Большая Советская энциклопедия

    (гг. рождения и смерти неизвестны)

    глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя. По происхождению холоп. В конце 40-х гг. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 начал пропаганду т. н. «Нового учения». Ф. К. подверг критике основные догматы христианства: о божественной природе Христа, о воскресении мёртвых и др., отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая официальную церковь, Ф. К. проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феодального господства и подчинения, считал «спасение» человека делом его собственных рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. Подвергался критике со стороны Зиновия Отенского (См. Зиновий Отенский). В 1553 в связи с делом М. Башкина заключён в один из московских монастырей, но бежал в Польшу, где оказал серьёзное влияние на формирование радикального движения антитринитариев (См. Антитринитарии). (См. Ереси в России.)

    Лит.: Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большая биографическая энциклопедия

    — еретик, был холопом одного из московских бояр. "Улучив свободу мужеством и разумом своим", он бежал от господина на коне и с "имением" (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в Порфириеву пустынь и там постригся в монашество. Ф. был учеником известного Артемия (Пустынника), бывшего в 1551 г. игуменом Троице-Сергиевой лавры и осужденного на соборе 1553 года за еретичество. С 1551 г. Ф. был в Новоезерском монастыре на Белоозере, откуда в 1554 г. прибыл в Москву и за еретичество был заключен в одном из московских монастырей, откуда бежал с единомышленниками в Литву, скрывая свой след переменою "множицею" одежд и имен. Беглецы прибыли в Витебскую губернию и основались в местности "Усо-чорт", проповедуя свое учение; Ф. вскоре женился на какой-то вдове-еврейке, но, преследуемый православным духовенством за иконоборческие идеи, должен был удалиться в глубь Литвы, где, вероятно, проживал у какого-либо пана в качестве религиозного проповедника. Ф. хорошо знал Ветхий и Новый Завет и святоотеческие сочинения св. Иоанна Златоуста и Вас. Великого. Последние дни Косого и время смерти его неизвестны, — не оставил он и письменных памятников своего учения, оно известно лишь от третьих лиц в церковно-полемических памятниках: "Истины показание к вопросившим о новом учении" и "Многословное послание" — оба принадлежат иноку Отенского монастыря Зиновию и написаны в 1565—1566 гг. Одни считают Косого зависимым от учения антитуленитариан, другие называют его преобразователем ереси жидовствующих в христианский рационализм, иные признают его самобытным, возникшим на почве домашнего критицизма, направленного против крайностей внешне-обрядового благочестия и нравственных непорядков. "Не права у вас вера, — говорил Косой, — вы только Бога гневите своим мнимым благочестием"; он отрицал троичность лиц в Божестве, божество Христа, запрещал почитать Богоматерь, святых и их нетленные мощи; отвергал иконы, почитание креста, богослужение, таинства, обряды посты, иерархию, монашество, святоотеческие писания и предания, жития святых — словом, все, что составляет сущность православия, отвергал всякую власть, все гражданские обязанности, подрывал семейный быт, отвергая уважение к родителям, целомудрие и благоприличие; в этом у него много общего с русским рационализмом XVI века. История не сохранила точных сведений о последователях Косого в России, кроме вопрошавших инока Зиновия клирошан; в Витебске последователи Косого сделались кальвинистами; после Косого плеяда русских еретиков обрывается до XVIII века.

    E. Е. Голубинский, "История Русской церкви", 1-я половина II тома. — "Труды Киевской Духовной Академии", 1870 г., июнь. — Ф. Калугин, Зиновий Отенский и его сочинения". — Макарий, "История Русской церкви". — В. А. Никольский, "Феодосий Косой" (беспл. прил. к еженедельнику "Век"). — Коялович, Христианское Чтение", 1871 г., февраль, стр. 280—282.

    К. Здр—в.

    {Половцов}

    

    Феодосий Косой

    монах Кирилова Белозер. мон., еретик рационалист, осужден. Москов. собор. 1554 г.

    {Половцов}

  5. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    ФЕОДО́СИЙ КОСО́Й

    (гг. рожд. и смерти неизв.) – представитель крест.-плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540-х гг. бежал из Москвы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформатор и распространять среди народа "новое учение", в-к-ром нашли выражение чаяния социальных низов рус. гос-ва. В 1554 был привлечен по делу Башкина и заключен в одном из моск. монастырей, откуда бежал в Литву, где оказал влияние на формирование-наиболее радик. течения в среде польско-литовских антитринитариев. О взглядах и деятельности Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского, произв. польского протестанта сер. 17 в. Андрея Венгерского, соч. А. Курбского и апокрифич. "Письма половца Ивана Смеры", написанного одним из учеников Ф. К., витебским дьяконом Андреем Колодынским. В основе "нового учения" Ф. К., являющегося вершиной рус. реформационно-гуманистич. мысли 14–16 вв., лежит-понятие о "духовном разуме" и связанным с ним познанием "истины", из к-рой вытекает отрицание феод. отношений господства и подчинения и признание равенства всех людей (требуя имуществ. равенства, Ф. К. ссылался при этом на деяния апостольские), отрицат. отношение к войнам, критика догматов и обрядов христианства и отрицание офиц. церкви.

    Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, "Тр. Киевской духовной академии", 1876, [т. 2], [No 6]; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, § 4;. Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; Шелестов Д. К. Свободомыслие в учении Ф. К., там же, т. 2, М., 1954; Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Ф. К., "Вестник МГУ" 1956, No 2. См. также лит. при ст. Зиновий Отенский.

    В. Корецкий. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Феодо́сий Косо́й

    еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял «Новое учение». Отвергал официальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал идеи равенства людей. В 1553 привлечён по делу М. Башкина, бежал в Литву.

    * * *

    ФЕОДОСИЙ Косой

    ФЕОДО́СИЙ Косой, лидер движения еретиков(см. ЕРЕСИ) в России 16 века; по происхождению холоп. В конце 1540-х годов Феодосий Косой бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешел в монастырь на Новоозере, где с 1551 года начал пропаганду «Нового учения». Феодосий Косой подверг критике основные догматы христианства: о божественной природе Христа, о воскресении мертвых, отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая официальную церковь, Феодосий Косой проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал систему феодального господства и подчинения, считал «спасение» человека делом его собственных рук, призывал к прекращению войн. Учение Феодосия Косого подвергалось критике со стороны Зиновия Отенского. В 1553 году Феодосий Косой в связи с делом М. Башкина был заключен в один из московских монастырей, но бежал в Польско-Литовское государство, где оказал влияние на формирование радикального движения антитринитариев.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    (гг. рожд. и смерти неизв.) - глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феод. строя и офиц. церкви в России сер. 16 в. Будучи холопом, Ф. К. в конц. 40-х гг. 16 в. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи. Обосновавшись затем на Новоозере, в 1551 начал пропагандировать созданное им т. н. "Новое учение". В 1553 привлечен по делу Матвея Башкина и заключен в один из моск. монастырей, но бежал в Литву. "Новое учение" Ф. К. оказало влияние на формирование радикального течения в среде польско-лит. антитринитариев. В своем учении Ф. К. подверг критике осн. догматы православной церкви (о божеств. природе Христа, об искупительном характере его жертвы, о посмертном воскресении мертвых и др.), отрицал святых и чудеса, необходимость поклонения иконам и кресту и призывал к уничтожению монашества. Ф. К. отвергал не только феод. церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феод. эксплуатации, выступал против войн, проповедовал равенство всех людей. "Новое учение" Ф. К. свидетельствовало об идейном оформлении крестьянско-плебейских еретич. движений в России.

    Лит.: Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2; Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960.

    В. И. Корецкий. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ФЕОДОСИЙ КОСОЙ
    ФЕОДОСИЙ КОСОЙ - еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: