народ, живущий в Хакасской АО и частично в Тувинской АССР и Красноярском крае. Численность 67 тыс. чел. (1970, перепись). Хакасский язык относится к тюркским языкам. До Октябрьской революции 1917 были известны под общим название минусинских и абаканских татар или тюрков. Самоназвания не имели. Делились на 5 родоплеменных групп (качинцы, Сагайцы, Бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы добровольно вошли в состав Русского государства в 17 — начале 18 вв. Основными занятиями были полукочевое скотоводство и охота, подсобным — примитивное земледелие. Общественные отношения характеризовались имущественным неравенством и чертами классовой дифференциации. В условиях колониальной политики царизма культура и быт Х. были крайне отсталыми. Грамотных почти не было. По религии Х. были шаманистами, хотя формально считались православными. Этнический состав Х. сформировался в 17—18 вв. на основе смешения енисейских киргизов с др. тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Процесс консолидации, начавшийся в 18 в., завершился при Советской власти, когда Х. получили своё государственное устройство и общее наименование. Сельское население занимается земледелием и животноводством в колхозах и совхозах. Сформировался рабочий класс, занятый преимущественно в добывающей промышленности и на ж.-д. транспорте, выросла национальная интеллигенция. На хакасском языке издаются газеты, учебники, политическая и художественная литература. Об истории, экономике, культуре Х. см. ст. Хакасская автономная область.
Лит.: Народы Сибири, М. — Л., 1956; Потапов Л. П., Происхождение и формирование хакасской народности, Абакан, 1957.
Л. П. Потапов.
ХАКА́СЫ, -ов, ед. -ас, -а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Хакасии.
| жен. хакаска, -и.
| прил. хакасский, -ая, -ое.
-ов, мн. (ед. хака́с, -а, м.; хака́ска, -и, мн. хака́ски, -сок, -скам, ж.).
Народ, составляющий основное население Хакасской автономной области РСФСР, а также лица, относящиеся к этому народу.
ХАКА́СЫ, хакасов, ед. хакас, хакаса, муж. Народность тюркской языковой группы, составляющая основное население Хакасской автономной области; прежнее название - абаканские турки.
мн.
1.
Народ тюркской языковой группы, составляющий основное население Хакасии.
2.
Представители этого народа.
ХАКАСЫ (устар. название - абаканские или минусинские татары) - народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в Российской Федерации 79 тыс. человек (1991). Язык хакасский. Верующие хакасы - православные, сохраняются традиционные верования.
ХАКАСЫ (самоназвания тадар, хоорай) - народность общей численностью 80 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (79 тыс. чел.), в т.ч. Хакасия - 62 тыс. чел. Язык - хакасский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, православные.
ХАКА́СЫ -ов; мн. Народ, составляющий основное население Хакасии, частично Тувы и Красноярского края; представители этого народа.
◁ Хака́с, -а; м. Хака́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Хака́сский, -ая, -ое. Х. язык.
* * *
хака́сы(самоназвание — хакас, устаревшее название — абаканские или минусинские татары), народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в России 79 тыс. человек (1995). Язык хакасский. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования.
* * *
ХАКАСЫХАКА́СЫ (самоназвание — тадар), народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (65,4 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 75,6 тысяч хакасов (2002). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 — начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) — южносибирского типа.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 — на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.
Этнический состав формировался в 17—18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13,9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 — начале 17 в.), 4,8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.
Традиционное занятие хакасов — полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Основным видом хакасских поселений были аалы — полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10—15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища — нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.
Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» — семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.
народ, живущий в Хакасской АО и частично в Ачинском р-не Красноярского края РСФСР. Числ. - 67 тыс. чел. (по переписи 1970). Хакасский язык относится к тюрк. группе языков. До Окт. революции были известны под общим назв. минусинских и абаканских "татар" или "тюрков". Общего самоназвания не имели. Делились на 5 родоплем. групп: качинцев, сагайцев, бельтиров, койбалов и кызыльцев, внутри к-рых сохранилось деление на роды, или "кости" (сеок). Эти группы добровольно вошли в состав Рус. гос-ва в течение 17 - нач. 18 вв. Осн. занятиями были полукочевое скотоводство и охота на зверя, подсобным - мелкое примитивное земледелие. В условиях колониальной политики царизма культура и быт X. были крайне отсталыми. Грамотных почти не было. По религии X. являлись шаманистами, хотя формально считались православными. Родоплем. группы X. имели сложное этнич. происхождение; они представляли собой смешение различных тюркоязычных, самодийскоязычных и кетоязычных элементов. Процесс консолидации, начавшийся в 18 в., завершился при Сов. власти, когда X. получили свое гос. устройство и общее наименование. Большинство сел. населения X. проживает в Аскизском, Таштыпском, Усть-Абаканском и Ширинском р-нах Хакасской АО и ведет социалистич. с. х-во (земледелие и животноводство). Сформировался рабочий класс, занятый преим. в добывающей пром-сти, особенно в горнорудной и угольной, а также на ж.-д. транспорте. Выросла нац. интеллигенция. На хакасском яз. издаются газеты, учебники, политич. и художеств. лит-ра.
Лит.: Потапов Л. П., Краткие очерки истории и этнографии хакасов (XVII-XIX вв.), Абакан, 1952; его же, Происхождение и формирование хакасской народности, Абакан, 1957; Народы Сибири, М.-Л., 1956 (есть лит.); Очерки истории Хакасии советского периода 1917-1961 гг., Абакан, 1963.
Л. П. Потапов. Ленинград.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.