Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Giovanni-Battista Niccolini) — известный итал. поэт (1785—1861), родом из Сан-Джулиано, близ Пизы. Решительное влияние на развитие его поэтического дарования имела близость с Уго Фосколо. Первый опыт Н. — "La peste di Livorno", поэма в терцинах — появился в 1804 г. Королева Этрурии Элиза назначила его библиотекарем и профессором истории во Флорентийской академии художеств (1807). Успех первой трагедии его, "Polissena" (1810), вызвал целый ряд трагедий Н. также на античные темы: "Medea", "Ino e Temisto", "Edipo", "I Sette a Tebe". В 1815 г. он написал драму из современной жизни "Matilda", в 1819 г. — политическую драму "Nabuco"; под ассирийскими именами фигурируют здесь Наполеон, Мария-Луиза, Пий VII, Коленкур и др. современные деятели. Опубликовав ряд работ о связи поэзии с живописью, о независимости искусства, о Микеланджело, он в 1827 г. вновь выступил с политической драмой "Antonio Foscarini", вызвавшей целую бурю среди сторонников и противников либеральных воззрений автора. В "Giovanni da Procida" (1830), имевшем огромный успех, Н., несмотря на цензурные стеснения, дал энергическое выражение ненависти итальянцев к чужеземному господству. Меньшее впечатление произвели драмы "Lodovico Sforza", "Rosmonda d'Inghilterra" и "Beatrice Cenci", но в "Arnoldo di Brescia" талант автора и его популярность достигли высшей точки. Последним драматическим произведением Н. была трагедия "Filippo Strozzi" (1847). Кроме того, он оставил в рукописи "Stofia della casa di Hohenstaufen". Более историк, чем драматург, и более проповедник, чем художник, Никколлини представляет собой тип тенденциозного, боевого, политического поэта. Смелый ненавистник деспотизма, он покорный последователь литературной традиции; его условная декламация не дала бы успеха его произведениям, если бы они не были одушевлены великой мыслью национальной свободы. Любовной интриге он отводил лишь второстепенное место; мир прошлого служит у него всегда лишь для намеков на современность. Собрания соч. Н.; изданные им самим, неполны (Флоренция 1823 и 1831; Каполаго, 1835); полное собрание вышло после его смерти в Милане (1862).

    См. Вануччи, "Ricordi della vita e delle opere di G.-B. N." (Флор., 1866).

    Ар. Горнфельд.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Niccolini)

    Джованни Баттиста (29.10.1782, Баньи-ди-Сан-Джулиано, — 20.9.1861, Флоренция), итальянский поэт и драматург эпохи Рисорджименто. Первые трагедии в традициях классицизма: «Медея», «Поликсена» (1811), «Навуходоносор» (1819). Славу Н. принесли революционные трагедии романтического характера: «Антонио Фоскарини» (1827, рус. пер. 1882), «Джованни Прочида» (1831), «Арнольд Брешианский» (1843), «Беатриче Ченчи» (1844). В драматургии Н. героико-патриотический пафос сочетается с резкой антицерковной сатирой.

    Соч.: Opere edite ed inedite, v. 1—8, Mil., 1860-80.

    Лит.: Полуяхтова И. К., История итальянской литературы XIX века. (Эпоха Рисорджименто), М., 1970, с. 159—69; Guastalla R., La vita e le opere di G. B. Niccolini, Livorno, 1917.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Никколини

    НИККОЛИНИ Джован Баттиста (Giovan Battista Niccolini, 1782—1861) — итальянский поэт и драматург. Р. в Тоскане в обедневшей дворянской семье. В молодые годы Н. участвовал в тосканском революционном движении и сидел в тюрьме. Литературное образование получил во Флоренции, юридическое — в университете Пизы. В молодости был близким другом Уго Фосколо (см.), оказавшего большое влияние на его творчество.

    Н. — выразитель взглядов передовой части формировавшейся буржуазии первых десятилетий XIX в., когда раздробленная Италия была под властью сначала Франции, а потом Австрии. Творчество Н. проникнуто ненавистью к политическому и религиозному деспотизму и мечтой о создании единой независимой Италии.

    Наибольшую популярность создали Н. его трагедии. В начале своей лит-ой деятельности Н. брал сюжеты для них из античной литературы («Эдип», «Медея», «Поликсена» и др.), потом перешел к романтическим историч. драмам с политич. сюжетом, имевшим большой успех. В трагедии «Навуходоносор» (Nabucco, 1816) под вымышленными ассирийскими именами выведены Наполеон I, Мария-Луиза, папа Пий VII и др.; деспотизму Наполеона противополагается республиканец Корно. В драме «Антонио Фоскарини» (Antonio Foscarini, 1827; русский перев. В. Крестовского, «Дело», 1882, IV), направленной против тирании папы и императора, под видом Венеции XVII в. изображена современная Тоскана, страдающая под гнетом австр. режима. Те же мотивы протеста против гнета Австрии звучат и в другой очень популярной трагедии — «Джованни да Прочида» (Giovanni da Procida, 1830). Лучшая трагедия Н. «Арнольд Брешианский» (Arnaldo da Brescia, 1843) — резкий протест против власти папы и вместе с тем апофеоз демократической республики.

    После 1848 Н. писал исключительно лирические стихотворения, проникнутые идеей национального освобождения. Излюбленная форма стихотворений Н. — сонет.Библиография:

    I. Opere edite ed inedite, ordinate da D. Pallavni, 2 vv., Firenze, 1860—1861; Opere postume, 2 vv., Firenze, 1860—1866; Opere edite ed inedite, curata da C. Gargiolli, 8 vv., 1860—1880.

    II. Vannucci A., Ricordi della vita e delle opere di G. B. Niccolini, 2 vv., Firenze, 1866; Zardo A., G.-B. Niccolini e F. Schiller, Padova, 1883; Leoni U., L’uomo politico nell’ Arnaldo da Brescia di G.-B. Niccolini, Roma, 1901.

  5. Источник: Литературная энциклопедия