Словарь Брокгауза и Ефрона

    так назывались в древней церкви лица, назначенные для надзора за принадлежавшими к ней женщинами и получившие для прохождения этого служения посвящение. Учреждение этого служения восходит к временам апостольским. Ап. Павел в Послании к римлянам упоминает о Д. Фиве. Собор Лаодикийский и св. Епифаний тех же лиц называют старицами (πρεςβύτιδες), потому что на эту должность выбирали старых вдов или дев. По постановлениям апостольским в Д. должны избираться целомудренные девы или, по крайней мере, вдовы, бывшие только за одним мужем, верные и благоговейные. По постановлениям Халкедонского собора, в Д. поставляли не прежде сорокалетнего возраста и, притом, по тщательном испытании. При некоторых церквях число Д. было весьма значительно: так, при константинопольской церкви, по постановлениям Юстиниана и Гераклия, положено быть 40 диакониссам. — Служение Д. состояло в следующем: они приготавливали женщин к крещению, уча, как и что они должны отвечать на вопросы совершающего крещение и как должны вести себя после крещения; помогали епископу при крещении женщин и вместо него делали помазание частей тела, за исключением лба; смотрели за дверью, в которую входили женщины в церковь, расставляли их по местам и наблюдали, чтобы они в церкви вели себя благочинно; присутствовали при беседах епископов, пресвитеров и диаконов с женщинами; заботились о благотворительности по отношению к женщинам и пр. В первые века Д. причислялись к клиру, и потому они поставлялись на свою должность через особое рукоположение. Молитва, читавшаяся при рукоположении, сохранилась в постановлениях апостольских. Лаодикийский собор такое рукоположение воспретил. Служение Д. прекращается на Вост. к XIII в., на Зап. в IX в. Особенное развитие служение Д. получило в протестантской церкви, в связи с успехами внутренней миссии, во второй половине настоящего века.

    П. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Ушакова

    ДИАКОНИ́ССА, диакониссы, жен. (лат. diaconissa) (ист.). В древней христианской церкви - девушка или вдова, наблюдавшая за соблюдением религиозных обрядов, выполнявшихся женщинами.

  3. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  4. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    . Учреждение диаконисс восходит ко временам апостольским: Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской, пишет ап. Павел к Римлянам (Рим.16:1 ). В правилах Лаодикийского собора (пр. IX) они называются старицами, так как на эту должность избирались старые вдовы, матери, имеющие не менее 60 лет от роду и единобрачные. Главные обязанности их состояли в том, чтобы смотреть за дверью, в которую женщины входили в церковь; наблюдать за девами и вдовами; учить девиц и женщин, принимаемых в церковь; помогать епископу при крещении женщин и вместо оного делать помазание частей тела, за исключением лба; заботиться о бедных и больных; присутствовать при уединенных беседах епископов, пресвитеров и диаконов с женщинами. Во времена гонений на христианство диакониссы иногда служили мученикам и мученицам в темницах, когда благоразумие не дозволяло делать подобные поручения диаконам. Вдовицами диакониссы называются потому, что избирались из вдовиц, но были диакониссы и из девственниц. Сестра св. Григория Нисского, Макрина, была диакониссою, будучи девою.

  5. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  6. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    диакон’исса (Рим.16:1 ) — в оригинале имеет значение «работница», «труженица». В Ветхом Завете только однажды упоминается о женщинах, служивших при скинии (1Цар.2:22, при этом в русской Библии «служащими» переведено «собирающимися» — срн. Лук.2:37 ).

  7. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.