(стар.) — В наших древних памятниках слово С. употребляется в двух смыслах — более тесном и более широком; в первом оно означает пахаря, сельского рабочего, а во втором — все свободное сельское население и даже иногда все население в противоположность князю, отчего в "Русской Правде" однажды оно заменено словом "иной", т. е. всякий другой человек кроме князя. В древних переводных памятниках С. соответствует греческому ίδιώτης — частный человек, простолюдин. По "Русской Правде" и по летописным известиям, С. наказываются продажей не иначе как с согласия или по приказу князя или другой подлежащей власти, имеют недвижимую собственность, несут повинности в пользу государства и с этою целью образуют податные единицы, платят дань князю, носят оружие и входят в состав войска. Главное занятие их — земледелие. За обиду, нанесенную С., взыскивалось 3 гривны ("Русская Правда", академич. список, ст. 31); за убийство С., по предположению проф. Сергеевича, платили 40 гривен. Из одного места Ипатской летописи (под 1240 г.) видно, что С. могли подниматься до высших слоев и даже до звания боярина; по крайней мере, галицкие бояре, по летописи, происходили "от племени смердья". По почину Лешкова, в нашей историко-юридической литературе довольно долго принимали С. за особый класс, состоявший в некотором ближайшем отношении к князю (проф. Никольский, проф. Цитович, проф. Никитский, проф. В. О. Ключевский, который утверждает, что С. — государственный крестьянин, живший на княжеской, государственной земле). Ср. В. И. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб., 1890).
В. Р—в.
СМЕРД, -а, муж. В Древней Руси: крестьянин, земледелец. Свободные смерды. Закабаление смердов.
-а, м.
1. В древней Руси:
крестьянин-земледелец, находившийся в феодальной зависимости.
2. устар.
Презрительное название крепостного крестьянина, а позднее простолюдина, человека незнатного происхождения.
— Это Оська рядский, — отвечает он мне, — ишь раззевался смерд этакой! Салтыков-Щедрин, Губернские очерки.
Простая, необразованная баба, кухарка, смерд — и вдруг позволяет себе такие слова и поступки! Чехов, Женское счастье.
СМЕРД, смерда, муж. (ист.).
1. В древней Руси - крестьянин-земледелец.
|| Впоследствии - презр. обозначение крепостного крестьянина (в устах помещика, представителя власти).
2. Простолюдин, незнатный человек, в противоп. князю, дружиннику.
м.
1.
Крестьянин, земледелец (на Руси IX - XIII вв.).
2.
перен.Человек незнатного происхождения.
род. п. -а, укр., блр. смерд, блр. смердзь "крестьянин", др.-русск. смьрдъ "крестьянин" (РП 54 и сл.), ст.-слав. смръдъ οἰκτρᾶς τύχης (Супр.), польск. smard (Брюкнер 533), диал. śmierdź "крестьянин", далеминцское smurdi мн. (грам. 1057 г.; см. Пайскер 141; Нидерле, Slov. Star., Otd. Kult. I, 128), полаб. smårdí "крестьянство" (Мука, Маt. i Рr. I, 399). Ср. лит. smir̃das "тот, кто воняет", лтш. smir̃žа – то же (М.–Э. 3, 966). По мнению В. Шульце (Kl. Schr. 629; KZ 52, 153), Скарджюса (202), лит. слово заимств. из слав. Менее убедительна мысль о родстве этих слов, вопреки Траутману (ВSW 271), Буге (РФВ 67, 245). Праслав. *smьrdъ от *smьrděti (см. смерде́ть). Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расценивалось как низменное занятие и было уделом рабов и женщин (Шрадер–Неринг I, 82; Янко у Гуйера, LF 40, 303). Не может быть речи о заимствовании из перс. merd "мужчина", которое соответствует др.-перс. martiya- "человек" (см. мёртвый), вопреки Маценауэру (309), и не подходит фонетически как источник слав. *smьrdъ (Ягич, AfslPh 13, 295; Траутман, там же).
м.
1)ист. smerd m(hombre del campo, campesino en la Rusia antigua)
2) уст. презр. gañán m, rústico m, plebeyo m
м. ист.
servo della gleba
СМЕ́РД -а; м.
1. В Древней Руси: крестьянин, земледелец.
2. Устар., Презрит. Раб, холоп, несвободный человек. Этот с. много себе позволяет. А ещё ставит условия, гнусный с.! ● В Древней Руси смердами (после 14 в. - крестьянами) называли земледельцев, ведущих сельское хозяйство и на своей, и на арендованной земле; они не могли самостоятельно вступить на военную службу (главное право и преимущество свободного человека).