры и поддерживающий вращающиеся части машин (колёса вагонов) или механизмов (зубчатые колёса часов). В отличие от вала (см.) О. не передаёт полезного крутящего момента (см. (5)), а работает в основном только на изгиб (см.). Различают О. неподвижные, если вращающиеся части свободно насажены на О., и подвижные, если они закреплены и вращаются вместе с О.; (2) О. вращения — неподвижная прямая, вокруг которой в пространстве совершается вращение (см.) или поворот на некоторый угол; (3) О. нейтральная — в сопротивлении материалов — линия в поперечном сечении изгибаемой балки, делящая сечение на две части, в одной из которых слои материала балки, лежащие на вогнутой её стороне, сжимаются, а лежащие на выгнутой стороне растягиваются. Нейтральный же слой, расположенный близ нейтральной О., не испытывает никакой деформации (см.), а только искривляется; (4) О. оптическая — оптическая ось; (5) О. симметрии (см. рис.) — неподвижная прямая, относительно которой каждые две точки, лежащие на одном перпендикуляре к этой прямой, находятся по разные стороны от неё на одинаковом расстоянии; (6) О. — это прямая, на которой путём задания единичного вектора указаны направление, единица длины и начало отсчёта (ось абсцисс, ось ординат, числовая ось, ось аппликат, координатная ось и др.).
axis, axle, pin hinge, center pin,(шарнира) pin, pintle, center shaft, shaft, spindle
* * *
ось ж.1. (воображаемая линия) axis
на одно́й оси́ — in line (with), in alignment (with), aligned
по оси́ — axially, endwise
прикла́дывать моме́нт к оси́ — apply a torque about an axis
(вращение́, ско́рость и т. п. [m2]) относи́тельно оси́ — (rotation, velocity, etc. ) about an axis
2. (деталь машины, преим. неподвижная) axle; (преим. подвижная) shaft
ось абсци́сс — axis of abscissas, X-axis, abscissa axis
откла́дывать по оси́ абсци́сс — lay off as abscissa, plot on the abscissa
ось а́нкера час. — pallet shaft
ось апплика́т — Z-axis
ось бала́нса час. — balance shaft
ось бандажи́рованного валка́ прок. — roll mandrel
больша́я ось геод. — longer [major] axis
ось бороздно́го колеса́ — furrow axle
ваго́нная ось ж.-д. — car axle
ось валка́ прок. — arbor, spindle
веду́щая ось — driving [guide] axle
ось ВПП ав. — (centre) line of the runway
визи́рная ось — axis of sight
враща́ющаяся ось — live axle
ось враще́ния
1. мат. axis of rotatation
2. (гироскопа) spin axis
3. (руля самолета) hinge axis, hinge line
ось вре́мени — time axis
гла́вная ось — principal axis
отбива́ть гла́вную ось (при разметке) — draw the base(-line)
двойнико́вая ось (кристалла) — twining axis
действи́тельная ось — real(-number) axis, axis of reals
ось деформа́ции сопр. — axis or strain
ось дифференциа́ла — differential shaft
ось доро́ги — centre-line of a road
измери́тельная ось (гироскопа) — sensitive axis
ось ката́ния — axis of rolling
ось кача́ния — axis of oscillation
колё́сная ось ж.-д. — wheel axle
ось координа́т — coordinate axis
ось кре́на ав. — roll axis
кристаллографи́ческая ось n [m2]-го поря́дка — n -fold crystallographic axis
ма́лая ось геод. — minor [shorter] axis
мгнове́нная ось — instantaneous axis
мни́мая ось — imaginary axis, axis of imaginaries
ось напряже́нии сопр. — axis or stresses
нача́льная ось — reference axis; initial axis
нейтра́льная ось мех. — neutral axis
опти́ческая ось
1. (прибора) optical axis
2. (кристалла) optic axis
ось ордина́т — vertical scale, Y-axis, axis of ordinates
откла́дывать по оси́ ордина́т — lay off as ordinate, plot on the ordinate
ось пла́вания — axis of buoyancy, axis of flotation
побо́чная ось — secondary [auxiliary] axis
ось полево́го колеса́ с.-х. — land axle
поля́рная ось (кристалла) — polar axis
пото́чная ось аргд. — wind axis
продо́льная ось — longtitudial axis; (самолета, судна) fore-and-aft axis
ось простра́нственных координа́т — solid axis
ось пути́ — centre line of a track
ось пьезокриста́лла, механи́ческая — mechanical axis [Y-axis] of a piezocrystal
ось пьезокриста́лла, опти́ческая — optical axis [Z-axis] of a piezocrystal
ось пьезокриста́лла, электри́ческая — electric axis [X-axis] of a piezocrystal
ось ры́скания ав. — yaw axis
свя́занная ось аргд. — body axis
ось симме́трии — axis of symmetry
строи́тельная ось (напр. прокатного стана, самолета) — construction line
ось тангажа́ ав. — pitch axis
ось фигу́ры (гироскопа) — spin axis
ось шарни́ра — hinge axis; (деталь) hinge pin
ж.
1)(средняя линия) asse m
2) машиностр. asse m, assale m; albero m ( см. тж вал)
•
ось зеркально-поворотной симметрии — крист. asse di simmetria composta
коллиматорная ось, коллимационная ось — астрон. asse di collimazione
кристаллографическая ось симметрии — asse di simmetria cristallografica
- ось абсцисс
- ось амплитуд- ось анкера
- ось антиклинали
- ось аппликат
- ось аффинности
- ось балансира
- ось баланса
- геометрическая ось балки
- ось барабана
- бегунковая ось
- боковая ось
- ось боковой силы
- большая ось
- ведомая ось
- ведущая ось
- вертикальная ось
- вещественная ось
- ось визирования
- винтовая ось
- ось винтового поворота
- ось волновода
- вращающаяся ось
- ось вращения
- мгновенная ось вращения
- ось времени
- входная ось
- выходная ось
- геомагнитная ось
- геометрическая ось
- ось гироскопа
- главная ось
- горизонтальная ось
- двойная ось
- двойниковая ось
- действительная ось
- ось дендрита
- дендритная ось
- ось дороги
- ось дроссельной заслонки
- жёсткая ось
- ось жилы
- задающая ось
- задняя ось
- земная ось
- зеркально-поворотная ось
- ось изгиба
- инверсионная ось
- инерциальная ось
- ось инерции
- главная ось инерции
- истинная ось
- ось канала ствола
- ось качания
- ось колебания
- колёсная ось
- ось коллинеации
- ось контрпривода
- ось координат
- ось крена
- ось кривизны
- ось криволинейной симметрии
- ось кривошипа
- кристаллографическая ось
- ось кручения
- ось лобового сопротивления
- магнитная ось
- малая ось
- междуполюсная ось
- ось мира
- мнимая ось
- ось моментов
- направляющая ось
- нейтральная ось
- неподвижная ось
- несущая ось
- ось несущего винта
- нормальная ось
- ось нутации
- ось объектива
- опорная ось
- ось опрокидывания
- оптическая ось
- ось ординат
- ось ориентации здания на солнце
- ось ортогональной симметрии
- основная ось
- ось отсчёта
- параллельная ось
- ось пары сил
- передняя ось
- плавающая ось
- побочная ось
- ось поворота
- подвижная ось
- ось подъёмной силы
- полая ось
- полностью разгруженная ось
- ось полотна
- полуразгруженная ось
- полюсная ось
- ось поляризации
- поперечная ось
- ось преломления
- ось прецессии
- ось призмы Николя
- программируемая ось
- продольная ось
- ось проективного преобразования
- ось проекции
- промежуточная ось
- ось пути
- ось равновесия
- радикальная ось
- разбивочная ось
- ось растра
- ось рыскания
- ось рычага
- ось с вильчатыми концами
- свободная ось
- ось симметрии
- большая ось симметрии
- малая ось симметрии
- ось симметрии 2-го порядка
- ось симметрии 3-го порядка
- ось симметрии 4-го порядка
- ось симметрии 6-го порядка
- сложная ось симметрии
- ось синклинали
- ось сканирования
- ось склонения
- ось скручивания
- ось с кулаками по концам
- ось сопротивления
- составная ось
- ось сочленения
- спаренная ось
- сплошная ось
- средняя ось
- ось тангажа
- трубчатая ось
- ось тяги
- упорная ось
- упругая ось
- установочная ось
- фокальная ось
- фокусная ось
- холостая ось
- центральная ось
- ось центров
- часовая ось
- числовая ось
- ось шарнира
- ось шасси
- ось шпинделя
- электрическая ось
- ось якоря
астр., матем., техн., физ.
вісь, род. о́сі
- азимутальная ось
- аффинная ось- большая ось
- ведущая ось
- вертикальная ось
- винтовая ось
- гантельная ось
- главная ось
- горизонтальная ось
- действительная ось
- дендритная ось
- деформированная ось
- естественная ось
- изогнутая ось
- координатная ось
- кристаллографическая ось
- магнитная ось
- малая ось
- мгновенная ось
- мнимая ось
- нейтральная ось
- неподвижная ось
- несущая ось
- нулевая ось
- оптическая ось
- ось абсцисс
- ось аппликат
- ось вращения
- ось инерции
- ось качаний
- ось колебаний
- ось кручения
- ось ординат
- ось пары
- ось проекций
- ось профиля
- ось сечения
- ось симметрии
- ось склонений
- ось фигуры
- подобная ось
- полярная ось
- поперечная ось
- продольная ось
- радикальная ось
- свободная ось
- спаренная ось
- фокальная ось
- центральная ось
- числовая ось
астр., матем., техн., физ.
вісь, род. о́сі
- азимутальная ось
- аффинная ось- большая ось
- ведущая ось
- вертикальная ось
- винтовая ось
- гантельная ось
- главная ось
- горизонтальная ось
- действительная ось
- дендритная ось
- деформированная ось
- естественная ось
- изогнутая ось
- координатная ось
- кристаллографическая ось
- магнитная ось
- малая ось
- мгновенная ось
- мнимая ось
- нейтральная ось
- неподвижная ось
- несущая ось
- нулевая ось
- оптическая ось
- ось абсцисс
- ось аппликат
- ось вращения
- ось инерции
- ось качаний
- ось колебаний
- ось кручения
- ось ординат
- ось пары
- ось проекций
- ось профиля
- ось сечения
- ось симметрии
- ось склонений
- ось фигуры
- подобная ось
- полярная ось
- поперечная ось
- продольная ось
- радикальная ось
- свободная ось
- спаренная ось
- фокальная ось
- центральная ось
- числовая ось
1) колесная ось;
2) ведущая колесная ось.