(от Сунна
основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным, «правоверным». В странах распространения ислама приверженцы С. — сунниты, составляют большинство (за исключением Ирана, Южного Ирака, Йеменской Арабской Республики; в СССР — Азербайджана и Нагорного Таджикистана). При решении вопроса о главе мусульманской общины (об имаме-халифе) С. опирается формально на «согласие всей общины», в отличие от Шиизма, который признаёт имамами-халифами лишь Али и его прямых потомков. В С. сохранились 4 религиозно-юридических школы (см. Мазхаб). Священными городами суннитов являются Мекка и Медина. См. также ст. Ислам.
-а, м.
Одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама, признающее сунну источником веры наряду с Кораном.
м.
Одно из двух - наряду с шиизмом - основных направлений в исламе, приверженцы которого, наряду с Кораном, признают Сунну обязательным источником веры.
СУННИЗМ - одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. В странах распространения ислама приверженцы суннизма - сунниты - составляют большинство (кроме Ирана, Юж. Ирака, Сев. Йемена). Наряду с Кораном признает сунну. При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опирается на "согласие всей общины", в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.
СУННИЗМ, одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. Наряду с Кораном признает Сунну. В отличие от шиизма, не признает возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и особого права Алидов (потомков Али) на имамат. Большинство мусульман - сунниты.
м. рел.
sunna f
逊尼派
(от араб. сунна – обыкновение, образ действий, поведение) – одно из двух осн. направлений в исламе (более 300 млн. из 400 млн. мусульман). После смерти Мухаммеда в обстановке политич. борьбы за пост халифа последователи ислама раскололись: большинство (сунниты), придерживавшиеся мирской т. зр. на халифат, считало, что халиф, распорядитель всех дел мусульман, может быть избран из рода корейшитов при согласии общины и в своей деятельности может руководствоваться только Кораном – "речью Аллаха" и священным преданием о действиях и изречениях пророка (сунна, хадис). В противоположность шиитам (см. Шиизм), сунниты отвергали духовные истоки халифата и имамат и не признавали чудесных свойств за потомками пророка.
Лежащие в основе С. отказ от мистич. толкования Корана и опора на предание о пророке, а также необходимость общих юридич. норм на огромной территории халифата (7–10 вв.) создали предпосылки для развития правовой формы ислама, в к-рой первое место отводилось буквальному соблюдению всех установлений шариата – религ. закона. Именно для С. характерны наиболее жесткие формы ортодокс, ислама, противополагающего себя всякому "вольномыслию" и "философии", хотя в шиизме впоследствии развились и собирание хадисов (включая хадисы имамов), и правовой аспект ислама, и жесткая ортодоксия, а принадлежность к одному из четырех правоверных суннитских толков (мазхаб) не мешала многим суннитам как становиться мистиками-суфиями (см. Суфизм), так и разрабатывать филос. теории (напр., аль-Кинди).
В наст. время в странах распространения ислама принято равноправие четырех суннитских толков фикха (шариатской юриспруденции), однако в каждой стране придерживаются преим. одного из этих толков – ханифитского (основатель Абу Ханифа, ум. 767), маликитского (основатель Малик ибн Анас, ум. 795), шафиитского (основатель аш-Шафии, ум. 820) или ханбалитского (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855). Различия в этих толках не принципиальны, касаются юридич. частностей; свободного рассуждения (иджтихад), широко практикуемого в шиизме, в С. до последнего времени не допускалось. В совр. мусульманском суннитском реформизме широко обсуждается вопрос о допустимости иджтихада и о слиянии четырех мазхабов (отчасти практикуется в законодательстве ОАР и Турции).
Лит.: Шарль Р., Мусульманское право, пер. с франц., М., 1959; Mассэ Α., Ислам, пер. с франц., М., 1961; Πетрушевский И. П., Ислам в Иране в 7–15 вв.. Л., 1966.
А. Бертельс. Москва.
СУННИ́ЗМ -а; м. Одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама, признающее Сунну источником веры наряду с Кораном.
◁ Сунни́тский (см.).
* * *
сунни́змодно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты — составляют большинство (кроме Ирана, Южного Ирака, Северного Йемена). Наряду с Кораном признаёт Сунну. При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опирается на согласие всей общины, в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.
* * *
СУННИЗМСУННИ́ЗМ, одно из двух (наряду с шиизмом(см. ШИИЗМ)) основных направлений ислама. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты — составляют большинство (кроме Ирана, Юж. Ирака, Сев. Йемена). Наряду с Кораном признает сунну(см. СУННА). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опирается на «согласие всей общины», в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов(см. АЛИДЫ).
осн. направление в исламе, считающееся ортодоксальным; преобладает во всех странах распространения ислама, кроме Ирана, Юж. Ирака и отчасти Йемена. С. возник в ходе религ.-политич. борьбы в Халифате в 7-8 вв. и окончательно оформился в 9 в. Последователи С. (сунниты) наряду с Кораном признают святость Сунны. В С. - 4 религ.-юридич. школы (см. Мазхаб). Как религ. направление С. ныне не централизован. В кон. 8 - нач. 9 вв. в С. возникло мистич. течение суфизм, в 18-19 вв. развились пуританские религ.-политич. течения (см. Ваххабиты) и в 19-20 вв. реформац. и модернистские направления. Священными центрами С. являются Мекка и Медина.
См. также ст. Ислам и лит. к ней.
Л. И. Климович.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.