Большая Советская энциклопедия

    Теннис (Tönnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта, — 11.4.1936, Киль), немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881—1933 до отстранения от должности нацистами.

    Важнейшая работа Т. — «Общность и общество» (1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, Т. подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй — торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная — общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе — расчётливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа всё больше уступают место отношениям второго типа. Позже во «Введении в социологию» (1931) Т. усложнил эту типологию, совместив её с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения.

    Несмотря на психологизм концепции Т. (общественные отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Т. одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое научное значение имели многочисленные эмпирические исследования Т. Отрицательно относясь к идее революции, Т. тем не менее признавал большое научное значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Т. был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «современным варварством».

    Соч.: Die Sitte, Fr./M., 1909; Der englische Stoat und der deutsche Staat, B., 1917; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921; Kritik der öffent-lichen Meinung, B., 1922; Т. Hobbes Leben und Lehre, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1—3, Jena, 1925—29; Die Entwicklung der sozialen Frage bis zum Weltkrieg, 4 Aufl., B.—Lpz., 1926: Das Eigenturn, W.—Lpz,, 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosophische An-sichten, Karlsruhe, 1926; Geist der Neuzeit, Lpz., 1935.

    Лит.: Bellebaum A., Das soziologische System von F. Tönnies unter besonderer Berücksichtigung seiner soziographischen Un-tersuchungen, Meisenheim/Glan, 1966; F. Tonnies, ed. W. 1. Cahmann, Leiden, 1973.

    И. С. Кон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Тённис Фердинанд

    (ТÖnnies) (1855—1936), немецкий социолог. В разработанной им исторической типологии общественных отношений органическая «общность» характеризуется господством чувства и инстинкта, механическое «общество» — господством разума и расчёта («Общность и общество», 1887).

    * * *

    ТЕННИС Фердинанд

    ТЕННИС (Tonnies) Фердинанд (1855—1936), немецкий социолог, основатель формальной социологии.

    В своей основной работе «Общность и общество» (1887) рассматривал связь между типами отношений в обществе и типами воли(см. ВОЛЯ) в нем; выделил два типа воли: Wesenwille и Kurwille. Wesenwille — естественная, инстинктивная воля, которая действует на человека изнутри; Kurwille — рассудочная воля, которая предполагает возможность выбора и осознание цели действия(см. ЦЕЛЬ). Первому типу воли соответствуют общинные отношения, которые основаны на эмоциях, привязанности, и важны для человека сами по себе (дружба, любовь, соседство). Второму типу соответствуют общественные отношения(см. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ), основанные на рациональном обмене; их сущность — сознание полезности или ценности, которой обладает один человек для другого и которую этот другой обнаруживет, воспринимает и осознает.

    Соответственно двум типам воли Теннис выделял два типа связей — органическую (характерна для общины) и механическую (характерна для общества). Также уделял внимание изучению групп(см. ГРУППА) в обществе; совокупность социальных отношений между более чем двумя индивидами представляет собой социальный круг; подобное объединение индивидов рассматривается ими как необходимое для достижения какой-либо цели. Классифицировал социальные нормы(см. НОРМА), выделил нормы социального порядка, нормы права и нормы морали. Проводил эмпирические исследования. Переписывался с Ф. Энгельсом(см. ЭНГЕЛЬС Фридрих), высоко ценил труды К. Маркса(см. МАРКС Карл). В конце жизни выступал против фашизма(см. ФАШИЗМ).

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Социологический словарь

    (TOENNIES, Ferdinand) (1855-1936) Немецкий социолог, основатель Немецкой социологической ассоциации, наиболее известный своим различением понятий «община» и «общество» (association) в работе «Gemeinschaft und Gesellschaft» («Община и общество» — Toennies, 1887). Теннис выделял три отдельных области социологии: чистую или теоретическую, прикладную и эмпирическую. Различение «общины» (Gemeinschaft) и «общества» (Gesellschaft) составляло основание его теоретической социологии. Эти «фундаментальные понятия» должны были обеспечить направленность эмпирической и прикладной социологии на исследование трансформации общества при переходе от общинных отношений к отношениям собственно общества (ассоциации). Несмотря на то, что эти два понятия являются идеальными типами, Теннис намеревался использовать их для описания исторического перехода Германии от сельскохозяйственного к индустриальному обществу. На Тенниса оказала влияние философия А. Шопенгауэра (1788-1860) и Ф. Ницше (1844-1900), у которого он заимствовал понятие «воля к жизни». Утверждая, что социальные отношения являются продуктами человеческой воли, Теннис выделял два типа воли. Естественная воля (Wesenwille) является выражением инстинктивных потребностей, привычек, убеждений или склонностей. Рациональная воля (Kurwille) предполагает инструментальную рациональность при отборе средств для достижения целей. Если естественная воля является органичной и реальной, то рациональная — умозрительна и искусственна. Эти типы воли соответствуют различию между общиной и обществом, поскольку общинная жизнь является выражением естественной воли, а жизнь общества (ассоциации) — это следствие воли рациональной. См. также: Городской образ жизни; Идеальный тип; Сельско-городской континуум; Телеология. Лит.: Atoji (1984)

  5. Источник: Социологический словарь