(греч. prologos, от pro — перед и logos — слово, речь)
вступительная часть литературного и театрального произведения, которая предворяет общий смысл, сюжет или основной мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному действию (Сюжету). В античной драме П. — сцена или монолог, передававшие исходную ситуацию или миф, которые послужили основой сюжета. В средневековой мистерии, миракле, моралите — молитва или проповедь, включавшие исходную для пьесы притчу. В драмах Шекспира, Гёте, Шиллера П., наряду с мотивировкой последующих событий, часто содержал эстетическую декларацию автора. П. в современном значении и многообразии жанрового применения складывался начиная с 19 в. (поэма «Медный всадник» Пушкина, роман «Ярмарка тщеславия» Теккерея). Постепенно он всё более смыкался с сюжетом, по существу становясь одним из его элементов: П. повести Н. В. Гоголя «Страшная месть», поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», романа И. Г. Эренбурга «Необычайные похождения Хулио Хуренито...» (такой П. в повествовательных жанрах называют иногда Vorgeschichte — предысторией). В отличие от предисловия, П. всегда художествен.
В. А. Калашников.
греч. церковная книга, содержащая краткие слова на годичные праздники, жития святых и отрывки нз писаний ·св. отцев, для чтения при богослужении.
| Пролог или пролог введение, вступление, предисловие к сочинению, особенно драматическому. См. также прилагать. Татарский пролог, коран. Он великий учитель: весь пролог наизусть! Ваши слова прямо в Евангелие, а наши и в пролог не годятся!
ПРО́ЛОГ, -а, муж. (спец.). Древнерусский, а также южнославянский сборник кратких житий, поучений и назидательных рассказов, расположенных в последовательном порядке по годичным праздникам, по дням богослужений. Славяно-русский П.
II. ПРОЛО́Г, -а, муж. Вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения. П. к роману. Парад-п. (открывающий цирковое представление).
| прил. прологовый, -ая, -ое.
ПРО́ЛОГ, -а, муж. (спец.). Древнерусский, а также южнославянский сборник кратких житий, поучений и назидательных рассказов, расположенных в последовательном порядке по годичным праздникам, по дням богослужений. Славяно-русский П.
II. ПРОЛО́Г, -а, муж. Вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения. П. к роману. Парад-п. (открывающий цирковое представление).
| прил. прологовый, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Вступительная часть к литературному или музыкальному произведению, предваряющая общее содержание произведения или раскрывающая общий замысел автора.
Пролог к «Руслану и Людмиле» Пушкина.
□
Из всего этого материала может выйти разве пролог к роману! И. Гончаров, Обрыв.
Пролог симфонии незаметно переходит в развитие первой части. С. А. Морозов, Музыка остается с тобой.
2. перен.
Вступление к чему-л., начало чего-л.
Посылаю вам покамест книгу . Она послужит вам прологом к чтенью тех книг, в которых раскроется вам вполне русская жизнь. Гоголь, Письмо А. М. Виельгорской, 16 апр. 1849.
Организация революционного самоуправления, выбора народом своих уполномоченных есть не пролог, а эпилог восстания. Ленин, Бойкот Булыгинской думы и восстание.
Лука Матвеич сказал ему : — Ты понимаешь, что свершилось? Это же пролог новой эры, эры народовластия, социализма! Соколов, Искры.
[греч. πρόλογος]
1.
ПРО́ЛОГ, пролога, мн. пролога, муж. (греч. prologos - предисловие) (лит.). В древней Руси - сборник кратких житий, поучений, назидательных повестей, размещенных в порядке церковного календаря. Рукописный пролог.
2.
ПРОЛО́Г1, пролога, мн. и, муж. (греч. prologos - предисловие) (книжн.).
1. Вступительная часть драматического произведения, реже - поэмы или романа; ант. эпилог (лит.). Пьеса в четырех действиях с прологом и эпилогом.
2. перен. Вступление к чему-нибудь, начало чего-нибудь. Пролог новой жизни.
3.
ПРОЛО́Г2, мн. прологи, муж. (обл.). Лог, ложбина.
м.
Церковная книга, содержащая жития святых, поучения и т.п., расположенные по дням года.
ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление) - вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.
ПРОЛОГ (от греческого prologos - вступление), вступительная часть литературного и театрального, в том числе музыкально-сценического, произведения. В прологе сообщается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.
проло́г род. п. -а. Через нем. Рrоlоg или франц. prologue от лат. prologus из греч. πρόλογος. Напротив, др.-русск. прологъ "сборник кратких житий святых, синаксарий" (Пантел. еванг. 1250 г.; см. Срезн. II, 1542) непосредственно из греч. (Фасмер, Гр.-сл. эт. 160).
Prolog
муж. prologueм. prologue.
(язык программирования) Prolog
пролог м Prolog m 1a, Vorspiel n 1a
м
Prolog m, Vorspiel n
м. лит.
prologue m
пролог к роману — prologue m de roman
м.
prólogo m
м.
prologo
(греч. prologos, букв. – предисловие), 1) начальный элемент в структуре древнегреческой комедии, а затем европейских драматических произведений разных жанров, предназначенный для краткого разъяснения содержания и смысла пьесы.
2) Факультативный элемент сюжета эпического произведения, знакомящий читателя с кем-либо из участников, местом или общими обстоятельствами будущего сюжетного действия.
ПРОЛО́Г -а; м. [греч. prologos - вступление]
1. Вступительная часть к литературному или музыкальному произведению, предваряющая общее содержание произведения или раскрывающая общий замысел автора. П. симфонии, романа. Пьеса в четырёх действиях с прологом и эпилогом.
2. Вступление к чему-л. начало чего-л. П. новой жизни. П. грядущих событий. Выборы на альтернативной основе - это только п. к демократическому обществу.
3. Лит. Один из жанров древнерусской литературы - сборник, содержащий жития святых, назидательные рассказы и поучения, расположенные по дням года.
* * *
проло́г(от греч. prólogos — вступление), вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.
* * *
ПРОЛОГПРОЛО́Г (от греч. prologos — вступление), вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.
(греч. prologos - вступление, предисловие, от pro - перед и logos - слово, речь) - вступительная сцена спектакля (драм., оперного, балетного). В др.-греч. драм. т-ре в П. излагался миф, положенный в основу произв., или рассказывалось о событиях, предшествующих началу пьесы. В церк. ср.-век. драме П. носил характер проповеди или молитвы. В 17-18 вв. мн. оперы начинались аллегорич. П. ("Альцеста, или Торжество Алкида" Люлли, "Орфей" и "Коронация Поппеи" Монтеверди и др.). П. наз. также аллегорич. представление, к-рым начинался торжеств. спектакль (напр., П. на открытие Большого т-ра в Москве - "Торжество муз" Дмитриева с музыкой Алябьева и Верстовского, 1825). В операх и балетах 19 в. в П. часто излагались события, предваряющие осн. действие (напр., в операх "Борис Годунов", "Снегурочка", "Фауст", в балете "Спящая красавица"). Иногда П. приобретает значение самостоят. произв. (одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова - П. к его опере "Псковитянка"), представляет собой моносцену (сцена одного актёра - П. в опере "Паяцы").
«ПРОЛОГ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1956, цв., 93 мин.
Историко-революционный фильм.
О событиях первой русской революции 1905—1907 гг.В ролях:Ленин — Н.Плотников;Крупская — М.Пастухова;Горький — П.Кадочников.
В ролях: Николай Плотников (см. ПЛОТНИКОВ Николай Сергеевич), Мария Пастухова (см. ПАСТУХОВА Мария Николаевна), Павел Кадочников (см. КАДОЧНИКОВ Павел Петрович), Владимир Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Романович), Инна Кондратьева (см. КОНДРАТЬЕВА Инна), Виктор Авдюшко (см. АВДЮШКО Виктор Антонович), Данута Столярская (см. СТОЛЯРСКАЯ Данута Альфредовна), Наталья Родионова, Павел Винник (см. ВИННИК Павел Борисович), Зинаида Воркуль (см. ВОРКУЛЬ Зинаида), Николай Граббе (см. ГРАББЕ Николай Карлович), Ефим Копелян (см. КОПЕЛЯН Ефим Захарович), Владимир Колчин (см. КОЛЧИН Владимир), Иван Коваль-Самборский (см. КОВАЛЬ-САМБОРСКИЙ Иван Иванович), Геннадий Юдин (см. ЮДИН Геннадий Петрович), Петр Константинов (см. КОНСТАНТИНОВ Петр Александрович), Петр Савин (см. САВИН Петр Николаевич), Лидия Королева (см. КОРОЛЕВА Лидия Георгиевна).
Режиссер: Ефим Дзиган (см. ДЗИГАН Ефим Львович).
Автор сценария: Александр Штейн (см. ШТЕЙН Александр Петрович).
Операторы: Валентин Павлов (см. ПАВЛОВ Валентин Ефимович), Борис Петров (см. ПЕТРОВ Борис Александрович).
Художники-постановщики: Петр Киселев (см. КИСЕЛЕВ Петр Дмитриевич), Евгений Серганов (см. СЕРГАНОВ Евгений Иванович).
Используемая музыка: Николай Крюков (см. КРЮКОВ Николай Николаевич (композитор, звукорежиссер)).
Звукорежиссер: Лев Трахтенберг (см. ТРАХТЕНБЕРГ Лев).
Монтаж: Г. Славатинская.
• Prolŏgus,
Πρόλογος, см. Comoedia, Комедия, и Tragoedia, Трагедия.
(язык программирования) Prolog
Большой Энциклопедический словарь. 2000.