Большая Советская энциклопедия

    (Taglioni)

    Мария (23.4.1804, Стокгольм, — 22.4.1884, Марсель), итальянская артистка балета. Одна из видных танцовщиц балетного театра эпохи романтизма. Училась у своего отца, известного балетмейстера Ф. Тальони. Дебютировала в 1822 в Вене. В 1827—35 выступала в Париже, где исполнение в 1832 партии Сильфиды («Сильфида» Шнейцгоффера, балетм. Ф. Тальони) принесло ей всемирную известность. Творчество Т. оказало большое влияние на развитие балетного искусства. Её танец отличался одухотворённостью, чистотой, особой грацией и кантиленностью. Т. ввела (при содействии отца, постановщика почти всех балетов, в которых выступала Т.) новые средства образной выразительности, в том числе танец на пуантах (См. Пуанты). Лёгкий, воздушный костюм, созданный для неё художником Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. В 1837—42 ежегодно выступала в Петербурге. Гастролировала в Лондоне, где Ж. Перро создал для Т. балеты на музыку Ч. Пуньи «Па-де-катр» (1845) и «Суд Париса» (1846). В 1847 оставила сцену. Преподавала танцы детям английской аристократии. Её ученицей была известная балерина Э. Ливри. Окончила жизнь в бедности.

    Лит.: Соловьев Н. В., Мария Тальони, 1804—1884, СПБ, 1912; Слонимский Ю., «Сильфида». Балет, Л., 1927; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.— М., 1958; Levinson A., Marie Taglioni (1804-1884), P., 1929; Guest J., The romantic ballet in Paris, L., 1966.

    М. Тальони.

    М. Тальони в партии Сильфиды («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Taglioni),

    итальянская балетная династия в 19 в.

    Сальваторе (1790-1868), танцовщик и балетмейстер в Неаполе в 1830-х годах. Его дочь Луиза была ведущей танцовщицей в Парижской опере в 1848-1857.

    Филиппо (1778-1871), брат Сальваторе, дебютировал в Пизе в 1794 и был ведущим танцовщиком во Флоренции, Венеции и Париже, а затем балетмейстером в Стокгольме. Его сын Поль (1808-1884), также танцовщик и хореограф, с большим успехом работал в Берлине и Лондоне. Дочь Поля - Мария (1830-?) выступала во многих балетах, поставленных ее отцом. Самой выдающейся представительницей династии стала другая Мария - дочь Филиппо и сестра Поля.

    Мария (1804-1884) родилась в Стокгольме 24 апреля 1804. Занималась танцем под руководством своего отца, Филиппо, хотя ее физические данные не совсем подходили к избранной профессии: руки казались слишком длинными, и некоторые утверждали, что она сутуловата. После дебюта Марии в Вене в 1822 последовали ангажементы в Германии, Италии и Франции Мария впервые выступила в Парижской опере в 1827, но успеха добилась в 1832, когда исполнила главную партию в поставленном ее отцом балете Сильфида (музыка Жана Мадлена Шнейцхоффера). Балет Сильфида стал символом Тальони и всего романтического балета. До Марии Тальони хорошенькие балерины покоряли публику виртуозной техникой танца и женским обаянием. Тальони, отнюдь не красавица, создала новый тип балерины - одухотворенный и загадочный. В Сильфиде Тальони воплотила образ неземного существа, дочери воздуха. Сильфида олицетворяет идеал, недостижимую мечту о красоте. В струящемся белом платье, взлетая в легких прыжках и замирая на кончиках пальцев (Тальони стала первой балериной, последовательно использовавшей пуанты и сделавшей их неотъемлемой составляющей классического балета), Тальони-Сильфида, казалась, сошла со страниц произведений романтической поэзии и прозы. Не только Париж - все столицы Европы восхищались Тальони. Отец поставил для нее еще ряд балетов: Деву Дуная (музыка А.Адана, 1836), Гитану, испанскую цыганку (музыка Ф.Обера и Ф.Шмитта, 1838) и Тень (музыка Л.В.Маурера, 1839). С 1837 по 1839 Тальони выступала в Петербурге, затем, вплоть до 1848, танцевала в Западной Европе. В 1832 Мария Тальони вышла замуж за графа Жильбера де Воазен, но три года спустя брак распался. В старости Мария Тальони, одинокая и обнищавшая, учила танцу и хорошим манерам детей лондонских дворян. Умерла Мария Тальони в Марселе в 1884.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Тальо́ни

    (Taglioni), семья артистов балета, балетмейстеров, педагогов. Филиппо (1777—1871). Работал в театрах Италии, Германии, Австрии, в Стокгольме и Париже. Выдающийся педагог и хореограф-реформатор, создатель романтического балета. Среди постановок: «Сильфида» Ж. Швейцхоффера (1832), «Дева Дуная» (1836) и «Морской разбойник» (1840) А. Адана и др. Многие балеты были поставлены для дочери. Мария (1804—1884), дочь Филиппо. С 1828 ведущая солистка Парижской оперы. В 1837—42 выступала в Санкт-Петербурге. Гастролировала во многих городах Европы. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая танец на пуантах как средство художественной выразительности. Поль (Паоло) (1808—1884), сын Филиппо. Выступал в городах Европы (часто с сестрой Марией). Ставил балеты в Лондоне, Милане, в 1856—83 балетмейстер Берлинской оперы.

    * * *

    ТАЛЬОНИ

    ТАЛЬО́НИ (Taglioni), семья артистов балета, балетмейстеров, педагогов:

    1) Филиппо (1777—1871). Работал в театрах Италии, Германии, Австрии, в Стокгольме и Париже. Выдающийся педагог и хореограф-реформатор, создатель романтического балета. Среди постановок: «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1832), «Дева Дуная» (1836), «Морской разбойник» (1840) А. Адана и др. Многие балеты были поставлены для дочери.

    2) Мария (1804—84), дочь Филиппо. С 1828 ведущая солистка Парижской оперы. В 1837—42 выступала в Петербурге. Гастролировала во многих городах Европы. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая танец на пуантах(см. ПУАНТЫ) как средство художественной выразительности.

    3) Поль (Паоло) (1808—84), сын Филиппо. Выступал в городах Европы (часто с сестрой Марией). Ставил балеты в Лондоне, Милане, в 1856—83 балетмейстер Берлинской оперы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь