Словарь Брокгауза и Ефрона

    религиозная секта, которой в настоящее время приписывают двоякое происхождение: с одной стороны, это были "долинные люди" (Vaudois) Дофинэ и Пьемонта, с другой — последователи богатого лионского купца Петра Вальдо (Вальдус), жившего во 2-й половине XII века. Последний заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на романском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту христианских нравов. С толпой приверженцев отправился он на проповедь Евангелия. Так как секта его отвергала собственность, то получила название pauperes de Lugduno (лионские нищие, а также леонисты). Ломбардские В. (pauperes italici) слились в Милане с существовавшими уже там раньше гумилиатами (нищие духом), названными так за свое смирение. Нисколько не думая отложиться от церкви, они, тем не менее, пришли с ней в столкновение вследствие провозглашенной ими свободы чтения Библии и мирской проповеди, а позднее также вследствие учения о таинствах. Папа Луций III отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латеранском соборе 1215 г. Все это, однако, не помешало В. распространиться по Италии, Франции и Богемии. Из Франции они направились главным образом по южным склонам Котических Альп, где долины Пьемонта и Савойи до сих пор служат главным приютом В. Несмотря на свои чисто евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на нагорной проповеди, В. повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII столетия, Папа Сикст IV объявил даже против них крестовый поход. Надо думать, что именно этой бедственной эпохе принадлежит самое замечательное литературное произведение В. — дидактическое стихотворение "Nobla Leiczon". Во время Реформации многие В. пристали к новому учению. Преследование их продолжалось. Так, в 1545 г. в одном Дофинэ истреблено около 4000 В.; в 1655 г. пьемонтское войско, в союзе с бандитами и ирландскими изуверами, замучило насмерть множество В., а в 1685 году французские и итальянские войска убили 3000 В., взяли в плен 10000 и разместили 3000 детей по католическим местностям. Благодаря заступничеству протестантских держав, в особенности Пруссии, король сардинский Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 г. даровал В. религиозную и церковную свободу вместе с гражданскими правами. В настоящее время В. населяют преимущественно три альпийских долины: Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна, отличаясь чистотой нравов, трудолюбием и превосходной обработкой полей и виноградников. Число их сократилось с 80000 (около 1500 г.) до 25000 человек. В 1883 г. во всей Италии было не больше 14866 В. Они образуют 68 общин и 16 миссионерских станций, от Турина до Палермо, в которых работает больше 100 человек (проповедники, евангелисты, учителя и распространители книг). Их теологическая школа во Флоренции имела в 1879 г. 3 профессоров и 17 студентов. Главным органом их служит "Rivista christiana". В прежнее время проповедником мог быть всякий, даже женщины, но по церковной конституции 1839 г. от проповедника требуется образовательный ценз и утверждение синода. Последний состоит из духовенства и мирян, собирается поочередно в одной из упомянутых выше пьемонтских долин и образует высшую законодательную власть. Одновременно с В. на юге Франции в XII и XIII вв. существовала дуалистическая секта альбигойцев (см. это слово), с которой их напрасно смешивали.

    Ср. Dieckhoff, "Die W. im Mittelalter" (Гёттинген, 1851); Herzog, "Die romanischen W." (Галле, 1853; на это ответ Дикгофа, Гёттинген, 1858); Palacky, "Ueber die Beziehungen der W. zu der ehemaligen Sekte in Böhmen" (Прага, 1869); Preger, "Beiträge zur Geschichte der W." (Мюнхен, 1875); Nillsen, "Die W. in Italien" (перевод с датского, Гота, 1880); Montet, "Histoire littéraire des Vaudois de Piémont" (Париж, 1883); Comba, "Histoire des Vaudois d'Italie" (1881, т. 1); K. Müller, "Die W. und ihre einzelnen Gruppen bis zum Anfang des 14 Jahrhunderts" (Гота, 1886); L. Keller, "Die W. und die deutschen Bibelübersetzungen" (Лейпциг, 1886). Об отношении В. к альбигойцам см. сочинение профессора Осокина "Об альбигойцах".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    лионские бедняки (позднелат. Valdenses, Pauperes de Lugduno), приверженцы средневековой ереси, зародившейся в последней четверти 12 в. в Лионе. Зачинателем еретического движения В. был лионский купец Пьер Вальдо (Valdo или Valdés), который, согласно преданию, роздал своё имущество и провозгласил бедность и аскетизм жизненным идеалом. Члены организованной им секты давали обет не владеть собственностью, не иметь семьи. Ересь В. распространилась в Южной Франции, Испании, Северной Италии, Германии, Чехии, Швейцарии, в основном — среди ремесленников и крестьян. Резко критикуя католическую церковь, В. требовали от неё полного отказа от собственности и доходов, в частности от десятины. В. проповедовали апостольскую жизнь. Выступали против воинской службы, феодального суда и особенно против смертной казни. Отвергали монопольное право католического духовенства на проповедь и совершение таинств (из которых признавали лишь крещение и причащение), отрицали догмат о Христе, веру в чистилище, в святых, поклонение иконам. Утверждение В., что всякий достойный человек может быть священником, влекло за собой сведение на нет роли всего католического духовенства, в том числе римского папы. Ересь В. неоднократно осуждалась католической церковью (1179—1215). В. подвергались жестоким преследованиям во Франции и Испании, где их предавали сожжению. В начале 13 в. часть В. под давлением папства отошла от движения на условиях признания католической церковью некоторых особенностей их культа и права на проповедь «евангельской бедности». Крайнее крыло В. слилось с катарами (См. Катары). Часть В. обосновалась в Италии (так называемые ломбардские бедняки, с центром в Милане). Многие переселились в высокогорные альпийские районы, где «патриархальная ересь вальденсов», по словам Энгельса, явилась «... реакцией патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма,..., попыткой отгородиться от исторического развития...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Некоторые общины В. сохранились и в 20 в., преимущественно в Италии.

    Лит.: Бортник Н. А., Еретические секты Италии 1-й пол. XIII в., в сборнике: Средние века, в. 10, М., 1957: Comba Е., Storia dei valdesi, Torre Pellice, 1950; Martini М., P. Valdo. ie pauvre de Lyon, Gen., 1961; Leutrat P., Les vaudois, P., [1966] (с библ.).

    Б. Я. Рамм.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (лат. valdensi, франц. vaudois, итал. valdesi), религиозная секта, получившая название по имени ее основателя, лионского купца Петра Вальда, который в 1173 раздал свое имущество, обратился к жизни в апостольской бедности и призвал своих последователей (т.н. лионских бедняков) проповедовать Писание, переведенное на народный язык. Вскоре группы вальденсов появились во Франции, Италии и Центральной Европе. Преследуемые повсюду как еретики, они уцелели преимущественно в долине реки Дюранс в Южной Франции и в труднодоступных местах Пьемонта. Церковная организация у вальденсов отличалась крайней простотой: руководство осуществляли предстоятели, именовавшиеся "барбами" или "барбетами" (от провансальского barba, "дядя"). Их образ жизни отличался аскетическим благочестием, подразумевавшим отказ от дачи клятв и принесения присяг и от любого рода деятельности, приносящей доход. В 15 в. они оказывали вооруженное сопротивление герцогам Савойским, пытавшимся изгнать их из своих владений. На Шанфоранском синоде (1532) вальденсы заключили союз со Швейцарской реформатской церковью и предложили Оливетану, ученому-гуманисту и кузену Кальвина, подготовить новый французский перевод Библии. Этот перевод был опубликован в 1535 с двумя предисловиями Кальвина - первыми протестантскими сочинениями реформатора. Дюранские вальденсы были перебиты французскими войсками в 1545, а уцелевшие растворились во Французской протестантской церкви. В Пьемонте же движение вальденсов возобновилось вновь, видоизменившись в результате своих контактов с движениями Реформации. Когда в 1630, 1655 и 1680-1696 вальденсы подверглись особенно сильным преследованиям, они получали моральную поддержку и практическую помощь из Женевы и из Англии. Массовые убийства в 1655 не только подвигли Мильтона к написанию его знаменитого сонета На недавнюю резню в Пьемонте ("Отмсти, Господи, за Твоих убиенных святых"), но и вызвали поток пожертвований, а также дипломатическое вмешательство Кромвеля. Период упадка завершился запрещением вальденских школ в Савойе в 1716. Однако секта вальденсов вновь возродилась усилиями генерала Дж.Бекуита, ветерана битвы при Ватерлоо, который организовывал школы, приюты и миссии. Позднее вальденские общины были организованы в различных областях Италии. В 17 в. небольшие группы вальденсов появились в Америке. Существуют также общины вальденсов в Аргентине и Уругвае.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Философская энциклопедия

    ВАЛЬДЕ́НСЫ

    (позднелат. Valdenses) – еретич. христианская секта, возникшая в последней четверти 12 в. и получившая распространение в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии и Испании. Согласно преданию, свое название получили по имени лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdès), к-рый раздал свое имущество и стал проповедовать бедность. Известна также под названием "Лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или "Леонисты" (лат. Leonistes). Критикуя католич. церковь, приверженцы секты требовали от нее полного отказа от обладания собственностью и получения доходов, в частности десятины, отвергали право отпущения грехов испорченным католич. духовенством и допускали исповедание мирянами друг другу. Отрицали догмат о Христе, святость креста и икон, существование чистилища, считали каждого честного человека сыном божьим; их утверждение, что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства. В. прямо выступали против приписываемой папе особой миссии – наместника св. Петра. Выдвинутый ими тезис о необходимости слушаться бога, а не людей вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать. Это учение отражало борьбу нар. масс против феод. гос-ва и гор. патрициата, эксплуатировавших крепостных крестьян и ремесленный люд. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи перфектов (или сандалиатов) и содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели пропаганду против католич. церкви, используя перевод Евангелия на нар. языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых районах (высокогорные области Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер, являясь реакцией "патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма", реакционной по форме и содержанию попыткой отгородиться от исторического прогресса (см. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились во Франции (Савойя), Швейцарии, Италии (Пьемонт) и в 20 в.

    Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, М., 1938; Егоров Д. Н., Сборник памятников по истории раннего вальденства, М., 1910 (на лат. яз.); Вульфиус А. Г., Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма. Критическое исследование, П., 1916; Бортник Η. Α., Еретические секты Италии первой половины XIII века, в сб.: Средние века, вып. 10, М., 1957; Bender F., Die Waldenser, geschichtlich dargestellt, Ulm, 1850; Dieckhoff Α., Die Waldenser im Mittelalter, Göttingen, 1851; Keller L., Die Waldenser und die deutschen Bibelübersetzungen, Lpz., 1886; Müller K., Die Waldenser und ihre einzelnen Gruppen bis zum Anfang des 14 Jahrhundert, Gotha, 1886; Μontet E., Histoire litteraire des Vaudois du Piemont, P., 1885; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im südöstlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Cоmba Ε., Storia dei Valdesi, Claudiana, 1930; Mohr W., Waldes und das frühe Waldensertum, "Ζ. Religions und Geistesgeschichte", Köln, 1957, Jg. 9, Hf. 4, S. 337–63.

    Н. Бортник. Свердловск.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    вальде́нсы

    приверженцы средневековой ереси, зародившейся в конце XII в. в Лионе (зачинатель — Пьер Вальдо). Вальденсы призывали к «евангельской бедности», аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь вальденсов распространилась во многих западноевропейских государствах, в основном среди ремесленников и крестьян. Некоторые общины вальденсов сохранились в XX в., преимущественно в Италии.

    * * *

    ВАЛЬДЕНСЫ

    ВАЛЬДЕ́НСЫ, приверженцы средневековой ереси, зародившейся в кон. 12 в. в Лионе (зачинатель — Пьер Вальдо). Вальденсы призывали к «евангельской бедности», аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь вальденсов распространилась во многих западно-европейских государствах, в основном среди ремесленников и крестьян. Некоторые общины вальденсов сохранились в 20 в., преимущественно в Италии.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    (позднелат. Valdonses), "лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или леонисты (лат. Leonistes), - еретич. секты в христианстве, возникшие в последней четверти 12 в. и распространенные в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании, Швейцарии. По мнению ср.-век. хронистов, свое назв. получили от лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdès), который, согласно преданию, роздал свое имущество и стал проповедовать бедность (ок. 1175). Возможно, назв. произошло от наименования жителей долин Дофине и Пьемонта.

    Резко и всесторонне критикуя католич. церковь, В. требовали от нее полного отказа от собственности и доходов, в частности - от десятины; не признавали действенности таинств, совершенных католич. духовенством; отвергали возможность отпущения им грехов и допускали исповедь мирян друг другу - все это вело к ликвидации сословия священников. В. не признавали догмата о Христе (считая каждого честного человека сыном божьим, имеющим божеств. душу, а тело столь же почитаемым, как тело Христа). Они не почитали крест. не поклонялись иконам, отрицали необходимость церк. зданий и молитв за умерших (в связи с отрицанием чистилища). Утверждение В., что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства, в т. ч. римского папы (выступали против приписываемой ему особой миссии - наместника св. Петра). Выдвинутый В. уже в 12 в. тезис о необходимости слушаться только бога, а не людей, вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать (отражение борьбы нар. масс против феод. гос-ва и против гор. патрициата). Осуждали грабительские крестовые походы. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи "перфектов", или "сандалиатов", и на содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели различными средствами пропаганду против католич. церкви, используя сделанные ими переводы Евангелия на народные языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых р-нах (высокогорные терр. Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер - являлась реакцией "...патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма...", представляла собой "...реакционную, по форме и содержанию, попытку отгородиться от исторического развития" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились и в 20 в. (в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).

    Лит.: Бортник Н. A., Еретич. секты Италии 1-й половины ХШ в., Сб. "Средние века", 1957, в. 10; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im südöstlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Comba E., Storia dei valdesi, Firenze, 1930; Mohr M., Waldes und das frühere Waldensertum, "Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte", 1957, Jg. 9, H. 4; Werner E. und Erbstösser M., Sonal-religiose Bewegungen im Mittelalter, Wiss Zeitschrift für Karl Marks - Univ. Gesellschafts- und sprachwissensch Reihe, 1957-59, Jg. 7, H. 3; Koch G., Neue Quellen und Forschungen über die Anfange der Waldenser, "Forschungen und Fortschritte", 1958, Jg. 32, H. 5.

    Н. А. Бортник. Свердловск.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия