ВСЕ́НОЩНАЯ [шн ], -ой, жен. У православных: церковная предпраздничная вечерняя (иногда продолжающаяся и ночью) служба. У всенощной быть. Пойти ко всенощной.
-ой, ж.
Вечерняя церковная служба у православных христиан.
ВСЕ́НОЩНАЯ [шн], всенощной, жен. (церк.). Вечерняя церковная служба у православных христиан.
ж.
Церковная служба у православных христиан накануне больших церковных праздников, начинающаяся после захода солнца и длящаяся обычно до ночи; вечерняя служба, всенощное бдение.
ВСЕНОЩНАЯ (всенощное бдение) - богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней и отдельных праздников. Объединяет службы великой вечерни, утрени и 1-го часа. Авторы музыкальных циклов под названием "Всенощная" для хора а капелла: П. И. Чайковский, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.
ВСЕНОЩНАЯ (всенощное бдение), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресений и отдельных праздников. Возникла в Византии, на Руси с 11 в. Объединяет службы великой вечерни, утрени и 1-го часа. Со 2-й половины 19 в. распространилась как циклическое музыкальное произведение оригинальное или основанное на обработке древних распевов ("Всенощная" П.И. Чайковского, А.А. Архангельского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, С.В. Рахманинова).
жен.;
скл. как прил.;
церк. vespers мн.ж. церк. night service.
ж. церк.
vigile f(dans l'Eglise orthodoxe)
ж. церк.
vísperas f pl(en la iglesia ortodoxa)
ж. церк.
vespro m
ВСЕ́НОЩНАЯ -ой; ж. В православной церкви: праздничное богослужение в канун воскресенья и больших христианских праздников (Рождества и Пасхи), длящаяся всю ночь. Пойти к всенощной. Отстоять всенощную. * Ко всенощной зовут колокола (Северянин).
* * *
ВСЕНОЩНАЯВСЕ́НОЩНАЯ, то же, что и Всенощное бдение(см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ).
богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресенья и праздников; объединяет службы вечерню и утреню. Состав псалмов и гимнов воскресной В. - "Благослови, душа моя, Господа" (стихи из 103-го псалма), "Блажен муж" (стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов), гимны "Свете тихий", "Ныне отпущаеши", "Богородице дево, радуйся", "Хвалите имя Господне" (стихи из 134-го и 135-го псалмов), тропари - "Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися...", гимны - "Воскресение Христово видевше", "Величит душа моя Господа", "Преблагословенна еси богородице дево...", "Слава в вышних богу..." и "Взбранной воеводе...".
Мн. рус. композиторы гармонизовали древние напевы B. (А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков) или перекладывали на музыку отд. её тексты (В. А. Фатеев, Н. Толстяков). П. И. Чайковский написал В. как единое циклич. произведение (ор. 52), используя древние напевы полностью или привлекая лишь их интонации. Этот опыт нашёл широкое применение в рус. церк. музыке. Появился ряд подобных циклич. В. др. авторов. Среди них В.: А. А. Архангельского, М. М. Ипполитова-Иванова (ор. 43), С. В. Панченко (ор. 45), А. В. Никольского (ор. 26), В. И. Ребикова (ор. 44), А. Т. Гречанинова (ор. 59), П. Г. Чеснокова (ор. 44) и в особенности C. В. Рахманинова (ор. 37) - произведение, непревзойдённое по глубине проникновения в строй древних напевов.
Н. Д. Успенский.