(церк.) — входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание "красным вратам" иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов (III, 2). Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются насупротив алтаря. Называются вратами царскими оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. В царских В., при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами или святыми называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские В. на литургии входит Царь славы "датися в снедь верным" (Тип., гл. 9 и 22); название святых им присвоено оттого, что через них выносятся св. Дары и непосвященным не дозволяется входить в них — через царские В. могут входить только священнослужители. Царские В. называются еще великими, по сравнению с северными и южными вратами (см. ниже), и по величине благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию их при богослужении. Открытие царских врат изображает отверзтие небесного царства. В первые века христианства вместо царских врат употреблялась завеса; о "малых завесах" упоминается в литургии св. апостола Иакова, относящейся к I веку и употреблявшейся в иерусалимской церкви. Св. Златоуст (Бес. и Посл. к Еф.) поясняет, что завеса служит указанием высокого достоинства алтаря, а Кирилл Александрийский говорит, что открывание обеих половин "завесы" уподобляется отверзению небес. Ныне "завесами" внутри алтаря завешиваются царские В., которые всегда богато и благолепно украшены резьбой, ваянием и живописью; изображаются обыкновенно лики евангелистов и благовестие Пресвятой Девы Марии. Разверзаются царские В. в определенное время при священнодействии, а также всегда в Светлую седмицу. Два других боковых входа в алтарь, по правую и левую сторону царских В., именуются северными и южными вратами. Северные В., налево от царских, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник; направо от царских В. — южные или полуденные В., ведущие в ту часть алтаря, в которой прежде был дьяконник (сосудохранильница), от чего южные В. и именовались дьяконскими (см. Иконостас). Северные и южные В. помещаются на одной прямой с Царскими В. и через них совершаются все священнослужебные выходы из алтаря и входы в него, а именно: выходы — северными, а входы — южными вратами. Украшения боковых В. большей частью состоят в изображениях ликов ангельских и пророческих или в изображениях архидиаконов первенствующей церкви, например св. Стефана, Лаврентия и др.
ср., мн., церк. ворота, двери. Царские, святые врата, в церквах, двери алтаря, противу престола, в средине. Вратный, приворотный. Вратарь, вратник муж. -ница жен. привратник, дверник, приворотник, дворник, сторож при воротах. Вратить что, ·стар. вращать, ворочать, обращать, вертеть. Вращаться, оборачиваться, обращаться, вертеться собою,
| быть вращаему. Вращение ср. обращение, круговращение. Вращательный, обращающийся, вертящийся, служащий для вращения. Вращатель муж. -ница жен. кто вертит, вращает. Вратило ср., церк. вал, навой ткацкого стана.
ВРАТА́, врат (устар.). То же, что ворота (в 1 и 3 знач.).
• Царские врата средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарь.
врат,
мн. книжн. устар. Ворота (в 1 знач.).
Победой прославлено имя твое; Твой щит на вратах Цареграда. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.
Перед вратами монастырскими собиралась буйная толпа народа. Лермонтов, Вадим.
- царские врата
ВРАТА́, врат, ед. нет (церк.-книжн., поэт. устар.). Ворота. «Узкие врата замком замкнуты непокорным.» Пушкин. Царские врата (см. царский).
мн. устар.
1.
то же, что ворота
2.
то же, что вход
мн. уст., поэт.
porte f
царские врата церк. — portes royales
мн. уст., книжн.
см.ворота
•
•
ца́рские врата́ — puertas del iconostasio, puerta santa
мн. уст. книжн.
см.ворота
врата рая — le porte del Paradiso
ВРАТА́ врат; мн.
1. Трад.-поэт. = Воро́та (1 зн.).
2. Церк. Вход, ведущий в храм или алтарь. Красные в. (главный вход в храм). Святые в. (главный вход в алтарь). Северные, южные в. (входы в алтарь, расположенные справа и слева от святых врат). Царские в. (средние двери в церковном иконостасе).
1) в Иез 26:2 Иерусалим назван "вратами народов";
2) кр. того, в Библии говорится о "вратах (в значении "вход") небесных" (Быт 28:17)и "вратах ада (преисподней)" (Ис 38:10; Мф 16:18);
3) по поводу "тесных врат" (Мф 7:13 и след.) см. Путь.
(обет) — древние обряды, празднества в честь Вишну или Шивы, описываемые в пуранах.
В. Эрман
Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону; плещучи убуди (упуди?) жирня времена. 19. А въстона бо, братіе, Кіевъ тугою, а Черниговъ напастьми; тоска разліяся по Рускои земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи. А князи сами на себе крамолу коваху. 20—21.
Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ... Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Кіеву врата, стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями. 30. ...(Всеслав) обѣсися синѣ мьглѣ, утръже ваззни, с три кусы отвори врата Нову-граду... 35.
1097: ...и рѣша Давыдови людье: „Выдай мужи сия, не бьемъся за сихъ... Аще ли — то отворим врата граду, а сам промышляй о собѣ“. Пов. врем. лет, 177 (1377 г. ← нач. XII в.). 1204: Придоша ляховѣ на Володимеръ, и отвориша имъ врата володимерци. Ипат. лет., 720 (XV в.). 1214: И придоша подъ Вышегородъ и начаша ся бити... а вышегородци поклонишася, отвориша врата... Новг. 1 лет., 53 (XIII в.), ...врагом твоим отваряема отворятся врата земля твоея... ВМЧ, дек. 1—5, 9 (XVI в.).
Аще не любо вамъ, то не дивитеся, зане затворихом врата пред вами, носящими оружиа. Таковая Исус глаголаше. Идумеи же... яряхуся, не влучивше входа... Флав. Полон. Иерус., 336 (XVI в. ← нач. XII в.). Авдириане же затвориша врата града своего. Разгнѣвав же ся Александръ о семъ. ...Они же послаша к нему старца, глаголюще: „Мы затворихом врата, не яко противящася твоеи державѣ, но боящеся царя перскаго“. Александр., 51 (XV в. ← XII в.).
И они отвръзоша врата крѣпкаа с похвалою. Флав. Полон. Иерус., 313 (XVI в. ← нач. XII в.). Ты же убо пришед, отверзи врата градная. Крѣпльшему царю покаряемся. Александр., 51 (XV в. ← XII в.).
Отьць же нашь Феодосии бѣаше сице запретилъ вратарю, да по отъѣдении обѣда не отврьзаеть вратъ никому же, и никто же пакы да не въходить въ манастырь... Ж. Феод., 61 (XII в. ← 1088 г.). Свѣтьлостию божествьною Вифлеоме украсися отьвьрзи врата Едеме и вълсви придѣте. Стихир. XII в., 82.
Еламите взяша тулы... И будут избрани дьбри твоа и наплънятся оружиа, и конници заступят врата твоя и открыют врата Июдина. Библ. Генн., Исайя, XXII, 6—8 (1499 г.).
1078: Черниговцемъ же не отворившимся... Володимеръ же приступи ко вратомъ всточнымъ, от Стрежени, и отя врата и взяша градъ околний... Пов. врем. лет, 133 (1377 г. ← нач. XII в.). 1220: Они же забѣгше за плотъ бьяхутся крѣпко; наши же расѣкше плотъ вбиша я̀ в градъ, и отяша у нихъ врата, и зажгоша градъ ихъ... Лавр. лет., 445 (1377 г.).
Тъ бо бѣ владыка выхода того, его же дрѣвле Александръ цесарь затвори железными враты. Флав. Полон. Иерус., 454 (XVI в. ← нач. XII в.). 1146: Утрѣи же день исполчишася и поидоша къ вратомъ Курьскимъ... Ипат. лет., 331 (XV в.).
Въспѣша мя гласомъ велиемь вьси ангели мои, възградихъ же море враты, егда възмущашеся и чрѣва матере своея исходя, положихъ же ему облакы одѣние, мьглою же ѐ повихъ, положихъ же ему прѣдѣлы, обложь и затворь ѐ враты. Чт. и пам. Иова, 123 (XII в.).
Яко пространа врата и широкъ путь, въводяи въ пагубу. Остр. ев., 230 (1056—1057 гг.). Тъгда възгласи Христосъ: „Отвьрзѣте мнѣ врата правьды, и въшьд в ня възвѣщю отцу моему, яже на земли съдѣях и пострадах“. Сл. Кир. Тур. XV, 342 (XIII в. ← XII в.).