«Кроза французская фамилия»

Кроза французская фамилия в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Кроза французская фамилия»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Crozat) — семейство французских капиталистов и любителей искусства. 1) Антуан К. (1655-1738), сын небогатого синдика в Тулузе, удачными банковыми операциями и морской торговлей составил себе огромное состояние, приобрел, через покупку имений, титул маркиза Myа и дю-Шателя, был одним из первых денежных франц. тузов при Людовике XIV. Основав колонию Луизиану, в Сев. Америке, он получил, в 1712 г., привилегию торговли в ней, но, по невыгодности этого дела, бросил его через несколько лет. Им вырыт, на собственный счет, канал (см. Кроза, канал), до сих пор называемый его именем. 2) Пьер К. (1661-1740), брат предыдущего, разбогатевший благодаря своему участию в предприятиях брата. Прославился как собиратель художественных предметов и покровитель художников. Его великолепный дом, на ул. Ришелье, в Париже, представлял собой целый музей, заключавший в себе свыше 400 картин всех школ живописи — произведений по большей части первоклассных, богатую коллекцию античных статуй и бюстов, много других мраморных и бронзовых скульптур, драгоценные терракоты Микеланджело, Альгарди, Ф. Фиаминго и иных мастеров, собрание фарфоровых вещей и майолик, обширный кабинет резных камней, в котором насчитывалось до 1382 номеров, единственную в своем роде коллекцию оригинальных рисунков знаменитых художников, в числе более чем 19000 листов, собрание гравюр (до 2000 листов) и, наконец, библиотеку отборных сочинений, более чем в 20000 томах. Он издал на свой счет любопытный сборник гравюр, исполненных лучшими мастерами его времени с избранных картин и рисунков из собраний королевского, герцога Орлеанского и самого Кроза — увраж, известный у любителей искусства под названием "Кабинета Кроза" ("Recueil d'estampes d'apr ès les plus beaux tableaux et d'aprè s les plus beaux dessins qui sont en France, dans le cabinet du roi, dans celui de Mgr. le duc d'Orleans et dans d'autres cabinets", Париж, 1729-42, 2т. in-f o; второе издание 1763). После смерти К., принадлежавшие ему рисунки были проданы с аукциона; вырученные деньги, согласно завещанию владельца, поступили в пользу бедных (каталог этой продажи издан Мариеттом; замечательнейшие рисунки куплены гр. Тессином, в Швецию, и ныне находятся в стокгольмском музее); собрание резных камней было куплено целиком герцогом Орлеанским, остальные же художественные предметы перешли в наследство к старшему племяннику покойного, Луи-Франсуа К., маркизу дю-Шателю (умер в 1750 г.), после которого скульптурные произведения были распроданы, а картины и эстампы пошли в раздел между двумя его братьями, Жозефом-Антуаном К., маркизом де-Тюньи (1699-1750), и бароном де-Тьером. 3) Луи-Антуан К. барон де-Тьер, маркиз де-Муа (1700-77), третий племянник Пьера К., генерал-лейтенант при Людовике XV, был большой библиофил и собиратель произведений искусства. Получив в наследство часть коллекций своего дяди, он увеличил их собственными приобретениями и владел библиотекой, содержавшей в себе свыше 4500 сочинений, 427 картинами различных школ и прекрасными коллекциями скульптур и гравюр. Не имея наследников мужского пола, он, под старость, заблагорассудил расстаться с этими драгоценностями; принадлежавшие ему книги, гравюры и скульптуры были распроданы, в 1771-7 2 гг., а картины куплены имп. Екатериною II для новоучрежденного ею Эрмитажа, в котором многие из них красуются и поныне.

    А

    . С — в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона