рудничный локомотив с дизельным приводом, предназначенный для перемещения вагонеток по подземным горным выработкам. Первые Д. были применены в шахтах в начале 20 в. Совершенствование двигателей и удешевление топлива способствовали распространению Д. в угольной промышленности Великобритании, Бельгии и др. стран. Д. оборудован четырёхтактным дизельным двигателем с водяным охлаждением. Регулирование скорости движения (от 3 до 14 км/ч) осуществляется механической коробкой передач, а на Д. большой мощности (60—100 л. с.) — гидромеханической передачей. Д. изготовляются в нормальном рудничном или взрывобезопасном исполнении, которое позволяет использовать их в газоопасных шахтах (см. Газовый режим). По сравнению с аккумуляторными электровозами Д. обладают большей мощностью и позволяют перемещать составы на значительных уклонах. Однако несмотря на специальные системы очистки выхлопных газов, Д. загрязняют шахтную атмосферу и требуют дополнительной подачи чистого воздуха в шахту (2 м3/мин на 1 л. с. мощности). Д. используются для перемещения составов по основным выработкам шахт, а также в качестве вспомогательного транспорта на гидрошахтах, при проведении выработок и тоннелей.
Лит.: Транспорт на горных предприятиях, М., 1969.
А. А. Пархоменко.
рудничный локомотив с дизельным двигателем, предназнач. для перемещения вагонеток по подз. горным выработкам. Изготовляются в норм. рудничном или взрывобезопасном исполнении, к-рое позволяет использовать их в газоопасных шахтах. Д. могут перемещать на значит. уклонах составы массой 80 - 100 т и выше. Применение Д. требует дополнит. подачи чистого воздуха в шахту (до 3 м2/мин на 1 кВт мощности) и использования на выхлопе двигателя спец. катализаторов и фильтров для дожигания оксида углерода и поглощения ядовитых продуктов сгорания топлива.
дизелево́з м.
mine diesel locomotive
* * *
mine disel locomotive
м. горн.
locomotiva f diesel di miniera