Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Мелетий) — см. Мелетий.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Мелетий (около 1578 — 27.12.1633, Дерманский монастырь), учёный-филолог, церковный и общественный деятель Юго-Западной Руси. Сын каменецкого писаря Герасима Смотрицкого, бывшего впоследствии ректором острожского училища, в котором учился С. В 1601 был отправлен в Виленскую иезуитскую коллегию; слушал лекции в Лейпцигском и Виттенбергском университетах. В 1608 выступил с полемическим сочинением «Антиграфи» против католичества и Брестской унии (1596). В 1610 в Вильнюсе опубликовал трактат «Фринос, или Плач восточной церкви», тираж которого был уничтожен по указу короля Сигизмунда III. Авторство С., скрывшегося под псевдонимом Феофил Орфолог, не было раскрыто. В 1619—23 издал ряд полемических трактатов. После поездки в Константинополь (1623—25) в 1627 тайно присоединился к унии. В 1628 издал во Львове «Апологию путешествия на Восток», в которой отказался от идей, выдвинутых в сочинении «Фринос». В 1629 опубликовал «Паренезис, или Напоминание народу русскому», где оправдывал свой переход в унию, а также «Экзетисис». Единственным подлинно значительным произведением С. является «Грамматики славенскiя правилное синтагма» (1619), которую М. В. Ломоносов назвал «вратами учёности». Для сочинений С. характерны ясность и стройность изложения. Философские взгляды его представляли собой эклектическое соединение христианской теологии с канонизированным церковью учением Аристотеля.

    Лит.: Осинскии Аф. С., М. Смотрицкий, архиепископ Полоцкий, К., 1912; 3асадкевич Никифор, М. Смотрицкий, как филолог, Од., 1883; Соловьев С. М., История России с древнейших времен в пятнадцати книгах, кн. 5, М., 1961, с. 429—34, 454; Прокошина Е., Мелетий Смотрицкий, Минск, 1966.

    С. Князева.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Смотрицкий

    СМОТРИЦКИЙ Мелетий (1578—1633) — украинский схоласт-полемист, церковный литературный деятель. Сын шляхтича Герасима Смотрицкого, автора полемических произведений («Ключ царства небесного»). Воспитывался в виленской иезуитской коллегии, затем учился за границей в витенбергском и др. ун-тах. Свою педагогическую и литературную деятельность начал в 1608, позже постригся в монахи (1618). Все произведения С. полемичны. В классовой борьбе начала XVIIв. он был выразителем интересов той части феодального реакционного духовенства и шляхты, к-рая в условиях роста крестьянских восстаний шла на союз и с православными и с католическими феодалами магнатами. Большая часть произведений С. написана по-польски, но вместе с тем С. стремился к организации так наз. словенского языка, к-рый был тогда литературным языком феодальных эксплоататорских групп. Его произведение «Грамматіки Славенския правилное Сvнтагма» («Эвю», 1619), пользовавшееся большой популярностью (несколько раз переиздавалось в Москве в XVII и XVIIIвв.), было ярким образцом схоластической филологии феодального духовенства и шляхты и их замкнутой культуры, противопоставленной культуре и языку украинского крестьянства и городского мещанства. В полемических произведениях, направленных против униатов и в частности против Потия («Антиграфэ», Вильна, 1608, «Тренос», Вильна, 1610), С. подчеркивал свою лойяльность по отношению к королю и правительству, но это не спасло «Тренос» от запрещении и конфискации, что сделало книгу особенно популярной среди современников. От своих предшественников (Гер. Смотрицкий и др.) С. унаследовал риторический жанр «плача». Как писатель он является представителем целого литературно-полемического направления конца XVI — нач. XVIIвв., оформлявшегося в школьных и религиозно-просветительских центрах под влиянием зап.-европейской схоластики. Отсюда у С. наряду с библейскими мотивами и византийскими литературными традициями широкое использование лат. и итальянских поэтов и богословов-философов, трактатов иезуита Беллармина, кальвиниста Любберта и пр.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    СМОТРИЦКИЙ

    Мелетий (Максим Герасимович) (1578–1633) – ученый-филолог и обществ. деятель Юго-Зап. Руси. Был полоцким архиепископом. В 1610 напечатал богословский трактат "Фринос, или Плач восточной церкви" (см. вкн.: "Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии", Минск, 1962, с. 155–73), представляющий собой суровое обличение католичества и Брестской унии православной и католич. церквей (1596), направленной на подчинение польской церкви римскому папе. В 1627, став ренегатом, выступил в защиту унии. В 1619 вышла его грамматика церк.-слав. яз. ("Грамматики словенския правильное синтагма"), в к-рой были заложены основы совр. грамматич. терминологии для слав. языков. Филос. взгляды С. представляют собой эклектич. соединение христ. вероучения с канонизированным учением Аристотеля.

    Лит.: Осинский А. С., М. Смотрицкiй архiепископ Полоцкiй, К., 1912.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    СМОТРИЦКИЙ Мелетий (светское имя Максим Герасимович) (1575-1633) - религиозный деятель Беларуси и Украины, ревностный защитник православия. В конце жизни перешел в униатство. Родился в местечке Смотрич. Образование получил под руководством отца (известного антикатолического полемиста) и Кирилла Лукариса (будущего Константинопольского патриарха). Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии. Преподавал в православных братских школах Вильни, Минска, Киева, был домашним учителем в семье князя Константина Астрожско-го, с сыном которого был в Силезии, Словакии, Германии. Слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Ви-тенберга. Получил степень доктора медицины. Автор ряда полемических сочинений. В 1608 написал «Ответ на язвительный трактат», направленный против сочинений И. Па-тея, в 1610 - «Фринос или Плач восточной церкви», всесторонне критикующий католический костел: от его догматов до морального облика его священников и вызвавший репрессии против православных братств (С. спас от тюремного заключения псевдоним). В 1617 принял монашество, стал настоятелем Свято-Духова монастыря. Создатель одной из лучших славянских «Грамматик...», сохранявшей свое значение на протяжении полутора веков. В начале 20-х годов наступает новый этап деятельности и творчества С. Он пытается восстановить православную епархию в Полоцке, издает работы: «Оправдание невинности» (1621), «Защита оправдания» (1621), «Обоснование невинности» (1622) и др. В 1623 обвинен в соучастии в убийстве Архиепископа Полоцкого - униата И. Кунцевича, уехал из Вильни в Киев, оттуда в Палестину, Египет и Грецию. Вернулся в 1626 году. В 1627 принял унию, последние годы провел в монастыре. В 1628-1629 годах издал сочинения: «Апология...», «Парене-зис...», «Экзетезис...» (направлен против Мужиловского). С. не создал самостоятельной и цельной философской системы. Основное внимание уделял религиозным, социально-политическим и морально-этическим вопросам. Образцом нравственного совершенства для него был монашеский аскетизм. Главные благодетели - покорность долготерпения и блаженство надежды, преодоление греховности жизни. Однако, поступок по необходимости, по С, не подлежит обсуждению. В философских построениях ориентировался на канонизированный аристотелизм. Признавал возможность участия разума в делах веры, ставил под сомнение ряд христианских догматов (троичность Бога, некоторые таинства, божий суд). В последние годы жизни увлекся философией Фомы Аквинского.

  9. Источник: Новейший философский словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    Мелетий (светское имя - Максим) (ок. 1578-1633) - укр. и белорус. политический и церк. деятель, писатель, филолог, педагог. Род. в г. Смотричи на Подолии, обучался в Острожской школе, иезуитской коллегии в Вильно, в протестантских ун-тах Германии. В начале своей деятельности С. находился под влиянием реформационных идей Запада. В 1618 постригся в монахи. С. - член Виленского братства, был учителем братской школы. В 1610 в Вильно напечатал (под псевд. Теофил Ортолог) богословско-полемич. трактат "Trnnos" ("Плач"), в 1619 - знаменитую "Грамматику", к-рая неоднократно переиздавалась на Украине и в России. В труде "Verificatia niewinnosci" (Wilno, 1621) С. выступил против попыток подчинения православной церкви униатской. После посещения Рима С. принял в 1627 унию. Издал в 1628 во Львове "Apologia...", затем "Protestatia..." и др. соч., в к-рых критиковал догматы православия.

    Лит.: Голубев С., Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. (Опыт ист. исследования), т. 1, К., 1883; Прокошин Е. С., М. Смотрицкий, Минск, 1966; Загайко П. К., Українські письменники-полемісти кінця XVI - початку XVII ст. в боротьбі проти Ватікану і унії, К., 1957.

    Н. С. Сидоренко. Киев.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия