Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Симеон)

    то же, что Симеон — библ. имя, которое носили многие известные лица: 1) апостол Петр (см.); 2) С. Кананит, тоже апостол, называемый Лук. IV, 15 и Деян. I, 13 "Зилотом" (см.). 3) С. один из "братьев" И. Христа (Мф. XIII, 55; Марк. VI, 3). 4) С. Киринеянин, иудей из гор. Кирены, на которого воины возложили крест падавшего под тяжестью его И. Христа на пути к Голгофе (Мф. XXVII, 32; Марк. XV, 21; Лук. XXIII, 26). 5) С. Прокаженный (Мф. XXVI, 6—13; Мрк. XIV, 3—9) — живший в Вифании (по всей вероятности, один из исцеленных Господом от проказы), принявший Иисуса незадолго до Его страданий и смерти, именно за два дня до Пасхи. На этой вечери Мария, сестра Лазаря, помазала миром ноги Господа в знак имевшего вскоре наступить Его погребения. От синедриона уже дано было тогда грозное повеление тотчас давать знать ему, где находится Иисус (Мф. XXVI, 1—5 и др.). 6) С. (Лк. VII, 40, 50) — один из фарисеев Галилеи, в дом которого был приглашен однажды Иисус Христос разделить трапезу. В это время одна грешница, узнав, что Господь возлежит здесь в доме С., принесла алавастровый сосуд с миром, стала позади у ног Господа и начала со слезами омывать ноги Его, отирать их волосами головы своей и мазать миром. Простив грешнице грехи ее, Господь сказал ей: "иди с миром, вера твоя спасла тебя". 7) С. "Деян. IX, 43; X, 6) — христианин в Иоппии, по прозванию Кожевник, в доме которого долгое время жил ап. Петр после воскрешения Тавифы и отсюда был призван для проповеди Евангелия в Кесарии к Корнилию сотнику.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Константин Романович (16.8.1887 — 30.6.1966, Москва), советский историк, книговед, библиограф, доктор исторических наук (1964). Окончил Московский университет (1911). С 1939 до конца жизни работал в Фундаментальной библиотеке общественных наук АН СССР. Преподавал библиографию в Московском библиотечном институте. Изучал историю энциклопедий, историческую библиографию, проблемы реферативной периодики, статистику мировой печати и др. В области теории библиографии и её терминологии исследования С., начатые с 30-х гг., подытожены в словаре «Библиография. Основные понятия и термины» (изд. посмертно в 1968). Основные труды по зарубежной библиографии; им составлены таблицы «Иностранная универсальная библиография» (1940), написаны учебник «Иностранная общая библиография» (1941), монография «История иностранной библиографии» (1963).

    Лит.: Кричевский Г. Г., К. Р. Симон как библиограф и книговед, в кн.: Теория и история библиографии. Сб. ст. в память К. Р. Симона, М., 1969; Хавес Б. М., Список печатных работ К. Р. Симона [и литературы о нём], там же.

    И. В. Гудовщикова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    simon

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Симон (евр. Шимон, от глагола"слышать"):

    1) апостол см. Петр (Мф 10:2);

    2) другой ученик Иисуса по прозвищу "ревнитель" (арам. канай, в Синод. пер. - Кананит, Мф 10:4; Мк 3:18; греч. зелотос, в Синод. пер. - "зелот", Лк 6:15; Деян 1:13). Судя по этому прозвищу, он, очевидно, ранее принадлежал к партии зелотов, непримиримых борцов против римского ига;

    3) один из братьев Иисуса (Мф 13:55; Мк 6:3);

    4) отец Иуды Искариота (Ин 6:71; 13:26);

    5) фарисей, в доме к-рого во время трапезы некая женщина умащала ноги Иисуса миром (Лк 7:36-50);

    6) житель Вифании, страдавший проказой и предположительно исцеленный Иисусом. Когда Иисус принимал участие в праздничной трапезе в его доме, Мария из Вифании возлила миро Ему на голову. Вероятно, С. был другом или родственником Лазаря (Мф 26:6-13; Мк 14:3-9; Ин 12:1-8);

    7) киринеянин, т.е. выходец из области Киренаика в Северной Африке, к-рый был принужден нести крест Иисуса (Мф 27:32). Он был отцом Александра и Руфа (Мк 15:21; ср. Рим 16:13);

    8) волхв в Самарии, изумлявший народ своим иск-вом. Когда Филипп проповедовал там Евангелие и творил чудеса, С. примкнул к нему и был крещен. Когда впоследствии С. увидел, что "чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый", он предложил апостолам деньги, чтобы иметь "власть" делать то же самое. Петр сурово осудил его, и С. попросил заступничества апостолов, чтобы его не постигла кара (Деян 8:9-24). В позднейшей лит-ре С. упоминается как отец всех лжеучителей и родоначальник "лжеименного гносиса"; сообщается о споре, состоявшемся между ним и Петром в Риме;

    9) кожевник в Иоппии, у к-рого жил Петр (Деян 9:43; 10:6,17,32).

  7. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  8. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (испытатель, оценщик, а вероятнее - услышание) - имя нескольких лиц:

    а) (Сир.50:1) Симон первый, сын и преемник первосвященника Онии I-го, за свое благочестие и благотворительность прозванный праведным.

    б) (3Мак.2:1) первосвященник Симон II, сын и преемник Онии II-го. Его деяния описаны в 3Маккавейской.

    в) (2Мак.3:4 и др.) Симон из колена Вениаминова, бывший попечитель храма Иерусалимского при Селевке Филопаторе и Антиохе IV Епифане.

    г) (1Мак.2:3,65, 1Мак.5:17,20,21, 2Мак.10:19,20 и др.) Симеон Маккавей, последний сын Маттафии, принял начальство над Иудеею после Ионафана, брата своего. Сам отец Симона пред смертью назвал его мужем совета и советовал всем прочим сынам своим во всех трудных обстоятельствах слушаться Симона. Симон еще при жизни отца, а потом и по смерти его вместе с своими братьями принимал самое живое и деятельное участие в деле освобождения своего народа от ига язычников (1Мак.2:65). Иудеи благоденствовали под мудрым управлением Симона, и радовался Израиль великою радостью, говорит свящ. историк, и сидел каждый под виноградом своим и под смоковницею своею, и никто не страшил их, и не осталось на земле никого, кто бы воевал против них, и цари смирились в те дни. Тогда народ Иерусалимский, видя все это что сделал для него Симон и не зная чем выразить ему и всему его дому благодарность за его благодеяния и подвиги, общим советом положил на медных досках начертать все его заслуги и общим согласием постановил, чтобы Симон был начальником и первосвященником во век, пока не восстанет Пророк Верный. Акт сего постановления, начертанный на медных досках, поставлен на видном месте во дворе храма (1Мак.14:4,15, 16-24, 25-49). К сожалению, счастливому правлению Симона не соответствовала кончина его. Он коварно был убит своим зятем Птоломеем, который был поставлен от него начальником над равниною Иерихонскою, но не довольствуясь тем хотел властвовать над всею страною Иудейскою (1Мак.16:11,22).

    д) Симон Петр (Мат.4:18 и др. ). см. Петр Ап.

    е) (Мат.13:55, Мар.6:3 ) Симон из сродников Господних по плоти. см. Братья Господа нашего И. Х.

    ж) (Иоан.6:71 ) отец Иуды Искариотского (Иоан.13:2,26).

    з) (Лук.7:40,50) Симон, один из фарисеев Галилей, в дом которого был приглашен однажды Господь Иисус Христос разделить трапезу. В это время одна женщина города, грешница, узнавши что Господь возлежит здесь в доме Симона, принесла алавастровый сосуд с миром, стала позади у ног Господа, начала слезами омывать ноги Его, отирать их волосами головы своей и мазать миром. Простив грешнице грехи ее, Господь сказал ей: "иди с миром, вера твоя спасла тебя".

    и) (Мат.26:6,13, Мар.14:3,9) Симон Прокаженный, живший в Вифании (по всей вероятности, один из исцеленных прежде сего Господом от проказы), принявший Иисуса в качестве почетного гостя незадолго до Его страданий и смерти, именно за два дня до Пасхи. На этой вечери Мариа, сестра Лазаря, помазала миром ноги Господа, в знак имевшего вскоре наступить Его погребения. От синедриона уже дано было грозное повеление тотчас давать знать ему, если узнают, где находится Господь (Мат.26:1,5 и др. ). Сколько же самоотвержения, сколько любви и преданности надо было иметь ко Христу, чтобы в своем доме делать вечерю для Него, и притом только за два дня до Его страданий и смерти! Но таково свойство истинной веры, соединенной с любовью.

    к) (Мат.27:32, Мар.15:21 и др.) Симон Киринейский (один из Иудеев, из города Киринеи, или Кирена в Ливии, в Африке, на з. от Египта), которого заставили понести крест Спасителя, когда Он пал под тяжестью креста. В Ев. от Марка говорится, что он был отец Александра и Руфа (как полагают, того самого Руфа, который упоминается в послании к Римлянам) (Мар.16:13 ). Как бы то ни было, из этого факта становится очевидным, что сыновья Симона были весьма известные лица при написании Евангельских повествований и что упоминание их имен служит не малым доказательством истинности и подлинности самых Евангелий.

    л) (Мат.10:14, Мар.3:18, Лук.6:15, Деян.1:13 ) Симон Кананит или Зилот - один из 12 апостолов. Зилоты составляли фанатическую секту Иудеев и отличались особенною ревностью к соблюдению обрядового закона. Кананитом назывался потому,что происходил из Каны, города Галилейского. Предание греч. Церкви считает его тем женихом, на браке которого были Господь и Богоматерь и где Господь претворил воду в вино (Иоан.2:1,11). По сошествии св. Духа на апостолов, он просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Киринее, Ливии, Нумидии и Мавритании; по другому же преданию, он проповедовал на Британских островах и даже в Вавилонии и Персии, где и скончался мученически в Персидском городе Суанире, или Сумире. Православная Церковь празднует память его 10 мая и 30 июня.

    м) (Деян.8:9 ) Симон волхв, уроженец Самарии, прославившийся своею магиею и выдававший себя за великую силу Божию. Несмотря на свое чародейство, Симон волхв уверовал во Христа и крестился; но как показывает его последующая история, уверовал и крестился не по чистому побуждению, а именно, вследствие корыстолюбия и алчности, так как он хотел испросить себе у апостолов за деньги низведение даров св. Духа. ап. Петр грозно обличил его за такое покушение получать дар Божий за деньги и Симон показал при этот вид раскаяния (Деян.8:9,24); но после он обратился с новою ревностью к волхвованию и ложными чудесами многих привлекал к себе. В Риме имел состязание с ним св. ап. Петр и посрамил его, воскресив сына одной благородной вдовы, которого Симон тщетно старался представить ожившим. Волхв, в доказательство своего могущества хотел вознестись на небо, и успел подняться до некоторой высоты, но, по молитве Петра, это очарование исчезло: волхв упал и погиб бедственным образом - по одним, от болезни, по другим, от отчаяния.

    н) (Деян.9:43,Деян.10:6 ) Христианин в Иоппии по прозванию кожевник, в доме которого долгое время жил ап. Петр после воскресения Тавифы, и отсюда был призван для проповеди Евангелия в Кесарии к Корнилию сотнику.

    о) (2Езд.9:32) один из Израильтян, имевших жен иноплеменных.

  9. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  10. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    С’имон (слышание, слушание) —

    а) (Мат.4:18; Мат.10:2; Мат.16:17; Мат.17:25; Мар.1:16,29,30; Мар.3:16; Мар.14:37; Лук.4:38; Лук.5:4,5,8,10; Лук.6:14; Лук.22:31; Лук.24:34; Иоан.1:40 -42; Иоан.21:15 -17; Деян.10:32 а; Деян.11:13; Деян.15:14 ) — первоначальное имя ап. Петра (см.);

    б) (Мат.10:4; Мар.3:18; Лук.6:15; Деян.1:13 ) — Кананит (Зилот), один из двенадцати Апостолов; (см. Апостол, Зилот, Кананит)

    в) (Мат.13:55; Мар.6:3 ) — один из братьев Иисуса по плоти; (см. братья Иисуса )

    г) (Мат.26:6; Мар.14:3 ) — «прокаженный» (возм., один из исцеленных от проказы), житель Вифании, принимавший Господа в своем доме;

    д) (Мат.27:32; Мар.15:21; Лук.23:26 ) — Киринеянин, отец, видимо, известных Александра и Руфа, которого встретив, воины заставили нести крест Спасителя;

    е) (Лук.7:40,43,44) — фарисей, пригласивший к себе Иисуса (см. ст. 36);

    ж) (Иоан.6:71; Иоан.12:4; Иоан.13:2,26) — отец (предок) Иуды Искариота;

    з) (Деян.8:9,13,18,24) — волхв в земле Самарийской;

    и) (Деян.9:43; Деян.10:6,17,32б) — кожевник из Иоппии, у которого гостил ап. Петр.

  11. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  12. Реальный словарь классических древностей


    • Simon,

    Σίμων, последователь Сократа, см. Plato, Платон, I, в конце.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей



  14. Москва (энциклопедия)

  15. Источник: