Большая Советская энциклопедия

    Краус (Kraus) Карл (28.4.1874, Гичин, ныне Йичин, Чехословакия, — 12.6.1936, Вена), австрийский писатель, публицист, филолог. Выступил с сатирическим памфлетом «Разрушенная литература» (1897) против венских декадентов. Издавал и редактировал журнал «Факкель» («Die Fackel», 1899—1936), в котором полемизировал с буржуазными философами, политическими и эстетическими идеями. Опубликовал много эссе и статей по вопросам литературы и языка, сборники сатирических фельетонов и афоризмов на темы международной и австрийской жизни. Вершина творчества К. — философская антивоенная драма «Последние дни человечества» (1918— 1919). В памфлете «Непобедимые» (1928) К. прославлял венских рабочих, штурмовавших летом 1927 реакционный суд. Написанные в духе философской лирики И. В. Гёте стихи К. часто близки импрессионистской поэзии Х. Моргенштерна и Д. Ф. Лилиенкрона. Стиль К. насыщен метафорами, контрастными сопоставлениями.

    Соч.: Werke, Bd [1-9], Münch., 1955—61.

    Лит.: Iggers W. A., Karl Kraus. A Viennese critic of the twentieth century. The Hague, 1967 (библ. с. 230—45); Engelmann P., Dem Andenken an Karl Kraus, W., [1967]; Kuhn C., Karl Kraus als Lyriker, P., 1968.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Kraus, Karl) (1874-1936), австрийский писатель-сатирик, поэт. Родился 28 апреля 1874 в Гичине (Чехия, тогда в составе Австро-Венгерской империи). Большую часть жизни провел в Вене. Краус рано пришел к выводу о том, что раздражавшие его явления венской культурной жизни, поначалу лишь дававшие повод для демонстрации его полемического таланта, на деле симптомы глубокой испорченности общества. В 1899 он начал издавать собственный журнал "Факел" ("Die Fackel"), по материалам которого выпустил тома избранных публикаций: Мораль и преступность (Sittlichkeit und Kriminalitt, 1908), Китайская стена (Die chinesische Mauer, 1910), Страшный суд (Weltgericht, 1919), Крушение мира от черной магии (Untergang der Welt durch schwarze Magie, 1922), Литература и ложь (Literatur und Lge, 1929), Язык (Die Sprache, 1937). Крупнейшее произведение Крауса-драматурга, Последние дни человечества (Die letzten Tage der Menschheit), написано во время Первой мировой войны и опубликовано в 1919. Среди других его пьес - Литература (Literature, 1921), Театр мечты, (Traumtheater, 1922), Кукуландия на облаках (Wolkenkuckucksheim). В 1952 впервые опубликована Третья Вальпургиева ночь (Die Dritte Walpurgischnacht) - выпуск "Факела", созданный еще в первые месяцы после прихода Гитлера к власти в Германии. Сатира Крауса питалась противоречием между изначальной чистотой языка и его стилистическим и смысловым искажением под пером пишущих. Он указывал на порчу языка в среде чиновников, политиков, писателей и журналистов, полагая, что зло мира неизбежно вытекает из вечного несоответствия между чистотой слова и нечистыми намерениями публичной речи. Воплощением подобной опасности была в его глазах гитлеровская Германия. Многие критики воспринимают Крауса как адепта вневременных добродетелей, а его критику частных пороков - как защиту абстрактной духовной непогрешимости.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Кра́ус Карл

    (Kraus) (1874—1936), австрийский писатель. Издавал с 1899 журнал «Факел», в котором печатал большей частью собственные произведения, преимущественно критического и сатирического характера: эссе, афоризмы, статьи и др. Драма для чтения «Последние дни человечества» (1922; около 200 сцен) — апокалиптическая картина 1-й мировой войны.

    * * *

    КРАУС Карл

    КРА́УС (Kraus) Карл (1874—1936), австрийский писатель. Издавал с 1899 журнал «Факел», в котором печатал большей частью собственные произведения, преимущественно критического и сатирического характера: эссе, афоризмы, статьи и др. Драма для чтения «Последние дни человечества» (1922; ок. 200 сцен) — апокалиптическая картина Первой мировой войны.

  5. Источник: Энциклопедический словарь