прародителей описано Моисеем в книге Бытия (гл. 3). Это повествование иудеи и христиане всегда считали действительным историческим фактом, за исключением александрийских учителей, Климента и Оригена, видевших в рассказе аллегорический покров для обозначения душевного состояния. Все участники нарушения заповеди Божией — диавол, Адам и Ева — за преступление получили наказание; прародители были изгнаны из рая. Но последствия грехопадения не ограничились для прародителей только этим. Самая их природа утратила многие достоинства, как в физическом, так и в духовном отношении. А кроме того, первородный грех своими гибельными последствиями отразился и на всех их потомках вследствие преемственного принятия от них не только природы, но вместе с нею и греховной порчи. Ветхий к Новый Завет согласно учат о таком значении Г. и его последствиях. В святоотеческой литер. первых 4-х в. вопрос о степени порчи природы человеческой после Г. не подвергался детальному разъяснению. В V в. в споре блаженного Августина, еп. гиппонского, с британцем Пелагием высказались противоположные взгляды на порчу природы человеческой и на остатки добра после Г. Адамова. Вопрос этот в связи с более общим — о спасении человека — в течение многих веков волновал богословов и разделял их на партии. См. Благодать.
П. Васильев.
ГРЕХОПАДЕ́НИЕ, -я, ср. (книжн.). Нравственное падение, поступок, совершённый в нарушение норм общественной морали [первонач. падение первых людей, Адама и Евы, вкусивших запретный плод от древа познания].
-я, ср.
По библейскому сказанию: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заветов бога.
||
перен. книжн. ирон. Нарушение общественных норм поведения, морали и т. п.; проступок.
ГРЕХОПАДЕ́НИЕ, грехопадения, мн. нет, ср. первонач., в библейском мифе, - впадение в грех, греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола нарушивших завет, данный им богом, а до тех пор бывших безгрешными (церк.).
|| перен. Поступок, представляющий собою измену какому-нибудь идеалу, высоким моральным правилам, убеждениям, честности и т.п. (книжн. ритор. или ирон.). Политическое грехопадение.
ср.
1.
Нарушение первыми людьми - Адамом и Евой - заповеди Бога [Бог I] об абсолютном повиновении, повлекшее за собою - по библейскому сказанию - изгнание из рая и наказание не только для них, но и для потомков.
2.
перен.Поступок, представляющий собою измену какому-либо идеалу, каким-либо принципам, убеждениям.
(первородный грех), в иудейской и христианской религии нарушение Адамом и Евой запрета вкушать плоды с древа познания добра и зла. Искушенная змеем (т.е. дьяволом), Ева убедила Адама попробовать яблоко с этого древа: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наг+ …" (Бытие, гл. 3, ст. 7). Г. Адама и Евы - постоянный сюжет мирового искусства. В перен. смысле Г. - поступок, нарушающий нормы общественного поведения и нравственности.
ср. the Fall библ.;
fall перен.с. библ. the Fall;
перен. fall.
с. библ., ирон.
chute f
с.
1)библ. caída f; pecado original
2) книжн. ирон. pecado m, caída f
с. книжн.
(первородный грех) peccato originale / d'origine
в христианском вероучении, "первородный" грех прародителей, Адама и Евы, решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность - плод их общения с Богом - была знаком их нравственного совершенства: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились". Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь, воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Однако змей, посулив Еве, что в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и они будут "как боги, знающие добро и зло", убедил Еву нарушить заповедь, а Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял. Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия, по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в. (Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей, сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий исторической интерпретации.
См. также ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
ГРЕХОПАДЕ́НИЕ -я; ср. Книжн.
1. Нравственное падение, поступок, представляющий измену какому-л. идеалу, принципам, убеждениям или нарушающий общественные нормы поведения, морали и т.п.
2. = Перворо́дный грех.
см. Грех, см. Женщина (1,Б и В).