(от греч. сл. αναπαίω, т. е. обращенный или поставленный в обратном порядке дактиль, см. это слово) — название трехсложного размера стиха, состоящего из двух кратких и одного долгого слога напр. мудреца, клевета.
(греч. anapaistos, буквально — отражённый назад; обратный дактилю)
в античной метрике трёхсложная стопа длительностью в четыре моры (См. Мора), состоящая из двух кратких слогов и долгого слога в конце стопы. В силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. в русском) — трёхсложная стопа, в которой вслед за двумя неударными слогами располагается ударный слог (∪∪—):
(А. А. Фет).
муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест- матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов.
АНА́ПЕСТ, -а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
| прил. анапестический, -ая, -ое.
и (устар.) анапе́ст, -а, м. лит.
Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными слогами, например:
Если па́|смурен де́нь, | если но́чь | не светла́, | Если ве́|тер осе́н|ний бушу́ет (Н. Некрасов, Рыцарь на час).
[греч. ’ανάπαιστος]
АНА́ПЕСТ, анапеста, муж. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: «Бедняки | ему пес|ню поют.» Некрасов.
м.
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю - букв. - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
муж.;
лит. anapaestм. лит. anapaest.
м лит.
Anapäst m
анапест м лит. Anapäst m 1a
м. лит.
anapeste m
м. лит.
anapesto m
АНАПЕСТ — в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU—» В силлабо-тоническом стихосложении — стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».
АНА́ПЕСТ -а; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если па́смурен де́нь, / если но́чь / не светла́, / Если ве́/тер осе́н́ний бушу́ет).
◁ Анапести́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы.
* * *
ана́пест(от греч. anápaistos — обратный дактилю, буквально — отражённый назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге (схема ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («Та́м, в ночно́й завыва́ющей сту́же», А. А. Блок). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического анапеста — 4- и 3-стопный (с середины XIX в.).
* * *
АНАПЕСТАНА́ПЕСТ (от греч. anapaistos — обратный дактилю, букв. — отраженный назад), стихотворный метр(см. МЕТР (в стихотворении)), образуемый 3-сложными стопами(см. СТОПА), с сильным местом на 3-м слоге (схема И И — ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение(см. СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ) («ТА́м, в ночнО́й завывА́ющей стУ́же», А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
(от греч. anapaisios, букв. - отражённый назад). 1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование двух лёгких и одной тяжёлой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться; как правило, большее число приходится на слабые доли и меньшее - на сильную. Характерный затакт, к-рый вдвое продолжительнее сильной доли, позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. Благодаря преобладанию накопления (2 доли) над разрядкой (1 доля) А. обладает большой ритмич. энергией. Это обусловливает его место в форме муз. произв. - гл. обр. не в началах разделов, а в подходах, предыктах к новым разделам и в заключительных построениях:
М. И. Глинка. "Вальс-фантазия" (окончание).Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым третьим тактом. 2) В антич. метрике и по аналогии с ней А. наз. фигуру из двух коротких и одного долгого звука, типа
.
В. Н. Холопова.