I
Фо́фанов
Аникита Федорович (г. рождения неизвестен, Псков, – после 1618, Москва), русский печатный мастер. Работал в Москве в 1606–18. Изготовил т. н. никитинский шрифт, интенсивно использовавшийся на протяжении всей 1-й половины 17 в. Первое известное издание Ф. – «Минея общая» (1609). В годы польской и шведской интервенции Ф. вывез свою «печатную избу» в Нижний Новгород. В 1613 здесь был напечатан т. н. Памятник нижегородской печати, повествующий о событиях начала 17 в., о «смутном времени». В 1615 в Москве напечатал «Псалтирь», в 1618 – «Октоих».
Лит.: Киселев Н. П., Немировский Е. Л., Книгопечатание в Москве XVII в., в кн.: 400 лет русского книгопечатания, [т. 1], М., 1964.
IIФо́фанов
Константин Михайлович [18(30).5.1862, Петербург, – 17(30).5.1911, там же], русский поэт. Обучался в частных пансионах. Выступил в печати в 1881. Первый сборник – «Стихотворения» (1887). Наиболее полно поэтическое своеобразие Ф. выявлено в третьем сборнике – «Тени и тайны» (1892). Для поэзии Ф. характерно романтическое противопоставление идеала миру низкой действительности, в изображении которой обнаруживаются подчас реалистические тенденции; уход от трагичности реальной жизни был вызван у Ф. главным образом не эстетическими, а социальными побуждениями. Пассивность демократической позиции, декларативность, штампы, дилетантская неточность слова соседствовали у Ф. с искренностью, живописной выразительностью, тонким психологизмом. Импрессионистические приёмы в изображении города, внимание к больным состояниям души делали поэзию Ф. явлением переходным от традиционных форм к модернизму.
Соч.: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Г. Цуриковой], М. – Л., 1962.
Лит.: Венгеров С. А., Очерки по истории русской литературы, СПБ, 1907; Брюсов В,, Далекие и близкие, М., 1912; Тагер Е. Б., Возникновение модернизма, в кн.: Русская литература конца XIX – начала XX в., М., 1968.
Ю. И. Шведова.
ФОФАНОВ Константин Михайлович (1862 - 1911), русский поэт. Уход от обыденной действительности в мир фантазии, возвышенных чувств (сборник "Тени и тайны", 1892, "Стихотворения", 1896, "Иллюзии", 1900, поэма "Необыкновенный роман", 1910) сочетался с реалистическими мотивами (поэмы "Волки", 1889, "Весенняя поэма", 1892). Медитативная лирика.
Константин Михайлович (1862, Санкт-Петербург – 1911, там же), русский поэт. Родился в купеческой семье. Два первых сборника с одинаковым названием «Стихотворения» (1887, 1889) были замечены читателями и критикой. Образность и поэтическая техника Фофанова во многом родственны эстетике складывавшегося в те годы в России символизма. Особенно близки Фофанову были К. Д. Бальмонт и В. Я. Брюсов. В кон. 19 – нач. 20 в. Фофанов публикует сборники стихотворений «Тени и тайны» (1892), «Стихотворения» (5 ч., 1896), «Иллюзии» (1900), поэмы «Необыкновенный роман» и «После Голгофы» (обе – 1910). Герой Фофанова хочет уйти от суровой реальности в мир поэтических грёз и иллюзий:
Не сами ль мы своим воображеньем
Жизнь создаём, к бессмертию идя,
И мир зовём волшебным сновиденьем
Под музыку осеннего дождя!
(«Под музыку осеннего дождя!»)
Музыкальность лирики Фофанова привлекала к ней многих композиторов: на его стихи создано большое количество песен и романсов. Социальные потрясения начала 20 в. (Русско-японская война, революция 1905) обращают Фофанова к злободневной проблематике. В последние годы жизни он пишет антиправительственные стихи, эпиграммы на царя, драму «Железное время». Однако обращение к несвойственной для него тематике не помогло Фофанову вернуть былую популярность. Постоянная нужда, склонность к алкоголизму стали причиной преждевременной смерти поэта. Сын Фофанова Константин Олимпов стал одним из основателей эгофутуризма, представители которого (в т. ч. Игорь Северянин) объявили Фофанова одним из своих литературных предшественников.