нем., ·стар. бархат. Аксамитовый, аксамитный, попадается и поныне в песнях.
-а, м.
Вид старинного плотного узорного бархата.
[От греч. ‛εξάμιτος — из шести нитей]
АКСАМИ́Т, аксамита, муж. (от греч. hexamitos - из шести нитей) (устар.). Бархат, дорогая шелковая ткань.
м.
Старинный плотный узорчатый бархат.
АКСАМИТ (от греч. - из шести нитей) - старинная плотная ворсистая ткань ручной работы из шелка и пряденой золотой или серебряной нити. Аксамит напоминает бархат. Известен на Руси с далекой древности, его ввозили из Византии.
аксами́т "бархат", также укр., блр.; др.-русск. оксамитъ; см. СПИ, Ипатьевск.; сейчас диал. также асками́т, смол. (Добровольский). Из греч. ἑξάμιτος – то же, первоначально "из шести нитей"; см. Бётлинг, IF 7, 272 и сл.; Фасмер, Гр.-сл. эт. 27. Из того же греч. источника заимств. через лат. посредство нем. Samt "бархат". Западным заимств. из ср.-лат. examitum является русск. диал. акшаме́т "казацкая одежда" (Даль).
АКСАМИ́Т -а; м. [от греч. eksamitos - из шести нитей]. Вид старинного плотного узорчатого бархата.
◁ Аксами́тный, -ая, -ое. Аксами́товый, -ая, -ое. А-ая ткань.
* * *
АКСАМИТАКСАМИ́Т (от греч. — из шести нитей), старинная плотная ворсистая ткань ручной работы из шелка и пряденой золотой или серебряной нити. Аксамит напоминает бархат. Известен на Руси с далекой древности, его ввозили из Византии.
Тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу. 27.
1263: Тако ж и сии князь Олександръ бѣ побѣжая, а не побѣдим. Лавр. лет., 477 (1377 г.). 1459: Онъ же шедъ, городы поималъ Орловъ да Котельничь, а подъ Хилинымъ стоялъ долго, бьяся на всякъ день. Вятчане же, видяще себе побѣждаемы всегда, и добиша челомъ князю Иоанну на всеи его воли, чего хотѣлъ огосударь князь велики. Ерм. лет., 156 (XV в.).
Побѣждаемы иже въ тебе въсельшая ся благодати бѣсовьсции пьлци отъгонять ся, и избегають страстии немощьныихъ, богомудре. Мин. окт., 15 (1096 г.). Ненавидяй же добра врагь, диаволъ, видя себе побѣждаема от святаго стада и разумѣвь, яко оттолѣ хотяше прославленно быти мѣсто то, плакашеся своея погыбели. Патер. Печ. (Абр.), 33 (XV в. ← XIII в.).
Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ; не дастъ гнѣзда своего въ обиду. 27. Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъки... 30. А ты, буи Романе, и Мстиславе! храбрая мысль носитъ ваю умъ на дѣло. Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буиствѣ одолѣти. 31.
Отъ Гепсимании полѣсти есть на гору Елеоньскую высоко вельми ... яко можетъ на ню 3-жды встрѣлити едва... Хож. Дан. игум., 37 (1496 г. ← 1707 г.). Тогда юнъ бываетъ орел, высоко лѣтая, яко царь, над птицами. Посл. Дан. Заточ. (перед.), 103 (XVII в. ← XIII в.) 1471: ...священници видѣша надъ гробомъ его голубь бѣлъ, высоко парящь... Ерм. лет., 192—193 (XV в.). ...итти высоко на гору лѣствица каменная 13 ступеней... Хож. Триф. Кор.-1, 13 (XVII в. ← 1593—1594 гг.).
И рече имъ (фарисеям-сребролюбцам): „Вы есте оправьдающе себе прѣд человѣкы; богъ же вѣсть сердца, яко еже есть прѣдъ человѣкы высоко, мрьзость прѣдъ богъмъ есть“. Остр. ев., 112 (1056—1057 гг.). И възнесется сердце убивающих и въ презорьство вълѣзуть, бѣсѣдовати начнуть высоко. Сл. Меф. Патар. Пам. отр. лит., II, 276 (XV в.).