Геннадий Семенович [28.3 (10.4).1903, Одесса, – 6.7.1971, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил институт истории искусств (1924) и факультет общественных наук ЛГУ (1925). Печатался с 1922. Опубликовал сборники стихов «На Неве» (1926), «Тетрадь Аркрайта» (1933) и др. Для повестей о Карелии в годы Гражданской войны и социалистического строительства («Падение Кимас-озера», 1932; «Третий поезд», 1935; «Ялгуба», 1936, и др.) характерно сочетание строго фактической основы с остросюжетным повествованием. События Великой Отечественной войны 1941–45 нашли отражение в книгах «Северная повесть» (1942), «День рождения» (1944). Книги Ф. «Здравствуй, Дания!» (1959), «Встречи в Суоми» (1960), «Норвегия рядом» (1963), «У шведов» (1966) и др. отличаются знанием материала и увлекательностью изложения. Автор пьес и сценариев, в том числе сценария фильма «Девушка с характером» (1939). Произведения Ф. переведены на иностранные языки. Награжден 4 орденами, а также медалями.
Соч.: Избранное. [Предисл. Ф. Светова], М., 1965: Скандинавия в трех лицах, кн. 1–2, М., 1969; Снова в Скандинавии, М., 1973; После июля в семнадцатом, М., 1974; Избр. произв., т. 1–2, М., 1976.
Лит.: Антокольский П., Пять книг Геннадия Фиша, «Литературная Россия», 1967, 3 февраля; Жак Л., Геннадий Фиш. Очерк жизни и творчества, М., 1976; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 5, М., 1968.
Г. Л. Никольская.
м.
Одна из снастей на судне, при помощи которой убирается якорь.
муж.;
мор. (в якорном устройстве) fish
ФИШ Геннадий Семенович (1903—) — советский писатель. Р. в семье инженера, окончил командные бронетанковые курсы в Ленинграде, учился в ленинградском ун-те (фак-т общ. наук) и в ин-те истории искусства (словесное отд.). Совершил около 20 творческих поездок по Карелии.
Первая книга стихов — «Разведка» — вышла в 1927, вторая — «Контрольные цифры» — в 1929. В стилевом и тематическом отношениях стихотворения обоих сборников весьма разнородны. Лирические этюды, городские пейзажные зарисовки перемежаются здесь со стихами о гражданской войне. В последних изображение революционной героики зачастую подменяется сухой прозаической хроникой. Стихи следующих сборников «Дело за мной» (1931), «Весна в термической» (1932), посвященные героической теме — победе пятилетки — в художественном отношении мало выразительны и слабо передают пафос социалистического строительства. Более удачна последняя книга стихов — «Тетрадь Аркрайта» (1933), в к-рой, однако, сильно ощущается влияние поэтики акмеистов, а также художественных приемов Киплинга. Ф. принадлежит и ряд переводов баллад Киплинга.
Над прозой Ф. работает с 1930. Лучшая его книга «Падение Кимас-озера» (1933) описывает смелый рейд курсантов Петроградской интернациональной военной школы в глубокий тыл противника во время ликвидации белофинской авантюры 1922. По жанру «Падение Кимас-озера» — развернутая лирико-героическая новелла; чувства ненависти к врагу, преданности социалистической родине, самоотверженной любви к человеку определяют ее идейный и эмоциональный строй. Книга пользуется большой популярностью, особенно в Красной армии и среди молодежи. В 1934 отряд бойцов Ленинградского военного округа совершил большой лыжный поход на Кимас-озеро по маршруту, описанному в книге Ф. Повесть выдержала ряд изданий. В СССР она переведена на финский, немецкий, еврейский языки, за границей — на шведский и английский. В 1936 Ф. совместно с кинорежиссерами бр. Музыкант написал сценарий фильма «За советскую родину» на сюжет этой новеллы.
«Падение Кимас-озера» — это первая книга задуманного автором цикла произведений о революции и гражданской войне в Финляндии и Карелии. Следующими в этом цикле являются: «Мы вернемся, Суоми!» (1934) — роман о восстании лесорубов Пахьяла (северн. район Финляндии) в 1922, «Третий поезд» (1935) — повесть о доставке советского хлеба для голодающих финских рабочих в 1918 и «Клятва» (1938) — роман о финляндск. революции 1918, о причинах ее поражения.
Особняком стоит «Ялгуба» — цикл фольклорных новелл, сделанных по материалам устного творчества карельского народа. Наряду с характерными бытовыми сюжетами здесь содержатся героические народные легенды о революции и гражданской войне, эпизоды колхозного быта, отражающие заботу о человеке, изобилие колхозной жизни, героизм хранителей колхозного добра. В новеллах воспроизведены стиль и приемы народно-героического сказа, сохранены фольклорная лексика, живая народная речь. Образ рассказчика-балагура объединяет отдельные новеллы.
В форме реалистической сказки написана также книга «Вредная черепашка и теленомус» (1939) — о нашествии на колхозные поля Украины вредного насекомого и о борьбе с ним, организованной Научным институтом во главе с академиком Лысенко. Драматические ситуации переплетаются с шутками, с забавными анекдотами, чудесными приключениями. Но сквозь сказочную форму в произведении ощущается живой и бурный мир нашей современности.
Умелое сочетание сказочных элементов с реалистическим отображением новых форм жизни — характерная черта прозы Ф.
Две книги Ф. — «Падение Кимас-озера» и «Ялгуба» — получили одобрительный отзыв А. М. Горького (Письма к рабкорам и писателям, Журн.-газ. объед., М., 1936, стр. 31).
техн.
фіш
техн.
фіш