(греч. cherubím, от древнеевр.)
в иудейской и христианской мифологиях одна из высших категорий ангелов (См. Ангелы).
ХЕРУВИМ, высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. -мчик, ласка, ласк. привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или - песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во время херувимской; им приписывают целебные свойства.
ХЕРУВИ́М, -а, муж. В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов 2. Как х. кто-н. (красив, прекрасен; устар.).
| прил. херувимский, -ая, -ое.
-а, м.
1.
В христианской религии — ангел высшего чина.
Он входит, смотрит — перед ним Посланник рая, херувим. Лермонтов, Демон.
2. разг. устар.
О красивом человеке.
— Ты посмотри на меня, какая я… Ну, под стать ли я такому херувиму! Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.
[греч. χερουβείμ из др.-евр.]
ХЕРУВИ́М, херувима, муж. (с др.-евр. мн. ka-rubim). В религиозной мифологии - ангел высшего чина (церк.). «Перед ним посланник рая - херувим.» Лермонтов.
|| Изображение, куколка с крылышками, употр. как украшение или игрушка. «Каждый подарок (с вербного базара) украшался веткой вербы и крылатым херувимом.» Лесков. «Румян, как вербный херувим.» Пушкин.
I
м.Одна из высших (вторая после серафимов) ступеней в небесной иерархии ангелов (в христианской и иудейской мифологии).
II
м.Красивый ребёнок.
херуви́м др.-русск. херувимъ, ст.-слав. херовимъ χερουβίμ (Супр.). Из греч. χερουβίμ от др.-еврейск. kerūbīm (мн.) от kerūb "херувим"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 219; Гуте, Bibelwb. 106 и сл.; Литтман 28; Бауэр, Wb. 1459.
муж. cherub невинный как херувим ≈ cherubicм. cherub.
херувим м рел. Cherub ( '' c e - ] m 1, pl -im и -binen
м рел.
Cherub m, pl -im и -binen
херувимCherub
м.
chérubin m
м.
1)рел. querubín m
2) разг. уст. querubín m, serafín m
м. рел. разг.
cherubino тж. перен.
ХЕРУВИ́М -а; м.
1. В иудаистской и христианской мифологии: одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии (изображается шестикрылым существом с глазами по всему телу). * Посланник рая - херувим. (Лермонтов).
2. Разг. О красивом человеке (обычно ребёнке). Все без ума от этого херувима.
◁ Херуви́мчик, -а; м. Ласк. Золотоволосый х. Херуви́мский, -ая, -ое. Х-ая песнь (христианское музыкальное произведение, исполняемое во время церковной службы, на концертах).
херув’им (мн. от евр. «керуб», точное значение не известно) — обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт.3:24 ) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх.25:22; Чис.7:89 ). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святого-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез.1:10; Иез.10:14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. (Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы — у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. «божества». В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.) (см. власть, животные, ковчег,в)
. Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: "И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни" (Быт.3:24 ). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пр. Моисея (Исх.25:18,22) и при создании храма Соломонова (3Цар.6:27, 3Цар.8:6,7, 2Пар.3:10,13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх.25:18,22, 1Пет.1:12 ). В Псалмах Давида (Пс.17:11, Пс.79:2 ), у пр. Исаии (Ис.37:15 ) и у других свящ. писателей (1Цар.4:4, 2Цар.6:2, 2Цар.22:11, 4Цар.19:15, 1Пар.13:6,8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и ев. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс.103:3,4, Пс.17:11, Отк.4:6,9, Отк.5:11 ). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Отк.5:11,14, Отк.7:11 ). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр.9:5 ). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолкно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Отк.4:6,8, Иез.28:14 ). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.