Большая Советская энциклопедия

    (греч. gymnasion)

    государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Г. точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в 5—4 вв. до н. э. Первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места мусических и физических упражнений молодёжи. В Г. поступали после палестры (См. Палестра) знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16—18 лет. Продолжая заниматься в Г. гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными Г. были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон (см. Академия Платоновская), и Ликей, основанный Аристотелем.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГИМНАСИЙ (греч. gymnasion) - государственное учебно-воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в 5-4 вв. до н. э. В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных рабовладельческих семей и до 18 лет занимались в нем гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    гимна́сий

    (греч. gymnásion), государственное учебно-воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в V—IV вв. до н. э. В гимнасий поступали после палестры юноши 16 лет из знатных рабовладельческих семей и до 18 лет занимались в нём гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование.

    * * *

    ГИМНАСИЙ

    ГИМНА́СИЙ (греч. gymnasion), государственное учебно-воспитательное заведение в древнегреческих городах и на эллинистическом Востоке, получившее наибольшее распространение в 5—4 вв. до н. э. В гимнасий поступали после палестры(см. ПАЛЕСТРА) юноши 16 лет из знатных рабовладельческих семей и до 18 лет занимались в нем гимнастикой, получали литературное, философское и политическое образование.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    (gymnasion) - в др.-греч. городах учебное заведение для детей полноправных граждан (в возрасте от 16 до 18 лет), содержавшееся на гос. и обществ. счет. Учителей для Г. специально подбирали и платили им жалованье. Ученики Г. совершенствовались в физич. упражнениях и завершали обучение наукам и иск-вам, начатое в школах для младшего возраста. В эллинистич. время в Г. учились гл. обр. дети богатых родителей. В Египте, напр., им в первую очередь была обеспечена служебная карьера. Во главе Г. находился избираемый на определ. срок из богатых граждан гимнасиарх. В порядке литургии он должен был давать дополнит. средства на содержание Г. Одновременно он был почетным главой всей корпорации граждан, окончивших Г. Для взрослых Г. был местом вроде клуба, где приятно проводили время, обменивались новостями, слушали выступления популярных философов и т. д.

    Лит.: Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики, M., 1940; Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Реальный словарь классических древностей


    • Gymnasium,

    γυμνάσιον. Гимнастика (γυμναστική) одно из самых своеобразных учреждений греческой жизни; уже в гомеровские времена гимнастика процветала и всегда поощрялась и восхвалялась. Имея целью удовлетворять чувству прекрасного и вместе с тем развивать телесные силы и ловкость, гимнастика впоследствии выродилась и поэтому не пользовалась расположением и одобрением практических римлян. Местом для упражнений, общим именем гимнастики, служили гимназии и палестры (παλαίστρα). Палестры, специальные школы борьбы, в Афинах учреждались и отдельно от Г., отчасти по причине отдаленности Г. от города, и служили, хотя не исключительно, но главным образом, для упражнений молодежи. Гимназии, состоявшие первоначально из дворов, окруженных колоннадами, со временем стали занимать большое пространство и были роскошно отделаны. Не было греческого города без Г., и в больших городах, напр., в Афинах, их было несколько. Витрувий (5, 17) дал подробное описание Г. Она состояла, во-первых, из большого двора (περιστύλον), 1200 футов (2 стадии) в окружности, окруженного с трех сторон простыми портиками, а с южной стороны двойным портиком, за которым находился эфебей, ε̉φήβειον, место для упражнений юношей; по обе стороны эфебея были устроены бани (frigidaria, tepidaria, caldaria) и другие помещения. В остальных портиках находились экседры (exedrae), где собирались для беседы философы, риторы и т. п., с каменными скамьями вдоль стены. Обширное открытое место, окруженное перестилием, служило для упражнений и игр (σφαιριστήριον); к этой части Г., отчасти окружая ее, отчасти примыкая к ней, присоединялись еще разные портики, в числе их так называемые ξυστοί, имевшие по обе стороны возвышение для прогуливавшихся, а в середине углубление для состязаний, места для прогулки, засаженные деревьями, παραδρομίδες и стадий с сиденьями для большого числа зрителей. На достойное украшение Г., преимущественно произведениями пластического искусства, тратилось много денег. Значение Г. стало еще увеличиваться вследствие больших национальных игр, на которых можно было показать перед лицом всей Греции искусство, добытое в палестре. Упражнения и состязания производились без одежды; так называемые алиты натирали тело маслом, чтобы сделать его более гибким. Отдельные упражнения были следующие:

    1. бег (δρόμος или στάδιον), иногда на двойное расстояние (δίαυλος), также в оружии (ο̉πλιτω̃ν или ο̉πλίτης δρόμος); особенный род бега был δόλιχος, простиравшийся, может быть, до 24 стадий, т. е. более чем на 4 версты. Στάδιον считалось упражнением особенно подходящим для мальчиков;

    2. скачок (άλμα);

    3. борьба (πάλη, παλαισμοσύνη, καταβλητική), собственно ядро эллинской гимнастики;

    4. δισκοβολία, метание диска;

    5. α̉κοντισμός, метание дротика. Эти пять простых способов состязания, соединенные в одно целое, назывались πένταθλον; они перечисляются в одном пентаментре Симонида: άλμα, ποδοκείην, δίσκον, άκοντα, πάλην. Когда эти пять родов состязания производились вместе в один день, то, конечно, борцов становилось меньше и меньше, так что для борьбы (πάλη) оставалось только двое, и один одерживал победу в пятерном состязании (πένταθλον). ср.: Pinder über den Fünfkampf (1867);

    6. кулачный бой (πύξ, πυγμή, а состязающиеся — πυγμάχοι, πύκται), один из самых трудных родов состязания; руки обвивались ремнями, на которые впоследствии еще насаживались гвозди и шишки;

    7. παγκράτιον, соединение борьбы с кулачным боем, причем руки были без ремней. Кулачного боя и панкратия не было у спартанцев. Само собой разумеется, что окончательное изучение труднейших родов состязаний не было делом общего воспитания, но предоставлялось борцам-специалистам, так называемым атлетам (α̉θληταί). Учителями гимнастики были γυμνασταί и παιδοτρίβαι; первые пользовались большим почетом и были знакомы с теорией гимнастики вообще, между тем как педотрибы учили исполнять лишь отдельные упражнения. ср.: С. Petersen, das Gymnasium der Griechen (1858). У римлян гимнастика никогда не нашла того применения, как у греков; телесные упражнения считались только подготовлением к войне.

  9. Источник: Реальный словарь классических древностей



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: