Большая Советская энциклопедия

    I

    Са́вченко

    Игорь Андреевич [28.9 (11.10).1906, Винница, — 14.12.1950, Москва], советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Член КПСС с 1944. В юности был актёром театров рабочей молодёжи (ТРАМ), затем режиссёром Бакинского, Московского ТРАМов. В 1933 сыграл роль лидера эсеров в фильме «Двадцать шесть комиссаров». В 1932 поставил агитфильм «Люди без рук», в 1934 — одну из первых музыкальных кинокомедий «Гармонь» по поэме А. А. Жарова (С. играл кулацкого сына Тоскливого). Историко-революционная тема представлена в творчестве режиссёра детским фильмом «Дума про казака Голоту» (1937) и картиной «Всадники» (1939) о Гражданской войне 1918—20 на Украине. Выдающимся вкладом в советское киноискусство явилась народно-героическая кинодрама «Богдан Хмельницкий» (1941); кинополотно раскрывало идею дружбы русского и украинского народов. Галерея ярких характеров несла на себе отпечаток фольклорной поэтики, образная ткань картины содержала легендарное начало. События Великой Отечественной войны 1941—45 отражены в картинах: «Партизаны в степях Украины» (1943), «Иван Никулин — русский матрос» (1945), «Третий удар» («Южный узел», 1948). В 1947 поставил музыкальную комедию «Старинный водевиль». В последнем фильме режиссёра — «Тарас Шевченко» (1951), законченном его учениками, в образе героя — великого поэта отразились главные мотивы творчества С. — несгибаемое мужество украинского народа, его борьба за социальное освобождение. Преподавал во ВГИКе. Государственная премия СССР (1942, 1949, 1952 — посмертно). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: [Как я стал режиссером], в сборнике: Как я стал режиссером, [М.], 1946.

    Лит.: Зак М., Парфенов Л., Якубович-Ясный О., Игорь Савченко, М., 1959. М.

    Х. Зак.

    II

    Са́вченко

    Мария Харитоновна [р. 14(27).4.1913, с. Тшкари, ныне Лебединского района Сумской области], новатор колхозного производства, дважды Герой Социалистического Труда (1948, 1958). Член КПСС с 1945. В 1929—36 работала в колхозе «Червона зоря» (ныне колхоз им. В. И. Ленина Лебединского района) на полевых работах, в 1936—41 — телятницей, в 1944—61 — дояркой. Надой молока на корову составил в кг: в 1947 — 5810, в 1948 — 6138, в 1959 — 8905. С 1962 заведующий животноводческой фермой в том же колхозе (средний удой молока от коровы на ферме, в кг: в 1970 — 4850, в 1971 — 4882, в 1972 — 4536. Делегат 20—22-го съездов КПСС. Делегат 16, 18—23-го съездов КП Украины. Член ЦК КП Украины (с 1954). Депутат Верховного Совета Украинской ССР 2—8-го созывов. Награждена 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Савченко

    САВЧЕНКО Яков Григорьевич (1890—) — украинский поэт и литературный критик. Р. в семье полукрестьянина-полуремесленника. Некоторое время учительствовал, был соредактором ряда изданий («Критика», «Бибка нарисів» и пр.), состоял членом лит-ой организации «Жовтень», а позднее — ВУСПП. Творческий облик поэта выявился в первой книге стихов «Поезіі» (1918). Здесь С. показал себя последователем мелкобуржуазных романтиков и символистов, создавая трафаретно-фантастические образы ужасного и ирреального. Весь мир представлялся поэту в ореоле безнадежности, в «солнечной отраве». Во второй книге стихов «Земля» (1921) С., хотя и воспевал революцию, однако не понимал ее движущих сил: отсюда мотивы анархического бунтарства («Анархия»), космизма («Повстання»), отвлеченная патетика стиха («На Париж!», «Революція»). В то время С. испытал на себе влияние раннего Тычины, сказывавшееся в абстрактности образов; с другой стороны, лозунговость роднила его с украинскими футуристами того периода. После 1921 С. мало выступал как поэт, отдаваясь гл. обр. литературно-критической деятельности. В 1925—1926 он боролся против неоклассиков, националистических концепций Хвыльового, против упадочничества в украинской поэзии. Наряду с этой положительной стороной критической деятельности С., с ценными наблюдениями и замечаниями о советской лирике есть у него и ряд ошибок, выразившихся в либеральной недооценке классово враждебных произведений, в защите идеалистической романтики, в методологическом эклектизме.Библиография:

    I. Поезіі, кн. 1, Житомір, 1913; Земля, Житомір, 1921; Азіатський апокаліпсис, вид. «Глобус», Киiв, 1926; Проти реставраціi грецько-римського мистецтва, вид. «Маса», Киiв, 1926; Поети й белетристи, ДВУ, Харків, 1927; Доба і письменник, Критика, ДВУ, Харків — Киiв, 1930; Олекса Слісаренко, вид. «Маса», Киiв, 1931; Нові культури на Украiни, Харків, 1933.

    II. ЩупакС., Проти формалізму в літературознавстві, кн. «Боротьба за методологію», ЛіМ, 1923 (изд. 2, 1934); ТкаченкоІ., Ідеолог романтики, «Критика», 1930, №9; рецензии: «Комуніст», 1927, №144.

  3. Источник: Литературная энциклопедия