(Berni) — итальянский поэт, род. в Тоскане около 1496, † в 1536 г. Лучшие из его поэтических произведений "Catrina, Alto scenico rusticale" (Флоренц., 1567); "Opere barlesche" (2 т., Флоренция, 1548—55, 3 т., Лонд., 1723 и друг.) и "Orlando innamorato" (Вен., 1541, многократно издано впоследствии, лучш. издание 2 т., Флор., 1827—28). Последнее представляет собой шутливую переделку рыцарской поэмы Боярдо того же названия, отличается превосходным языком и звучностью стиха, и имело такой успех, что вызвало массу таких же веселых подражаний, образовавших целую литературу, называемую по имени Б. "Poesia Bernesca". Ср. Vigili, "Francesco B." (Флоренция, 1881).
Берни (Berni) Франческо (около 1497, Лампореккьо, Валь-ди-Ньеволе, ‒ 26.5.1535, Флоренция), итальянский поэт-сатирик. В своей переделке поэмы М. Боярдо «Влюблённый Роланд» Б. выступил против завоевателей Италии. Снижая героику, он высмеивал фантастические образы рыцарских романов. Б. создал особый пародийный жанр ‒ «бернеско». В своих сатирах, написанных терцинами (т. н. капитоли), Б. в возвышенном стиле говорил о предметах обыденных или низменных, нагромождал противоречивые образы в духе поэзии барокко. Б. ‒ зачинатель жанра герои-комической поэмы, получившей развитие в литературе 17‒18 вв. В сатирических сонетах нападал на пап, тиранов, ханжей.
Соч: Poesie е prose, Gen.‒Firenze, 1934; в рус. пер.‒Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, составитель Б. И. Пуришев, М., 1959.
Лит.: Де Санкт и с Ф., История итальянской литературы, т. 1‒2, М., 1963‒64.
И. Н. Голенищев-Кутузов.
Бе́рни Франческо
(Berni) (около 1497 — 1535), итальянский поэт-сатирик, высмеивавший в сонетах ханжей, пап, тиранов; создатель пародийного жанра «бернеско»; политические суждения Берни выражены в переработанной им поэме М. М. Боярдо «Влюблённый Роланд».
* * *
БЕРНИ ФранческоБЕ́РНИ (Berni) Франческо (около 1497, Лампореккьо, Валь-ди-Ньеволе — 26 мая 1535, Флоренция), итальянский поэт-сатирик.
Берни создал особый пародийный жанр — «бернеско». В сатирах, написанных терцинами (так называемыми капитоли), в возвышенном стиле говорил о предметах обыденных или низменных, нагромождал противоречивые образы в духе поэзии барокко. Явился также зачинателем жанра героикомической поэмы, получившей развитие в литературе 17—18 вв. В сатирических сонетах нападал на пап, тиранов, ханжей. В своей переделке поэмы М. Боярдо(см. БОЯРДО Маттео Мария) «Влюбленный Роланд» выступил против завоевателей Италии. Снижая героику, он высмеивал фантастические образы рыцарских романов.