Александрийский (Philon Alexandreus) (21 или 28 до н. э., Александрия, – 41 или 49 н. э., там же), иудейско-эллинистический философ. В основе философии Ф. лежат два принципа – абсолютная трансцендентность бога и стоическо-платоническое учение об идеях. Божество Ф. – выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическо-платонической концепцией эманации (См. Эманация) Ф. учил о Логосе как самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит сначала существа, более близкие к себе – ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. выдвинул теорию экстатическое восхождения к богу. Идеи Ф. в ряде моментов отличались от христианских, но в целом были близки им и обеспечили Ф. популярность в патристике (См. Патристика).
Соч.: Opera quae supersunt, ed. J. Cohnet P. Wendland, Bd 1–7, В., 1962–63; в рус. пер. – О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. Т., Терапевты и соч. Филона Иудея «О жизни созерцательной». К., 1909.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 307–08; Трубецкой С. Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77–165; Иваницкий Ф. В., Филон Александрийский, Жизнь и обзор литературной деятельности. К., 1911; История философии, т. 1, М., 1940; Wolfson Н. A., Philo, 2 ed., v. 1–2, Camb. (Mass.), 1948; Bréhier E., Les idées philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie, 3 éd., P., 1950; Heinemann J., Philons griechische und jüdische Bildung, Hildesheim, 1962.
А. Ф. Лосев.
ФИЛО́Н, -а, муж. (прост.). Лентяй, лодырь.
м.
1.
разг.-сниж.Лентяй, бездельник, тунеядец.
2.
Употребляется как порицающее или бранное слово.
греческий архитектор и механик, пристроивший портик к зданию Телестериона - храма Деметры в Элевсине (ок. 330 до н. э.) и создавший Арсенал в афинском порту Пирее, где сохранилась запись детального описания проекта и сметы постройки.Источник:"Архитектурный словарь"
муж.;
разг. lazy-bones
м. неодобр.
holgazán m, haragán m
м. жарг.
poltrone
ФИЛОН (Φίλων) из Ларисы в Фессалии (159/158—84/83 до н. э.) — последний глава основанной Платоном Академии. Его схолархат — эпоха т. н. “4-й Академии”. Еще на родине Филон слушал ученика Карнеада Калликла. Ок. 24 лет приехал в Афины и в течение 14 лет был слушателем Клитомаха, после его смерти стал во главе Академии (Acad. Ind. XXXIII), единство позиции которой подчеркивал (Cic. Acad. 113). В 88 из-за войны с Митридатом уезжает в Рим, где пишет сочинение (“римские книги”), ставшее поводом для разрыва с ним его ученика Антиоха Аскамнского (Cic. Acad. II 11). Вероятно, Филон не вернулся в Афины.
Арий Дидим (ар. Stob. II 7, 2) приводит большую выдержку из его сочинения “Основные разделы философии” (Διαίρεσις του κατά φιλοσοφίαν λόγου). Вероятно, на какое-то сочинение Филона опирается “Лукулл” Цицерона (64—146); его влияние усматривалось также во всех пяти книгах “О природе богов”, “Об ораторе” (III 54—143), “О крайнем добре и крайнем зле” (кн. ГУ).
Филон поначалу придерживался строгой антистоической позиции своего учителя Клитомаха, признавая “воздержание от суждения” и “непостижимость” в качестве оппозиции стоическому учению о “постигающем представлении” (Luc. 111). Но постепенно принимает более мягкую позицию: хотя вещи не воспринимаемы в соответствии со стоическим критерием, они воспринимаемы в соответствии с природой вещей (Sext. Emp. Pyrrh. 1235). Нумений уточняет, что вместо стоического “постигающего представления” Филон стал признавать в качестве критерия “очевидность” (ενάργεια) и согласованность (ομολογία) данных чувственного восприятия (фрг. 28,8—9). В поздний период Филон также отказался от полного отрицания риторики (Cic. Tüsc. II 9). Мы не знаем его этических воззрений, но по введению к этическому разделу его “Основных разделов философии” видно, что он откликался (вероятно, прежде всего критически) на разработку в эллинистических школах основных пунктов этического учения: философия как медицина, необходимость очищения души от ложных мнений, учение о цели (счастье) и видах жизни, а также о законах государства и правилах частной жизни.
Несмотря на явственное изменение позиции Филона к концу жизни, руководимая им до 88 “4-я Академия”, вероятнее всего, оставалась ортодоксально скептической. В то же время само его стремление отказаться от деления Академии на Древнюю и Новую и заново обосновать скептицизм ссылками на позицию Платона и Сократа было свидетельством общей тенденции этого периода вернуться к учениям и текстам основателя школы.
Фрагм.: Wisniewski B. Philon von Larisa. Testimonia und Kommentar. Breslau, 1982; Mette H. J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon.- “Lustrum” 28-29, 1986-87, p. 9—24; Long A. A., SedleyD. N. (eds.). The Hellenistic Philosophers. Cambr.-L.—N.Y, 1987, vol. l, p. 438-67, vol. 2, p. 432-457.
Лит.: Gluckert. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978, p. 13—91, 391—420; TarranlH. Scepticism or Platonism? The Philosophy of the Fourth Academy. Cambr., 1985; GörlerW. Philon aus Larisa.— GGPh, Bd. 4: Die Hellenistische Philosophie, hrsg. v. H. Flaschar. Basel, 1994, S. 915-937.
Ю. А. Шичалин
ФИЛО́Н -а; м. Неодобр. Тот, кто уклоняется от работы; лентяй, лодырь.
Филон (евр. Тилон), сын Симеона из колена Иуды (1Пар 4:20).
Фил’он (1Пар.4:20 ) — аналог. Амнон,б.
(насмешка, поругание) (1Пар.4:20 ) - из сыновей Симеона, поколения Иуды.
• Philo,
Φίλων,
1. афинянин, который во время правления 30 тиранов должен было оставить Афины и потом поселился в Ороне в качестве метэка, откуда производил грабежи в Аттике. Когда он позднее должен был сделаться членом совета в Афинах, Лисий написал против него речь (31-ю) κατὰ Φ. δοκιμασίας;
2. амфиполитанец, изгнанный из Амфиполя Филиппом Македонским, после того как последний завоевал город, 358 г. до Р. X.;
3. сын Филодема, шурин оратора Эсхина, участник посольства, отправленного к Филиппу Македонскому в 347 г. до Р. X. Aeschin. de f. leg. 150;
4. литейщик, приготовивший для Александра Великого статую Гефестиона;
5. архитектор, живший около 300 г. и основавший в Пирее арсенал, вмещавший 1000 кораблей. Cic. de or. 1, 14, 62. Он был не только искусным архитектором-практиком, но, по словам Витрувия (7, praef. 12), также и писателем в области своего искусства; ср. Val. Max. 8, 12, 2;
6. Ф. из Византии, ученик Ктесибия, живший в середине 3 в. до Р. X., автор сочинения о механике, из которого, впрочем, сохранилось только 4 книги (о постройке орудий, по-гречески и по-немецки изд. Köchly und Rüstow, 1853) и отрывки 7 и 8 книг (об осадной войне);
7. Ф. из Лариссы в Фессалии, философ-академик, ученик и последователь Клитомаха, бежал во время митридатской войны в Рим, в 88 г. до Р. X., где встретил радушный прием, благодаря своему утонченному образованию и благородству характера; особенно к нему привязался Цицерон. Cic. Brut. 89. Cic. tusс. 2, 3. acad. 1, 4. Заслуга его заключается в том, что он точнее разграничил отдельные отрасли философии и дал методические определения; он старался также доказать в отдельных пунктах сходство древней и новой академии. Часто его называют также основателем так называемого четвертого отделения академии. ср.: К. F. Hermann, de Philone Larissaeo, 1851;
8. ученый еврейский писатель из Александрии, родился ок. 20 г. до Р. X., получил образование в своем родном городе, причем изучал также сочинения различных философских школ, но преимущественно взял себе за образец Платона, а в этике особенно одобрял учение стоиков. В религиозном отношении он держался воззрений своего народа; направление ессеев и ферапевтов произвело на него, по-видимому, сильное впечатление, но не заставило его примкнуть к ним. Со времени Птолемеев употребление аллегорий проникло и в представления евреев; таким путем старались объяснить, между прочим, и Моисеевы книги. Легко понять, что таким образом и в представления Ф. проник некоторого рода мистически-аллегорический дух, который везде старался отыскать основы главнейших философских школ греков и отличался некоторой теплотой и воодушевлением, причем, однако, часто недоставало ясности в понятиях и верности в суждениях. С точки зрения языка форма была во многих отношениях блестяща, но представляла какую-то странную смесь из поэтического и прозаического слога; поэтому она иногда очень пестра и построение периодов нередко небрежно. Сохранившиеся его сочинения распадаются на 4 разряда: относящиеся к разным частям библейской истории, сочинения эпического содержания (особенно толкование 10 заповедей), историко-политические и аллегорически-экзегетические. Большую часть он написал, по-видимому, в позднейшее время своей жизни. Везде он держится веры в Единого, личного, живого Бога; но он различает Бога невидимого и Бога откровенного, действующего в мире и в человечестве. Внутреннее созерцание служит для него истинным источником познания Бога. Углубляясь в размышление, он дошел мало-помалу до сознания мира души, блаженно в Боге живущей и проникающей в глубины Божеского существа. Таким образом, он уже приблизился к христианству, но остался еще отделенным от него целою пропастью; поэтому и известия о его сношениях с Петром и т. п. должны быть отвергнуты. В делах своего народа он принимал, по-видимому, неоднократно деятельное участие, особенно под конец (39 г. до Р. X.) в посольстве в Рим с 4 другими александрийскими евреями к императору Калигуле; последнему они должны были жаловаться на притеснения, которые им пришлось претерпеть за отказ свой выставить в синагоге статую обоготворенного императора, но с презрением были отвергнуты. Оправдательное его послание, прочитанное по смерти императора в сенате, свидетельствует о его практическом смысле и большой учености. Изд. Th. Mangey (1742), A. F. Pfeiffer (1820) и С. E. Richter (1828 слл.). 9) грамматик из Библа в Финикии во времена Нерона и Веспасиана, написал историю царствования последнего, кроме того, эпиграммы и перевел, как полагают, также финикийскую историю Санхуниафона.
Филон, Philon, из Лариссы, ок. 159-ок. 80 гг. до н. э., греческий философ. Со 109/108 гг. до н. э. руководитель Академии в Афинах, которую он оставил в 88 г. до н. э. и уехал в Рим, где его лекции слушали Лутаций Катулл и Цицерон. В это время лучший ученик Ф. Антиох Аскалонский взбунтовался против науки своего наставника, что привело к конфликтам в Академии. Сам Ф. исповедовал скептицизм Аркесилая и Карнеада, пытаясь однако избегать их крайностей. Согласно Ф., задачей философа является деятельность, подобная деятельности врача, она сформулирована в этической программе из пяти пунктов, конечной целью которой было достижение счастья отдельной личности. Все сочинения Ф. утрачены, его учение мы находим в большом отрывке у Стобея и в некоторых произведениях Цицерона.