род музыкальной фантазии, не связанной определенной формой. Р. пишется преимущественно в национальном духе, как бы в подражание народным греческим Р. Наибольшую известность получили венгерские Р. для фортепиано Листа. В последнее время писались Р. для оркестра норвежскими композиторами, а также французом Лало.
Н. С.
(от греч. rhapsodía — пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода (См. Рапсоды))
вокальное или инструментальное произведение, которое как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода, а также певца-сказителя национального эпоса др. стран. Для Р. характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем, эпический дух. Особую популярность приобрели фортепианные Р., созданные Ф. Листом [15 «Венгерских рапсодий» (1846—85), «Испанская рапсодия», 1863]. В этих Р. использованы подлинные народные темы (венгерских цыган и испанские). Несколько фортепианных Р. написал И. Брамс (опусы 79 и 119). Создавались также Р. для оркестра («Славянские рапсодии» Дворжака, «Испанская рапсодия» Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра— «Норвежская рапсодия» Дало, для фортепиано с оркестром — «Украинская рапсодия» Ляпунова, «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершвина, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова) и для др. составов. Р. писали и советские композиторы («Албанская рапсодия» Караева для оркестра).
Лит.: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960; Salmen W., Geschichte der Rhapsodic, Z. — Freiburg in Breisgau, 1966.
греч. бессвязный стихотворный отрывок.
РАПСО́ДИЯ, -и, жен. Музыкальное произведение на темы народных песен, эпических сказаний. Венгерская р. Листа.
-и, ж.
1.
У древних греков: отрывок из эпического произведения, исполняемый рапсодом.
2.
Инструментальное или вокально-инструментальное произведение на темы народных песен, танцев.
Венгерская рапсодия Листа. Украинская рапсодия Ляпунова.
[греч. ‛ραψωͺδία]
(иноск. иронич.) — рассказы (намек на рапсодии Гомера в смысле бессвязных стихотворных отрывков), а также — болтовня
Ср. Княгиня рассказывала мне не совсем легальные вещи из политических рапсодий.
Лесков. Пламенная патриотка.
Ср. Rapsodie (фр.) — отрывок из гомеровских поэм.
Ср. ραπσωδία (ραπτειν, сшивать — ωδη, песнь) — сшитая из разных сочинений песня.
РАПСО́ДИЯ, рапсодии, жен.
1. У древних греков - отрывок из эпического произведения, исполняемый рапсодом (ист.).
2. Большое музыкальное сочинение для инструмента или оркестра, состоящее из нескольких разнородных частей, преим. на темы народных песен, сказаний (введено композитором Листом; муз.). Венгерские рапсодии Листа. "Славянская рапсодия" Дворжака. «Уверяю вас! даже листовскую рапсодию исполнял!» Чехов.
ж.
1.
Малая эпическая песня, исполняемая древнегреческим рапсодом под аккомпанемент струнного инструмента; песня рапсода.
отт. Любое народное эпическое произведение.
2.
Виртуозное инструментальное произведение, чаще всего свободной формы, использующее напевы народных песен и танцев.
РАПСОДИЯ (греч. rhapsodia) - музыкальное произведение (инструментальное), как бы воссоздающее исполнение рапсода. Рапсодию отличают свобода формы (разноплановые эпизоды), использование народно-песенных тем, эпический характер (фортепианные рапсодии Ф. Листа).
РАПСОДИЯ (от греческого rhapsoidia, буквально - сшивание песен), в 19 - 20 вв. инструментальные произведения, близкие фантазии, поэме (Ф. Лист, М. Равель, Дж. Гершвин).
жен.;
муз. rhapsodyж. rhapsody.
ж муз.
Rhapsodie f, pl -dien
рапсодия ж муз. Rhapsodie f, pl -di|en
ж. муз.
rapsodie f
ж. муз.
rapsodia f
ж.
rapsodia
РАПСО́ДИЯ -и; ж. [греч. rhapsodia]
1. У древних греков: отрывок из эпического произведения, исполняемый рапсодом.
2. Инструментальное или вокально-инструментальное произведение на темы народных песен, танцев. Венгерская р. Листа. Украинская р. Ляпунова.
* * *
рапсо́дия(греч. rhapsōdía), 1) в античной Греции — пение сказителя-рапсода.2) В музыке XIX—XX вв.— инструментальное произведение, близкое фантазии, поэме (сочинения Ф. Листа, М. Равеля, Дж. Гершвина).
* * *
РАПСОДИЯРАПСО́ДИЯ (греч. rhapsodia), музыкальное произведение (инструментальное), как бы воссоздающее исполнение рапсода(см. РАПСОДЫ). Рапсодию отличают свобода формы (разноплановые эпизоды), использование народно-песенных тем, эпический характер (фортепианные рапсодии Ф. Листа(см. ЛИСТ Ференц) ).
(греч. rapodia - пение или декламация нараспев эпич. поэм, эпич. поэма, букв. - песнь, рапсода; нем. Rhapsodie, франц. rapsodie, итал. гарsodia) - вокальное или инструментальное произведение свободной формы, слагающееся как последование разнохарактерных, порой остроконтрастных эпизодов. Для Р. типичны использование подлинных нар.-песенных тем, эпич. дух. Р. как бы воссоздаёт выступление нар. певца-рапсода; временами в ней воспроизводится его речитация. Назв. "Р." первым дал серии своих песен и фп. пьес X. Ф. Д. Шубарт (3 тетради, 1786). Самая ранняя фп. Р. была написана В. Р. Галленбергом (1802). Важный вклад в утверждение жанра фп. Р. внесли В. Я. Томашек (ор. 40, 41 и 110, 1813-14 и 1840), Я. В. Воржишек (12 Р. ор. 1, 1814). Особую популярность приобрели Р., созданные Ф. Листом (19 "Венгерских рапсодий", с 1847; "Испанская рапсодия", 1863). В этих Р. использованы подлинные нар. темы - венг. цыган и испанские (мн. эпизоды, вошедшие в "Венгерские рапсодии", первоначально были опубликованы в серии фп. пьес "Венгерские мелодии" - "Mйlodies hongroises..."; "Испанская рапсодия" в 1-й ред. 1844-45 носила назв. "Фантазия на испанские темы"). Неск. фп. Р. написал И. Брамс (ор. 79 и 119, более короткие и строгие по форме сравнительно с листовскими; пьесы ор. 119 первоначально были названы "Каприччи"), Создавались также Р. для оркестра ("Славянские рапсодии" Дворжака, "Испанская рапсодия" Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра - "Норвежская рапсодия" Лало, для фп. с оркестром - "Украинская рапсодия" Ляпунова, "Рапсодия в блюзовых тонах" Гершвина, "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова), для певцов, хора и оркестра (рапсодия Брамса для альта соло, хора и оркестра на текст из "Зимнего путешествия на Гарц" И. В. Гёте). Р. пишут и сов. композиторы ("Албанская рапсодия" Караева для оркестра).
Литература: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960; Jankйlйwitch VI., La rhapsodie, verve et improvisation musicale, P.,1955; Salmen W., Geschichte der Rhapsodie, Z. - Freiburg in Br., 1966.Каждый, кто знает это слово, наверное, прежде всего связывает его с именем Ференца Листа. Венгерские рапсодии Листа -- вдохновенные музыкальные повествования о родине великого композитора, о народе Венгрии, о ее истории. Написаны Венгерские рапсодии в свободной форме и являются своего рода фантазиями на народные темы. Греческое слово «rhapsodia» означает народная эпическая песнь. Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы-рапсоды. Рапсодом был и великий Гомер, а рапсодиями -- главы его бессмертных поэм «Илиада» и «Одиссея», которые он, а за ним и другие рапсоды, исполняли нараспев, аккомпанируя себе на кифаре или лире. В XIX веке название рапсодия пришло в профессиональную европейскую музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение, как правило, -- для рояля или оркестра, в котором звучат мелодии песен или танцев разных народов. Кроме Венгерских рапсодий Листа, большой известностью пользуются рапсодии Брамса, Славянские рапсодии Дворжака, Испанская рапсодия Равеля. А Рахманиновым создана рапсодия для фортепиано с оркестром не на народные темы, а на тему одного из произведений великого композитора-скрипача Никколо Паганини. Она так и называется: Рапсодия на тему Паганини.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.