изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. С. обыкновенно рисуются черною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних пор существовали в Китае (так наз. китайские тени) и, вероятно, оттуда проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст. сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы. Самое название С. родилось во Франции; оно происходит от Этьена Силуэтта (1709—1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à la Silhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не менее, любители С. и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. С. его работы, то рисованные пером и китайскою тушью, то гравированные на меди, по большей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках ("Двор Императрицы Екатерины П, ее сотрудники и приближенные", СПб. 1899). Соперником Сидо явился некий полковник Фр. Антинг, а подражателями — очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Но через несколько лет интерес к нему исчез как у нас, так и повсюду: вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле. Заброшенное таким образом рисование С. было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою (см.), изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. Бем.
А. С—в.
[франц. silhouette, от имени франц. генерального контролёра финансов Э. де Силуэта (Е. de Silhouette; 1709—67), на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля]. В широком смысле С. — характерное очертание предметов как в природе, так и в искусстве, подобное его тени. В узком смысле С. — вид графической техники: плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. С., нарисованный (тушью или белилами) либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контуром, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. Искусство С. известно с древности в Китае (где оно ещё сохранило свои традиции), Японии и других странах Азии. В Европе искусство С. распространилось с 18 в. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты (Ф. О. Рунге, А. Менцель, П. Коневка в Германии, Ф. П. Толстой, Е. М. Бем, Г. И. Нарбут в России). В сов. время в технике С. работали Е. С. Кругликова, Н. В. Ильин и др.
Лит.: Кузнецова Э., Искусство силуэта, [Л., 1970].
муж., франц. снимок с тени, с бокового очерка лица.
СИЛУЭ́Т, -а, муж.
1. Одноцветное плоскостное изображение предмета на фоне другого цвета. С. лица в профиль.
2. перен. Очертания чего-н., виднеющиеся в темноте, тумане. С. горного хребта.
3. Линии, контур одежды. Модный с. одежды.
| прил. силуэтный, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Одноцветное контурное изображение кого-, чего-л., нарисованное на однотонном фоне или вырезанное.
Есть у меня твой силуэт, Мне мил его печальный цвет; Висит он на груди моей И мрачен он, как сердце в ней. Лермонтов, Силуэт.
По стенам висело множество портретов, фотографий, силуэтов. Боборыкин, Ходок.
2.
Очертания чего-л. виднеющегося вдали, в темноте, в тумане.
На дворе было темно. Видны были одни только силуэты деревьев, да темные крыши сараев. Чехов, В потемках.
Иногда далеко в море показывался слабый силуэт военного корабля или транспорта. Катаев, Флаг.
3. архит.
Характерные, выразительные в художественном отношении очертания здания, воспринимаемые издали своими внешними контурами.
Силуэт и пропорции башен.
[франц. silhouette]
снимок с тени чего-либо (с бокового очерка лица)
Ср. Мы въехали в какую-то деревню. Вот мелькнули огоньки, силуэты изб...
Ант. П. Чехов. Жена. 7.
Ср. Шагах в десяти от горящей сосны ясно обрисовывался силуэт, в котором можно было с первого взгляда узнать фигуру Овцебыка.
Лесков. Овцебык. 6.
Ср. От времени до времени вырезываются силуэты ближайших деревьев...
Лесков. Смех и горе. 3.
Ср. Под низко опускавшимися фестонами маркизы, отличил он облаченный в белый батист, по утреннему, силуэт предмета своей страсти...
Маркевич. Бездна. 1, 3
Ср. Silhouette — силуэт, снимок с тени. Начало этого слова приписывается имени Силуэтта — министра финансов при Людовике XIV (1757 г.), известного своей экономией: всякая недорогая мода, вещь, не требующая большой затраты денет и времени, — по нем называлась силуэтом.
См. фестоны.
СИЛУЭ́Т, силуэта, муж.
1. Одноцветное контурное изображение человека, предмета на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.
2. перен. Смутные внешние очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане. «Вот мелькнули огоньки, силуэты изб.» Чехов. «От времени до времени вырезываются силуэты ближайших деревьев.» Лесков. (По имени франц. министра 18 в. Э. де Силуэта.)
м.
1.
Одноцветное контурное изображение кого-либо, чего-либо на фоне другого цвета.
2.
перен.Очертания кого-либо, чего-либо, различимые вдали, в темноте, в тумане.
3.
Внешнее очертание чего-либо; контур.
СИЛУЭТ (франц. silhouette) - очертание предмета, подобное его тени; вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются (тушью или белилами) или вырезаются из бумаги и наклеиваются на фон.
СИЛУЭТ (французское silhouette), очертание предмета, подобное его тени; вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов (рисунок тушью или белилами, а также вырезанный из бумаги и наклеенный на фон).
муж. silhouetteм. silhouette.
(видеоэффект) video outline тлв
м
Silhouette f; Umriß m (-ss-)(контур)
силуэт м Silhouette ( z i l u - ] f c; Umriß m 1a (-ss-) (контур)
м.
silhouette f
силуэты гор — silhouette des montagnes
модный силуэт — ligne f à la mode
м.
silueta f
м.
profilo, siluetta f, siloetta f
СИЛУЭ́Т -а; м. [франц. silhouette]
1. Одноцветное плоскостное изображение лица или предмета на фоне другого цвета. С. женской головки. С. лица в профиль. Портретный с. Вырезать, набросать чей-л. с.
2. Очертание чего-л. виднеющегося вдали, в темноте, в тумане. На горизонте виднелся с. корабля. За окном поезда проплывают в сумерках силуэты деревьев. В полуосвещённом окне мелькнул женский с.
3. Внешнее очертание, контур, абрис, создающий общую форму. В моде - сильно приталенный с. Узкий, вытянутый с. юбки. В этом году с. женской одежды стал менее объёмным. Облегающий с. Пальто силуэта трапеция.
◁ Силуэ́тный, -ая, -ое. С. фотоснимок. С-ое изображение. С-ые очертания. ● По имени французского министра Э. де Силуэта, на которого была нарисована карикатура в виде теневого профиля.
* * *
силуэ́т(франц. silhouette), очертание предмета, подобное его тени; вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются (тушью или белилами) или вырезаются из бумаги и наклеиваются на контрастный фон.
* * *
СИЛУЭТСИЛУЭ́Т (франц. silhouette), очертание предмета, подобное его тени; вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются (тушью или белилами) или вырезаются из бумаги и наклеиваются на фон.
(видеоэффект) video outline тлв
* * *
силуэ́т м.:силуэ́т самолё́та (на навигационных приборах) — airplane symbol, miniature airplane
м.
sagoma f, siluetta f; profilo m
«СИЛУЭТ», восьмистишие Л. мадригального типа (1831). По предположению И. Андроникова, обращено к Н. Ф. Ивановой. В конце 1831 Л. написал три восьмистишия, между к-рыми существует очевидная связь (ср. «Как дух отчаянья и зла» и «Я не люблю тебя; страстей...»). Стихи объединены тематически (разрыв с любимой женщиной, память о к-рой никогда не изгладится в душе поэта) и поэтич. формой (ямбич. восьмистишия со сплошными мужскими рифмами). В «Силуэте» решение общей для всех трех стих. темы отличается наибольшей конкретностью: портрет (силуэт) любимой всегда рядом, постоянно напоминает о ней. Его черный цвет, цвет печали, определяет тональность воспоминаний поэта о прошедшей любви. Образ «тень блаженства» сближает «Силуэт» со стих. «Я видел тень блаженства; но вполне», принадлежащим к ивановскому циклу.В 1837 на основе трех назв. стих. Л. написал еще одно восьмистишие: «Расстались мы, но твой портрет», в к-ром первая строфа вобрала в себя поэтич. образность, фразеологию, ритм и интонацию стих. «Силуэт».Стих. положили на музыку: В. Иванов-Корсунский, С. Василенко, В. Дехтерев, А. Жак, Г. Свиридов и др. Автограф (черновой) — ИРЛИ, тетр. IV. Авторизов. копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 53 (по автографу). Датируется по положению в тетр. IV.Лит.: Андроников (13), с. 140; Рождественский Вс., Лирика гнева и печали, «Звезда», 1964, № 10, Удодов (2), с. 136—39.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.