ВИ́ДЕНИЕ, -я, ср. (книжн.).
1. см. видеть.
2. Способность воспринимать окружающее. Художественное в. Детское в. мира.
II. ВИДЕ́НИЕ, -я, ср. Призрак, привидение; что-н. возникшее в воображении. Больного преследуют видения. Видения прошлого.
ВИ́ДЕНИЕ, -я, ср. (книжн.).
1. см. видеть.
2. Способность воспринимать окружающее. Художественное в. Детское в. мира.
II. ВИДЕ́НИЕ, -я, ср. Призрак, привидение; что-н. возникшее в воображении. Больного преследуют видения. Видения прошлого.
ВИ́ДЕНИЕ, -я, ср. (книжн.).
1. см. видеть.
2. Способность воспринимать окружающее. Художественное в. Детское в. мира.
II. ВИДЕ́НИЕ, -я, ср. Призрак, привидение; что-н. возникшее в воображении. Больного преследуют видения. Видения прошлого.
1) ви́дение
-я, ср.
Способность или возможность видеть.
Отчетливое видение. Видение на расстояние.
|| чего. книжн.
Индивидуальное восприятие окружающего.
У каждого писателя есть своя, индивидуальная творческая манера, свое восприятие и видение действительности. Катаев, Мысли о творчестве.
2) виде́ние
-я, ср.
1.
То, что представляется воображению в грузах, во сне и т. п.
Перед глазами [Зины] навязчиво всплывали видения траурной процессии: темная толпа , алые полотнища знамен, поникшие от влаги. Бахметьев, Преступление Мартына.
Еще раз в сознании Лубенцова медленно проплыли видения сегодняшнего дня. Казакевич, Весна на Одере.
2. Сновидение.
[Авилов] вдруг неожиданно, сразу, заснул крепким здоровым сном без всяких видений. Куприн, Ночлег.
3.
Призрак, привидение.
И Пташка понял, что это не видение, а живая женщина. Фадеев, Последний из удэге.
1.
ВИ́ДЕНИЕ, видения, мн. нет, ср. (книжн.). Способность или возможность видеть. Видение на расстоянии.
2.
ВИДЕ́НИЕ, видения, ср. (книжн.). Образ, явление из мира фантазии, воображения; призрак, привидение. «Он имел одно виденье, непостижное уму.» Пушкин. «Передо мной явилась ты, как мимолетное виденье.» Пушкин.
I
в`идениеср.
1.
процесс действия по гл. видеть I 1., 2., 3.
2.
Результат такого действия; способность или возможность оспринимать зрением, видеть I 2., 3..
3.
Наблюдение с помощью органов зрения.
II
в`идениеср.
1.
процесс действия по гл. видеть II
2.
Результат такого действия; способность проникать в сущность чего-либо, подмечать что-либо.
отт. Способность воспринимать и оценивать окружающее.
3.
Особая точка зрения, особый взгляд на что-либо.
III
вид`ениеср.
То, что видится [видеться II], представляется, кажется, возникает в воображении в виде фантастических образов, картин прошлого и т.п.
ср. vision, sightс. sight;
~ на расстоянии long sight.с. vision;
(привидение тж.) apparition.
сущ. vision
Iв`идение
с
Sicht f; Auffassung f(восприятие)
IIвид`ениес
Erscheinung f, Vision f; Gespenst n(призрак)
видение с Erscheinung f c, Vision ( v i - ] f c; Gespenst n 1b (призрак)видение с Sicht f; Auffassung f c (восприятие)
Iв`идение
с.
vue f, vision f
художественное видение мира — vision artistique du monde
детское видение мира — vision enfantine du monde
IIвид`ениес.
(призрак) fantôme m; vision f
Iв`идение
с.
vista f, visión f
IIвид`ениес.
visión f
Iв`идение
с. книжн.
1)vista f, il vedere
2)(восприятие окружающего) visione f, concezione del mondo
детское видение мира — visione infantile del mondo
IIвид`ениес.
visione f, spettro m, fantasma m
(от лат. visio – созерцание)
в узком психолого-психиатрическом смысле оптическая галлюцинация. В более широком религиозно-философском и религиозно-научном смысле – «внутреннее зрение», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями (ясновидение в парапсихологическом смысле) или принимается за откровение из «другого» мира.
I.
ВИ́ДЕНИЕ -я; ср.
1. Способность или возможность видеть. В. на расстоянии. Приборы ночного видения.
2. чего. Книжн. Способность воспринимать и оценивать окружающее каким-л. образом. Детское в. Художественное в. У поэта своё в. мира.
II.
ВИДЕ́НИЕ -я; ср. Призрак, привидение, что-л. возникшее в воображении, во сне. Больного преследуют видения. * Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье (Пушкин). Там лес и дол видений полны (Пушкин).
(от лат.visio - созерцание)
1) в узком смысле оптическая галлюцинация;
2) в религиозно-философском смысле «внутреннее зрение», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями (ясновидение в парапсихологии) или принимается за откровение из «другого» мира.
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) посредством В. Бог открывает Своим слугам (Быт 15:1; 46:2)- пророкам (Иез 1:1; Ам 7:1) и другим людям (Дан 4:2; Иоил 2:28) - Свою волю и Свои тайны (ср. Ам 7:1). В. следует отличать от сновидений (см. Сновидение), явлений (см. Явление), исступлений (см. Исступление); существуют разные формы В. (ср. Дан 4:6; 7:1; Деян 10:10,17; 22:17). (см. Пророчество, пророчествовать). В. может быть чисто словесным откровением, при к-ром зрит. образ отсутствует (Быт 15:1; 1Цар 3:15; см. Видеть, зреть);
2) в тексте оригинала Библии встречаются два евр. глагола: раа и хазах ("видеть", "смотреть"), а также производные от них слова. Оба евр. глагола могут означать как видение реального предмета, так и внутр. восприятие образа. След., библ. В. нужно рассматривать как явленную Богом объективную реальность, а не как болезненные фантазии или галлюцинации. Источником В. книги ВЗ называют Бога ("И я видел видения Божии"; Иез 1:1 и др.). Библия различает внутр. и внешнее В. Вопрос об объективности и истинности В. разрешается в сфере духовного восприятия. Исполнение сообщенного в В. пророчества зависит от его подлинности, а также от авторитета пророка (см. Иер 23:17 и след.; Иез 13:3 и след.);
3) за немногими исключениями (см., напр., Чис 24:4), пророки, имевшие подлинные В., были Божьими слугами, посвятившими свою жизнь служению Господу. Они воспринимали В. как Божьи послания или поручения (Ис 6:1-13; Иер 1:11 и след.; Иез 8; 37:1-14; Дан 7), причем эти В. были непосредств. связаны с окружающим пророков миром. В образах кипящего котла (Иер 1:13) и корзины со спелыми плодами (Ам 8:1) пророкам был явлен грядущий суд над Иудейским и Израильским царствами. Ап. Петр увидел в небе "большое полотно" с находившимися в нем нечистыми животными и получил повеление: "Встань... и ешь!" (Деян 10:10 и след.). В ветхозаветных В. зрит. образы (Ис 6:1 и след.; Иер 1:11 и след.; Ам 7:1 и след.) иногда сопровождаются звуковыми явлениями (Ис 6:3,9; 40:3; Иер 1:5,7 и др.), вкусовыми ощущениями (Иез 3:3) и осязанием ч.-л. (Ис 6:6; Иер 1:9). Провидцам являются в В. неодушевленные предметы, животные (Дан 7:2 и след.), ангелы (Откр 15:1 и др.), а иногда даже и Сам Бог (Ис 6:1 и след.; Иез 1:22 и след.; 10:1 и др.).
В НОВОМ ЗАВТЕВ книгах НЗ рассказывается о том, как Господь через В. (греч. горама) отвечает на молитву (Деян 10:3), дает поручения апостолам (Деян 10:11-16; 16:9; 22:17 и след.), укрепляет дух Своих учеников для миссионерского служения (Деян 18:9), являет Иоанну в Откровении картины событий конца мира. В. Стефана (Деян 7:55 и след.) подтверждает ветхозаветные повествования (ср. Быт 48 и след.; Втор 33) и духовный опыт христианской Церкви, свидет-вующий о том, что умирающие могут обладать особым провидческим даром. см. Лицо.
(Чис.24:4 ). В древние времена Господу было благоугодно открывать и сообщать верующим Свою волю в так называемых видениях, бывших или во время ночи в обыкновенном сне (Дан.7:1 ), или во время дня (Деян.26:13 ), Замечательнейшие видения, упоминаемые в свящ. Писании, суть следующие: Аврааму (Быт.15:1 ), Иакову (Быт.46:2 ), Моисею (Исх.3:2,3), Самуилу (1Цар.3:2,15), Нафану (2Цар.7:4,17), Елифазу (Иов.4:12,16), Исаии (Ис.6:1,8), Иезекиилю (Иез.1:4,14), Навуходоносору (Дан.2:28 ), Даниилу (Дан.2:19, 7, 8, 10), Амосу (Ам.7:1,9), Иосифу праведному (Мат.1:20 ), Захарии (Зах.1:8, Зах.3:1 ), Павлу (Деян.9:3,6,12), Анании (Деян.9:10,11,12), Корнелию (Деян.10:3 ), ап. Петру (Деян.10:9,17), св. Иоанну Богослову Тайновидцу (Отк.1:12 ).
вид’ение — явление славы или воли Божией в образах, которое часто происходит ночью, но не во сне (1Цар.3:9 -15; Дан.2:19; Дан.7:2; Деян.12:7,9; Деян.18:9 ), а также и днем (Дан.8; Дан.10:7 -8; Лук.1:22; Деян.9:3 -7; Деян.10:17 ). Хотя в Писании есть следующие упоминания о видениях во сне: Быт.15:12 -16; Быт.20:6; Чис.12:6; Суд.7:13 -14; Иер.31:26; Дан.2:25 -47; Мат.27:19, они все (за исключением Суд.7:13 -14) при внимательном рассмотрении не являются сном в известном нам смысле, но словом Божиим (речью), воспринятом как сон (срн. 1Цар.3:1,9,10,15,21; Зах.4:1 -2) (в Дан.2:25 -47 — размышления, см. ст. 29,31). Сон Иакова в Быт.28:12 -16 не назван видением, а в Иоил.2:28 и Мих.3:6 сон и видения разделены. Что касается коллективных видений, то их, конечно, можно видеть только днем, «наяву» (Мат.17:1 -8; Лук.2:8 -15; Деян.22:9 ). Следует добавить, что видения (как и чудеса) часто приносили изнеможение и страдания тем, кто их видел (через кого они давались) (Дан.8:27; Дан.10:8; Деян.9:8; Деян.10:10 ). Во 2Пар.9:29; 2Пар.32:32 этим словом названы исторические записи пророков. Не путать с видением (ударение на первом слоге) (Екк.11:9; 2Кор.5:7 )! (см. пророчествовать, слово Божие, сновидение, чудо)
ВИДЕНИЕ (Dreamscape) США, 1984, 99 мин. Фантастика, триллер.
Ясновидящий Алекс Гарднер привлекается профессором Новотны, специалистом по парапсихологии, для того, чтобы проникнуть в кошмары президента США и попробовать изменить их развитие. Некая военная организация преследует другие цели — убить президента, воздействуя на него во сне.
В ролях: Деннис Куэйд (см. КУЭЙД Деннис), Кейт Кзпшо, Макс фон Сюдов (см. СЮДОВ Макс фон), Кристофер Пламмер.
Режиссер Джозеф Рубин.
ви́дение с.
vision, viewing
ортоскопи́ческое ви́дение — orthoscopic viewing
псевдоскопи́ческое ви́дение — pseudoscopic viewing
стробоскопи́ческое ви́дение — stroboscopic viewing
с. физ.
visione f
- видение в инфракрасных лучах
- дневное видение- ночное видение
- ортоскопическое видение
- псевдоскопическое видение
- стробоскопическое видение
«ВИДЕНИЕ», раннее стих. Л. (1831), вдохновленное стих. «Сон» Дж. Байрона («The Dream», 1816), о чем свидетельствует общий эмоц. тон, сходство отд. сюжетных и композиц. элементов. Незадолго до написания «Видения» Л. намеревался перевести «Сон». Сильное впечатление произвела на него книга Т. Мура «Жизнь и письма лорда Байрона» (1830). Сопоставляя биографию поэта с событиями своей жизни, Л. отмечал совпадение нек-рых обстоятельств (см. Автобиографические заметки <9>). Созвучные настроения нашел Л. и в стих. «Сон», о к-ром Мур писал, что оно стоило автору «...много слез во время писания, будучи действительно самой мрачной и самой живописной историей странствующей жизни, которая когда-либо выходила из-под пера и из сердца человеческого» («The life, letters and journals of Lord Byron» by Th. Moore, L., 1860, p. 321).Вместе с тем стих. (состоящее из двух частей — двух снов) содержит автобиографич. моменты, связанные с увлечением Н.Ф.Ивановой. В основе его — реальные события, относящиеся к лету 1831 («Ужели сон так близок может быть / К существенности хладной?»). Романтич. герой напоминает самого Л. — «смуглые ланиты», «черный взор»; указано место действия — берег Клязьмы (там находилось имение Ивановых); упомянута сестра Н. Ф. Ивановой. Взволнованность героя вызвана, по-видимому, известием о помолвке любимой девушки (см. заключит. строки стих.). Л. включил «Видение» в драму «Странный человек» (эпиграф к ней взят из «Сна» Байрона), в к-рой отразилась история его разрыва с Ивановой. (Ср. развитие автобиографич. мотивов в др. стихах ивановского цикла.)Герой стих. наделен ярко выраженными романтич. чертами. Однако несмотря на многочисл. общеромантич. клише, патетичность тона стих. передает силу чувства лирич. героя и глубину его страдания, вызванную утратой возлюбленной.Автограф — ИРЛИ, тетр. XI. Впервые — «Academia», т. 1, с. 200—02 (как отд. произв.); до этого включалось в текст драмы «Странный человек». Датируется 2-й пол. 1831 по положению в тетради.Лит.: Власов И., М. Ю. Л. на берегах Клязьмы, «Пламя», 1937, № 4, с. 14—15; Дурылин (5), с. 167—68; Иванова Т. (4), с. 63; Федоров (2), с. 326—27; Андреев-Кривич (5), с. 98—100; Махлевич Я., Новое о Л. в Москве, «РЛ», 1977, № 1, с. 111.