Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Реми de Gourmont) — современный французский писатель. Критические статьи его имеют больше значения, чем его беллетристические произведения — романы, пьесы, поэмы, мелкие стихотворения ("Sixtine", "Le pè lerin du Silence", "Histoires magiques", "Oraisons mauvaises", "Lilith" и др.). В сборнике: "Le livre des masques" (с портретами работы Валоттона) соединены небольшие, не претендующие на особую глубину или обстоятельность, но очень часто весьма меткие, живо написанные статьи о современных французских писателях. Несколько работ Г. посвящены французскому языку: "Esth étique de la langue française", "Le problè me du Style". В 1900 г. он выпустил в свет книгу "La culture des id é es", в состав которой, наряду с некоторыми статьями, относящимися к вопросу об языке и стиле, вошли, между прочим, и такие очерки, как "Диссоциация идей", "Стефан Маллармэ и идея декадентства", "Вечное язычество", "Мораль любви". Новейшая книга Г. "Epilogues, r éflexions sur la vie" (вторая серия ее вышла в свет в 1904 году) — коллекция из 200 с лишком небольших заметок газетного характера, откликающихся на самые разнообразные явления в литературной, политической, общественной и научной сфере; наряду с балластом, здесь есть и безусловно удачные и яркие, при всей своей краткости, оценки.

    Ср. Pierre de Querion, "Remy de G., homme sage" ("Mercure de France", 1903, август); тому же автору принадлежит характеристика Г. в серия этюдов "C élébrités d'aujourd'hui".

    Ю. Веселовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Gourmont)

    Реми де (4.4.1858, Базош-ан-Ульм, департамент Орн, — 17.9.1915, Париж), французский писатель. Происходил из аристократической семьи. В 1882 опубликовал сборник стихов «Извержение вулкана». Критические этюды о современных писателях составили «Книгу масок» (1896—98, рус. пер. 1913); в предисловии к ней Г. изложил свою концепцию символизма, основными принципами которой являются крайний субъективизм, пренебрежение к отображению общественных явлений в литературе. В работах «Культура идей» (1900), «Проблема стиля» (1902) и др. Г. рассматривает вопросы эстетики, стиля и языка с позиций и теории «искусства для искусства». В книге «Под шквалом» (изд. 1916) писатель осудил империалистическую войну 1914—18.

    Соч. в рус. пер.: Цвета, М., [1910]; Девичье сердце, СПБ, [1910]; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Оренбурга, М., 1969.

    Лит.: Луначарский А. В., Р. де Гурмон, Собр. соч., т. 5, М., 1965; Cloliard Н., Histoire de la littérature française, du symbolisme a nos jours (de 1885 a 1914), v. I, P., [1952]; Gourmont J. de et Delle Donne R., Bibliographie des ceuvres de R. de Gourmont, P., [1922].

    Т.Г.Хатисова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Гурмон

    ГУРМОН Реми, де (Remy de Gourmont, 1858—1915) — французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма — «Mercure de France». Гурмон — плодовитый и многосторонний писатель. Крупную роль во французской лит-ре сыграли его философские очерки и критические статьи. Философия Г. адогматична и утверждает относительность всего сущего. Эстетические взгляды Гурмона — яркое выражение той тенденции к универсализму, к-рая возобладала во французской литературе конца XIX и начала XX вв. Позитивная наука и художественное творчество сливаются у Гурмона воедино; ему грезится идеал слияния всех проявлений человеческого духа. Г. — один из создателей художественной критики как жанра, но не меньшую художественную ценность имеют его натурфилософские и биологические этюды («Le physique de l’amour», 1908), его лингвистические опыты («Le probleme du style», 1893, «L’esthetique de la langue francaise», 1899 и др.) и историко-литературные работы. Он сочетает большую филологическую и историко-литературную эрудицию с популяризаторским дарованием; являясь, в общем, по своему методу эклектиком, все же дал немаловажные для истории литературы труды («Le latin mystique», 1902; «Dante, Beatrice et la poesie amoureuse», 1909; критические издания Теофиля де Вио, Сирано де Бержерака, некоторых средневековых памятников, как напр. «Aucassin et Nicolette»). Один из лучших знатоков средневековья, он извлекает оттуда все, что может быть как-либо воспринято эстетом-европейцем XX в. Его «Promenades litteraires» (Лит-ые прогулки, 1904—1914) представляют собой статьи о наиболее ярких лит-ых явлениях всех веков: он пишет о «фейных сказках» и о Бодлере, о Вилье де Лиль Адане, Маллармэ и Шекспире. Его «Livre des masques» (Книга масок, есть русский перевод) дает много портретов крупнейших деятелей современной ему литературы. «Новые веяния» 10-х годов XX века им уже не были затронуты. В области эстетических оценок Г. остается верен своему адогматизму. Общественные движения и отражение их в литературе Г. игнорирует. Убежденный сторонник искусства для искусства, он выражал взгляды чуждой общественных интересов верхушки буржуазной интеллигенции, материально обеспеченной и пресыщенной, ищущей утонченных впечатлений. Ей, гурманствующей, скользящей по поверхности всех эстетических впечатлений, и потребовалось легкое, утонченное и жизнерадостное мировоззрение, ни к чему не обязывающее, и эстетика, согласно которой искусство — только один из видов наслаждения. Таким мировоззрением проникнуты и художественные произведения Г. И здесь в центре — ощущения. В своей лирике он чрезвычайно конденсирует гаммы цветовых и звуковых ощущений; песенность, повторы, метафоры играют у него большую роль; лучшим его лирическим произведением является «Le livre des Litanies» (1891), где сгущенная эротика сочетается с ярким пантеизмом. Стих Гурмона часто переходит в ритмованную прозу с «припевами». В его новеллах («Couleurs», «Choses anciennes», 1907) и романах («Les chevaux du Diomede», 1896, «Sixtine», 1896, «COur virginal», 1907) приемы стихотворного языка доминируют («prose artistique»), действие сосредоточено вокруг нескольких эпизодов, связанных с теми или иными ощущениями (как например цвета в «Couleurs»); чрезвычайно большую роль и здесь играет эротика, порою весьма рискованного свойства. Влияние Г. на лит-ру огромно, но он не создал школы; его писания гораздо большее воздействие оказывали на пассивно воспринимающего читателя, нежели на писателей-символистов, для к-рых он был прежде всего организатором и философию которых выражал в своих этюдах.Библиография:

    I. Главнейшие произведения Г., кроме указанных: 1. Философия: La culture des idees, 1903; Le paganisme eternel (Вечное язычество), 1903; Promenades philosophiques, 1905; Epilogues: reflexions sur la vie, 1909; Dans la tourmente, 1916. 2. Эстетика, критика, история лит-ры: Le chemin de velours, 1902; La poesie populaire, 1910. 3. Лирика: Hieroglyphes, 1886; Simone, 1907. 4. Новеллы и романы: Merlette, 1889; Une nuit a Luxembourg, 1892; Le songe d’une femme, 1901; Proses moroses, 1903; Le pelerin du silence, 1908; Lettres d’un satyre, 1913. Русские переводы: Леда и Джиоконда, Интимн. роман в письмах, перев. Под редакцией А. Волынского, изд. «Посев», СПБ., 1909; Цвета, русский перев. Вилькиной, с предисл. З. Венгеровой, М., 1910 («Универ. биб-ка»); Книга масок, Под редакцией М. Волошина, изд. «Грядущий день», СПБ., 1912.

    II. Г. А., Живое слово и клише, «Русск. мысль», 1902, XI (по поводу статей Реми де Гурмона о стиле); Луначарский А. В., Реми де Гурмон, газ. «Киевская мысль», 1911, № 258; Его же, Гурмон и Крокан, газ. «День», 1915, № 302; Его же, Этюды критические, Зап.-европ. литература, М., 1925; Coulon Marcel, La complexite de Remy de Gourmont, «Mercure de France», 1909; Его же, Remy de Gourmont (ibidem, август, 1910); Escoube Р., La femme et le sentiment de l’amour chez Remy de Gourmont, 1923; Legrand-Chabrier, Remy de Gourmont et son Ouvre, 1926; Escoube Р., Remy de Gourmont et son Ouvre, 1927.

    III. Querlon P., de, Remy de Gourmont: biographie, suivie d’une bibliographie, 1923.

  5. Источник: Литературная энциклопедия