[от др.-рус. погостити — побывать в гостях; первоначальное значение П. — постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)], 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11—18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное — по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775. 2) Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15—16 вв. 3) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «П.» в 19 — начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.
муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говорят лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет.
| Кладбище с церковью вообще; яросл., орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви;
| оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений, одинокий;
| архан. лопарское селенье. Были и кости, да все на погосте. Были кости, да легли на погосте. На погосте живучи, над покойниками не наголосишься. У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать). Жаль, жаль, а везти на погост (говор, мыши, погребая кота). И жаль батьки, да везти на погост. Несут гостя до погоста. Щеголь с погосту, и гроб за плечами. Живет на погосте, а хлеба ни горсти (новг. погост отдельное жилье попа и причта). Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости. И на погосте живут, да колокольни молятся (коли поп не служит). Мертвых с погосту (домой) не носят. Мертвые с погосту не ходят, не ворочаются. Погостье ср., орл. погостья курск. то же, кладбище. Погостная ограда. Погощаннин, -щанка, житель погоста.
ПОГО́СТ, -а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого-н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).
| прил. погостный, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Сельское кладбище.
На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. И. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом.
Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая.
2. устар. и обл.
Расположенная в стороне от села церковь с кладбищем и с прилегающим дворам причта.
По-сибирски великорусского погоста не было, а церковь стояла посреди села. Мамин-Сибиряк, Искушение о. Спиридона.
ПОГО́СТ, погоста, муж.
1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).
2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.).
3. На севере - название деревни, поселка, населенного саами (лопарями).
4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-рус. языке гостями.)
м.
1.
Сельское кладбище.
2.
устар.Сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения.
3.
местн.Название деревни, поселка, населенного саами.
4.
местн.Постоялый двор вдали от селений, на дороге.
ПОГОСТ - первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
пого́ст род. п. -а "церковная община, приход, церковь с жилыми домами, службы", диал. "кладбище", пово́ст – то же, вятск.1, "подворье, одинокий постоялый двор", оренб. (Преобр.), др.-русск. погостъ "жилое подворье князя и его свиты при налогообложении" (Ипатьевск. летоп. под 947 г.), повостъ – то же (Лаврентьевск. летоп. под 947 г., дважды; см. Срезн. II, 1017 и сл.). Первонач. знач.: "постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица". От гость, погости́ть; см. Потебня у Преобр. II, 85; Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 146; Лекции 126. Знач. "кладбище" возникло из описанного более древнего по мотивам табу, согласно Зеленину (Табу 2, 150). С.-в.-р. пово́ст, по мнению Шахматова (Очерк 295), заимств. из ю.-в.-р. поɣо́ст. Лтш. раgаsts "крестьянское собрание для уплаты налогов" заимств. из русск. (М.–Э. 3, 28, с литер.). По мнению Корхонена (у Иохансена, Festschr. Наff 107), русск. слово, возм., возникло в связи с сев.-герм. обычаем гощения, привилегией которого пользовались также сканд. епископы; ср. фон Шверин у Хоопса, Reall. 2, 123 и сл.
•
• 1 У Преобр. (см. там же) указано севск. – Прим. ред.
муж. churchyard, grave-yardм. village/country churchyard.
м.
cimetière m
м.
cementerio m(rural)
м.
(сельское кладбище) camposanto m(di villaggio)
ПОГО́СТ -а; м. Сельское кладбище (в старину - рядом с церковью). Снести на п. кого-л. (похоронить).
◁ Пого́стный, -ая, -ое. П-ые кресты.
* * *
пого́стпервоначальный центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее административно-территориальная единица и центральное селение податного округа. В XV—XVII вв. погостом называлось также крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее — сельское кладбище.
* * *
ПОГОСТПОГО́СТ, первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
распространенный в рус. ист. источниках термин, имевший на протяжении 10-18 вв. различное значение. Первоначально П., видимо, наз. сельские общины периферии Древнерус. гос-ва, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). П. постепенно стали наз. и адм.-терр. единицы, состоявшие из мн. селений, и центр. селение этого округа. Во главе П. поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. П. как термин, обозначавший терр. единицу, проник в 12 в. в Латвию (пагаст). С распространением на Руси христианства в П. строили церкви, близ к-рых находились кладбища, и назв. П. получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина П. была различна. В 11-14 вв. П. состояли из неск. десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие П. для Новгород. владений. В центр. уездах в документах 15-16 вв. П. в большинстве случаев наз. небольшие поселения с церковью и кладбищем, осн. центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как адм.-терр. подразделения, по к-рым раскладывались нек-рые повинности, П. дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На С. разделение на П. официально прекратилось лишь в 1775. В 19 - нач. 20 вв. слово П. употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово П. распространено в устном нар. творчестве и художеств. лит-ре.
Лит.: Веселовский С. Б., Село и деревня в Сев.-Вост. Руси XIV-XVI вв., М.-Л., 1936 (ИГАИМК, в. 139); Воронин H. H., К истории сельского поселения феод. Руси, Л., 1935 (ИГАИМК, в. 138).
С. О. Шмидт. Москва.