Словарь Брокгауза и Ефрона

    название особого класса священнослужителей в системе древнееврейского культа. К Л. принадлежали все потомки сына Иаковова Левия, колено которого, как давшее еврейскому народу Моисея, получило исключительное право на священнослужение. Священнослужители у евреев разделялись на три степени: первосвященники, священники и Л. К последним принадлежали все те потомки Левия, которые не попали в первые два разряда священнослужителей. На них лежали низшие обязанности священнослужения; они охраняли порядок при богослужении, руководили народом при жертвоприношениях, входили в состав хоров. Из Л. же выходили по преимуществу летописцы, так как искусство письма поддерживалось почти исключительно этим коленом. В материальном отношении Л., как не наделенные землей, находились в зависимости от своих собратьев: это имело ту выгодную сторону, что не давало Л. выродиться в замкнутую, гордую своим богатством жреческую касту, как бывало у других народов древнего Востока. При царе Давиде Л. числилось38000 чел. от 30 лет и старше. Л. существовали до основания христианства, в среде которого переходили в христианских пастырей (Деян., VI, 7).

    А. Л.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (древнеевр.)

    служители религиозного культа у древних евреев; происхождение Л. не вполне выяснено: по преданию, Л. — потомки «колена» Леви (одного из племён иудейско-израильского племенного союза, 2—1-е тыс. до н. э.). В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. Л. были жрецами древнееврейских периферийных святилищ, а в культе центрального храма Яхве в Иерусалиме играли второстепенную роль. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. образовали замкнутую корпорацию, имели в собственности земли, получали десятину. В 6 в. до н. э. — 1 в. н. э. значение Л. в культе Иерусалимского храма Яхве и жизни иудейского общества заметно возросло, хотя они оставались в подчинении у ведущей категории жрецов-священников (коханим).

    Лит.: Vaux R. de, Les institutions de l'ancien testament, v. 2, P., 1960, p. 213—31 (Le Lévitisme); Gunneweg A. Н. Y., Leviten und Priester, Gott., 1965.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕВИТЫ - служители религиозного культа у древних евреев.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    в Библии, потомственное и уставное священство. Левиты считались потомками Левия, однако возможно, что многие левиты не принадлежали к колену Левия и набирались из других колен (Суд 17:7-9). Храмовое священство, по традиции, ограничивалось кругом левитов, являвшихся прямыми потомками Аарона (кохены). В священные обязанности левитов входило служение Яхве, истолкование пророчеств, совершение всесожжений (род жертвоприношений) и обучение народа закону Яхве (Втор 33:10). Храмовые жертвоприношения совершались одними кохенами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании скинии, а впоследствии - Храма. В эпоху Второго храма левиты убивали и подготавливали животных для жертвоприношений, а кроме того, обеспечивали музыкальное сопровождение богослужений и пели псалмы. За левитами, в отличие от других колен, не была закреплена какая-то определенная территория. Вместо этого им были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать свое священство десятинами и пожертвованиями. Эта повинность стала главным фактором, вызвавшим восстание десяти северных колен после смерти Соломона (ок. 930 до н.э.). Вождь этого восстания, Иеровоам, изгнал из нового царства Израиля всех левитов и учредил полностью мирское священство. Многие еврейские семьи имеют священническое или левитское происхождение, на которое указывают фамилии Коган или Леви (Левин). В настоящее время левиты призываются к чтению Писания в синагоге после кохенов.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    леви́ты

    служители религиозного культа у древних евреев; потомки Левия, из колена которого вышел Моисей.

    * * *

    ЛЕВИТЫ

    ЛЕВИ́ТЫ, служители религиозного культа у древних евреев.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.

    Л., потомки трех сыновей Левия (см. Левий) см. Гирсона, см. Каафа и см. Мерари - делились на гирсонян, каафитян и мераритян. В пустыне Господь избрал Л. в Свою нераздельную собственность как возмещение за первенцев Израиля, и они были посвящены на служение Ему (Чис 3:6-8,12,13; см. Первородство, первородный). Из числа Л. были назначены и Священники - Аарон и его сыновья (Исх 28:1). Т.о., внутри колена Левия следует различать священников из рода Аарона, к к-рому должен был принадлежать и первосвященник, и остальных левитов, к-рые хотя и происходили от Левия, но не были потомками Аарона. Л. не получили, как все остальные колена, удела в Ханаане; их "частью" был Сам Господь (Чис 18:20). В распоряжение Л. были отданы 48 городов (по четыре от удела каждого колена) вместе с пастбищами для скота. Израильтяне отдавали Л. десятину (см. Десятина) от собранного урожая и от скота, первые плоды и первенцев животных, а также части от приносимых Господу жертв (см. Исх 23:19; Лев 27:30-33; Чис 18:21-24; 35:1-8). В свою очередь Л. отдавали десятую часть от полученного священникам (Чис 18:26-32; Неем 10:39). Л. следовало приглашать на все устраиваемые израильтянами жертв. трапезы (Втор 12:12,18; 14:27,29; 16:11).

    II:

    1) Л. подчинялись священникам. В число их обязанностей, к-рые определены в Чис 3; 4; 18, входила охрана святилища, однако им не позволялось приближаться ни к утвари святилища, ни к жертвеннику (Чис 18:3). К служению привлекались Л. в возрасте от 25 до 50 лет (Чис 8:23-26). Согл. Чис 4:23, Л. в возрасте от 30 до 50 лет выполняли работы в скинии собрания, а также переносили саму скинию и ее утварь (ст. 46,47; ср. 1Пар 23:3-5). Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Давид снизил возрастной ценз до 20 лет (ст. 25-27; ср. 2Пар 31:17; Езд 3:8). Но, возм., только с 30-летнего возраста Л. начинали исполнять все возлож. на них обязанности, в т.ч. и самые важные. Обряд посвящения Л. описан в Чис 8:5-22;

    2) служение Л., особенно певцов и музыкантов, было по-новому организовано Давидом (1Пар 16:37-42; 23:1 - 26:28). Подобно священникам, Л. - певцы, музыканты и привратники - были разделены на 24 отделения (чреды), регулярно сменявших друг друга в служении; часть же Л. Давид назначил чиновниками и судьями (1Пар 26:29-32; ср. 2Пар 19:8-11);

    3) в особо торжеств. случаях Л. надевали дорогие льняные одежды (1Пар 15:27; 2Пар 5:12). Для выполнения тяжелых работ в святилище, для заготовки дров и доставки воды в распоряжении Л. находились см. Нефинеи (евр. нетиним, "данные"), к числу к-рых принадлежали гаваонитяне и военнопленные.

    III.

    После разделения царства оставшиеся в Северном царстве иудеи утратили связь с Иерусалимским храмом, и поэтому многие священники и Л. покинули Израиль и отправились в Иудею (2Пар 11:13,14), где могли служить Богу согл. Его заповедям. Л. участвовали в свержении Гофолии (2Пар 23), в восстановлении храма при Иоасе (2Пар 24:5), способствовали проведению реформ царей Езекии (2Пар 29-31) и Иосии (2Пар 34-35); они помогали священникам наставлять народ в Законе (2Пар 17:8,9). Среди евреев, возвратившихся из вавил. плена, были и Л. (Езд 2:40-42; 8:15-19), к-рые возобновили свое служение (Езд 3:8,9; Неем 12:27-30; 13:22) и были восстановлены в своих прежних правах (Неем 10:38 и след.; 12:44-47). Нек-рые Л. женились на язычницах (Езд 10:23,24). В НЗ наряду с Л. из притчи Иисуса (Лк 10:32) упоминаются также левитские привратники (служители первосвященников; Ин 7:32,45,46; 18:3; Деян 5:22,26) и их начальники (Лк 22:4,52; Деян 4:1; 5:24,26). Л. из евр. диаспоры был кипрянин см. Варнава (Деян 4:36).

  11. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  12. Советская историческая энциклопедия

    служители религ. культа у древних евреев; по преданию, потомки "колена" Леви (одно из племен, входившее в иудейско-израильский плем. союз). Входя в состав персонала храма Яхве в Иерусалиме, Л., в отличие от жрецов, не участвовали непосредственно в жертвоприношениях. Л. делились на группы: музыканты, лица, ведавшие хоз. деятельностью храма, привратники, писцы и судьи. В пользу Л. взималась десятина. Л. располагали поселениями, где находились их зем. владения и пастбища. После возвращения иудеев из Вавилонского плена (после 538 до н. э.) численность Л. сократилась, хотя они продолжали играть значит. роль в жизни иудейского общества вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 н. э.

    Лит.: Ранович А., Очерк истории древнееврейской религии. (Вводная ст. ак. Н. Никольского), М., 1937.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    лев’иты — строго говоря, это все потомки Левия, но Писание постоянно исключает из их числа священников и говорит: «священники и левиты» (и даже: «и сыны Левия» — Езд.8:15 ). Они одни оказались верными Моисею, Господними, когда возник первый бунт идолопоклонства в стане (Исх.32:26 ) и с того дня посвятили руки свои Господу (Исх.32:29 ). В дальнейшем были периоды, когда левитское служение почти полностью прекращалось — во времена судей и после разделения царств, но когда восставал благочестивый царь и возобновлялось богослужение в храме, они приходили на его призыв. Левиты были призваны на служение Богу взамен всех первенцев Израиля (Чис.3:5,9,11-13). Левиты были обязаны по закону служить от 20 (25 или 30) лет до 50 лет (Чис.4:3; Чис.8:24 -25; 1Пар.23:3,24,27; 2Пар.31:17; Езд.3:8 ), исполняя все работы в скинии, а затем — в храме. На них лежала также обязанность отправлять некоторые гражданские обязанности (1Пар.26:29,32; 2Пар.19:11 ) и учить народ (2Пар.17:8 -9; 2Пар.35:3 а). В Писании упомянуты два исчисления левитов. Первое было сделано у Синая и в нем было исчислено 22000 левитов (Чис.3:15,39) (сумма по родам составляет 22300, Чис.3:22,28,34). Второе исчисление было сделано в конце путешествия по пустыне и в него вошло 23000 левитов (Чис.26:62,64). В обоих случаях исчислялись все потомки Левия мужского пола от одного месяца и выше. При этом во втором исчислении не оказалось ни одного из исчисленных в первом исчислении, следовательно, среди них не было ни одного старше 40 лет. Содержание левитов складывалось из десятин, приносимых народом от всякого труда, из которых они в свою очередь отделяли десятину в пользу священников (Чис.18:21,24,26-28). В Новом Завете о левитах упоминается только в следующих четырех местах: Лук.10:32; Иоан.1:19; Деян.4:36; Евр.7:11. На приведенной схеме показаны основные потомки Левия, ставшие главами священнических и левитских поколений (см. тж схемы к словам Елеазар и Ифамар и Приложение 8 ). (см. первосвященник, священник)

    | Левий||||||

    ||||||||

    | Гирсон,| Кааф,||| Мерари|| главы родов левитов

    ||||||||||

    | Ливни| Амрам,|| Ицгар| Махли,| Муши| главы поколений левитов

    |||||||||||

    ||| Аарон,| Моисей||||||

    |||||||||||

    ||| Елеазар,| Ифамар|||||| главы родов священников

    ||||||||||||

    | 1Пар.6:17,20-21,39-43| священники| священники| 1Пар.6:33 -38|| 1Пар.6:44 -47|

    ||||||||||||

    ||||||| Самуил||||

    ||||||||||||

    | Асаф| Садок| Авиасаф| Еман|| Ефан| (время Давида)

  15. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  16. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (Исх.4:14 ). Под сим наименованием, говоря вообще, разумеются все потомки Левия; но по отделении одного семейства колена Левина для отправления священнических обязанностей, члены оного начали отличаться названием и обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующее выражение: священники и левиты (3Цар.8:4, Иоан.1:19 ). В особенной связи с означенным племенем вся политическая деятельность Евреев приняла ту отличительную форму, в которой она проявилась с большею или меньшею точностью в продолжении всего длинного периода их национальной истории. Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход (Исх.32:25,29). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидал идолопоклонство Евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: "Кто Господень, иди ко мне". На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины (Исх.32:26 ), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, "и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (ст. 28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело. В кн. Чис. подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (гл. 3). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: "в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека да скота; они должны быть Мои. И вот, Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои (Чис.3:5,13). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих Израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на Гирсонян, Мераритян, Каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (ст. 23-37). Главными обязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служении первоначально в Скинии, а потом в храме; когда Израильтяне переходили с места на место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной и снова устанавливать ее, носить свящ. сосуды, музыкальные инструменты и проч. Каафяне имели наблюдение за Ковчегом завета и свящ. сосудами (ст. 29-31); Герсоняне и Мераритяне разделяли между собою прочие обязанности по особому назначению. Стан в пустыне располагался с трех сторон Скинии. Но когда Евреи оседло поселились в земле Ханаанской и Скиния была установлена в определенном месте, колену Левиину отвели для их жительства 48 городов, в числе которых 13 были назначены для священников. Города левитам назначались и в уделах прочих колен, с целью распространения их по всей стране, для удобнейшего расширения религиозного знания и влияния их между всем народом (Чис.35:1,8, Нав.21:20,42). Служение в Скинии производилось левитами поочередно. Городами убежища назначены пять из левитских и один из священнич. городов. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких обязанностей, были назначены десятины со всех произведений, из которых впрочем они в свою очередь отдавали десятую часть священникам (Чис.18:20,29). По водворении Евреев в земле Ханаанской и во времена Судей, мы находим только случайные указания на левитов, именно до самого времени учреждения у Евреев монархического образа правления. Но вот при торжественном восстановлении общественного богослужения, при Давиде, левиты снова являются с своим исключительно выдающимся церковным характером (1Пар.15:2, 27). К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38,000 чел., от тридцати лет и выше (1Пар.23:3 ), и из них, назначены для дела в Доме Господнем двадцать четыре тысячи, как свидетельствует о том свящ. историк (1Пар.23:4 ). Все они были разделены Давидом на особые чреды по именам сынов Левия: Гирсона, Каафа и Мерари, по тысяче в каждой чреде. Другая часть левитов была отделена, по словам священного историка, на то чтобы провещевать на цитрах, псалтирях и кимвалах, и они были отчислены на дело своего служения, в количестве 288 чел. (1Пар.25:7 ). Остальная часть левитов имела своею обязанностью отворять и затворять двери храма (1Пар.26:1,19), охранять храм от входа в оный людей почему либо нечистых (2Пар.23:19 ). Шесть тысяч из них были назначены писцами и судиями (1Пар.23:4 ). Остальные имели своею обязанностью смотреть за свящ. сокровищами (1Пар.26:20,28). Таким образом все колено Левиино тем или другим путем вообще было занято делами или прямо относящимися к храму и богослужению иди определено к важнейшим делам гражданской администрации (1Пар.26:32, 2Пар.19:11 ). По разделении царства Израильского при Ровоаме, левиты, жившие в пределах отпадших от него колен, оставили свои города и предградия и переселились в землю колен Иудина и Вениаминова. С сего времени мы опять встречаем в свящ. книгах Ветхого Завета только случайные указания на левитов. Когда вступал на престол какой либо Иудейский благочестивый царь, ревновавший об истинном богопочитании в своем царстве, то левиты всегда оказывались деятельными сотрудниками и помощниками его в этом святом деле (2Пар.19:8,10, 2Пар.29:12,13). Число возвратившихся левитов с Заровавелем из Вавилонского плена простиралось до 340 или 360 чел. (Езд.2:40,42). Некоторые из них находились в плену, поженились на иноплеменницах, впрочем, по убеждению Ездры, расторгли свой незаконный брак (Езд.10:23,24). Со времени возвращения из плена левиты почти совсем не упоминаются в свящ. истории, за исключением разве трех или четырех раз в Н.З. (Лук.10:32, Иоан.1:19, Деян.4:36 ). Варнава, один из наиболее выдающихся лиц во времена апостольские, был левит. Верность левитов своему призванию особенно восхваляется у пр. Малахии (Мал.2:5,7). В кн. (Отк.7:7 ) запечатленных от кол. Левиина значится двенадцать тысяч.

  17. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: