Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Caesarea, Καισάρεια) — этим именем называются многие древние города. Главные из них:

    1) К. Каппадокийская, бывшая, под именем Мазаки, столицей царей Каппадокии, затем, после обращения Каппадокии в римскую провинцию (8 г. после Р. Х.), переименована Тиверием в К. и служила местом чеканки римских монет в Азии. После разделения Каппадокии на провинции при императоре Валенте, К. осталась столицей Cappadociae primae и впоследствии была разрушена землетрясением.

    2) К. Мавританская, называвшаяся раньше Иолом, при царе Юбе II была переименована в К.; при императоре Клавдии, когда Мавритания была обращена в римскую провинцию, город сделался римской колонией, причем та часть провинции, в которой он находился, стала называться Mauretania Caesarensis. В царствование императора Валента К. была разрушена туземцами, а при Юстиниане снова сделалась большим и цветущим городом.

    Г. Ц.

    3) Кесария Палестинская — город, построенный Иродом Великим на берегу Средиземного моря, между Яффой и Дорой, и названный так в честь кесаря Августа. Построенная на месте древней башни Стратоновой, К. благодаря заботам Иродов быстро выросла и разбогатела и сделалась одним из главнейших городов Палестины; была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны. Она играла важную роль и в истории распространения христианства. Апостол Петр впервые открыл здесь язычникам доступ в церковь Христову, крестив сотника Корнилия (Деян., X, 1, 21; XI, 11); здесь же происходил последний суд над апостолом Павлом, после чего он, на основании своей апелляции к кесарю, отправлен был в Рим (Деян., IX, XXI, XXIII, XXV-XXVII). После падения и разрушения Иерусалима, К. сделалась столицей Палестины, и ее епископы пользовались значительным влиянием. В 198 г. там был собор; в IV в. на кафедре этой епископии восседал отец церковной истории, Евсевий Кесарийский. Во время крестовых походов К. играла важную роль как одна из твердынь страны, но с XIII в. началось ее падение, и теперь от нее остались одни развалины, за которыми сохранилось древнее название — Кесарье.

    4) В Палестине была еще другая К., которая, в отличие от предыдущей, называлась К. Филипповой. Она находилась у источников Иордана и называлась раньше Панеей; название это сохранилось и доселе в арабском Банья. Ирод Великий, украсив город великолепными мраморными дворцами, переименовал и его в К., получившую впоследствии название Филипповой, от сына Иродова, Филиппа, которому она досталась в удел. Ирод Агриппа переименовал ее в Неронеум, в честь Нерона, но это название удержалось недолго. О К. Филипповой неоднократно упоминается в Евангелиях (Матф., XVI, 13; Марка, VIII, 27). В IV в. там была епископская кафедра. Город существовал до крестовых походов, после которых он начал быстро падать; теперь представляет собой бедную деревню.

    А. Л.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Кесария ("царственная"). К. Маритима (т.е."приморская", в отличие от К. Филипповой), город, лежащий на Средиземноморском побережье Палестины, к югу от горы Кармил. Здесь жил благовестник Филипп (Деян 8:40; 21:8), здесь Петр крестил дом Корнилия (Деян 10:1 и след.), здесь умер см. Ирод Агриппа (Деян 12:19,23). Павел неоднократно посещал К. во время своих миссионерских путешествий (Деян 9:30; 18:22; 21:8). К., основ. в IV в. до Р.Х. финикийцами как небольшая гавань под названием Стратонова Башня на севере Саронской равнины, между 22 и 10 гг. до Р.Х. была превращена Иродом Великим в великолепный город и названа в честь см. Августа К. Тем самым был создан крупный порт, выгодно располож. на важном торг. пути Дамаск - Египет. К услугам 40-50 тыс. жителей (греков, иудеев и римлян) построенного на песке города было два водопровода. Город окружала крепостная стена. Два выдвинутых в море мола с большими волнорезами обеспечивали бесперебойную работу порта. Возвышавшиеся над городом здания храма, цар. дворца и амфитеатра были хорошо видны издали. К. была ре-зиденцией рим. наместников (прокураторов) (см. Деян 23-26), к-рые, однако, на время больших праздников переезжали в Иерусалим, (см. Понтий Пилат; см. Мф 27:11 и след., а также парал. места). В 1961 г. в театре, построенном Иродом Великим, был обнаружен камень с надписью, содержащей имя Пилата, - это первое, помимо НЗ, известное нам упоминание имени прокуратора. В IV в. по Р.Х. в К. жил составитель Ономастикона (списка геогр. названий) историк Евсевий. В XIII в. К. была разрушена арабами. Напоминанием о некогда богатом городе служит маленькая деревня Кайсарие, лежащая посреди голого поля, усеянного развалинами. Обломки некогда великолепных зданий пошли в основном на строит-во других городов.

  3. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  4. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Кес’ария (Деян.8:40; Деян.9:30; Деян.10:1,24; Деян.11:11; Деян.12:19; Деян.18:22; Деян.21:8,16; Деян.23:23,33; Деян.25:1,4,6,13) — город на берегу Средиземного моря, построенный Иродом Великим и названный в честь кесаря Августа, резиденция царей Иродов и римских правителей. Здесь был заключен в крепости ап. Павел перед его отправкой в Рим. После разрушения Иерусалима Кесария была в продолжении почти 400 лет столицей Палестины. В 4 в. здесь жил Евсевий. В 13 в. этот город пришел в упадок и теперь на его месте остались лишь развалины.

  5. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  6. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (Деян.9:30 и др.) - город в Палестине, на восточном берегу Средиземного моря, между Дорою и Яффою, построенный Иродом Великим и названный Кесариею в честь римск. имп. Кесаря Августа. Прежде сего означенное место было занято городом под названием Башня Стратона (Turris Stratonis), но Ирод расширил оный, соорудил в нем большие каменные дворцы, великолепную гавань, построил величественный и громадный амфитеатр и назвал новый город Кесариею (Древ., кн.XV, гл. 9, §6). Это древнее название на долго удержалось в церковной истории, и его развалины доселе еще известны под названием Кесарийских. В Кесарию прибыл Филипп, один из семи диаконов, после своего свидания с евнухом (Деян.8:40 ) и вероятно жил здесь в продолжение нескольких лет (Деян.18:22 ). Здесь впервые отверзлась дверь веры для язычников посредством Евангельской проповеди ап. Петра, обращенной к Корнилию Сотнику (Деян.10:1,24, Деян.11:17 ); здесь умер Ирод Агриппа, в страшных муках, съеденный заживо червями (Деян.12:19,23). В истории св. ап. Павла Кесария имеет особенно выдающееся значение: отсюда он отплыл в Тарс вынужденный оставить Иерусалим (Деян.9:30 ); здесь после того он пребывал несколько дней в доме диакона Филиппа (Деян.21:8 ) и из Иерусалима снова был отправлен в Кесарию, но уже под воинскою стражею (Деян.23:23,33); здесь он стоял на суде перед правителем Феликсом, заключившим его в темницу, в которой он и пробыл два года, и затем снова после того был привлечен к суду перед лице Феста и Агриппы, которые после суда отослали его в Рим (Деян. 25, 26, 27). По разрушении Иерусалима, Кесария сделалась митрополиею Палестины. В 198 по Р.Х., при еп. Феофиле, в Кесарии состоялся поместный собор. В 4 веке по Р.Х. в Кесарии долгое время жительствовал известный церковный историк Евсевий, написавший здесь большую часть своих ученых творений (Eceles. Historia V, 23, XIII, X). Во времена Крестоносцев, Кесария считалась одною из сильнейших береговых крепостей, и потому часто подвергалась осадам. В 13 или 14 столетии, Кесария пришла в крайний упадок и долгое время представляла и представляет доселе разнообразные груды развалин, покрытых дикими растениями. Дикие кабаны, шакалы, волки, скорпионы, змеи давно сделали развалины Кесарии своим жилищем и местом убежища. Наполеон I стоял здесь лагерем в начале осады гор. Акры, - и, по его свидетельству, он лично осматривал большие глыбы и обломки мрамора, равно как гранитных колонн различных зданий, окружавших древнюю Кесарию и разбросанных теперь всюду вокруг ее в беспорядке.

  7. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  8. Реальный словарь классических древностей

    см. Цезарея.

  9. Источник: Реальный словарь классических древностей