Большая Советская энциклопедия

    Кареев Николай Иванович [24.11(6.12).1850, Москва, ‒ 18.2.1931, Ленинград], русский историк. В 1879‒84 профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В. И. Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и особенно Д. И. Писарева, в дальнейшем ‒ идеологов народничества П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. В 70-х гг. познакомился с «Капиталом» К. Маркса. В методологии ‒ типичный эклектик-идеалист, позитивист либерального толка, в политическом отношении принадлежал к либералам пореформенного поколения ‒ конституционалистам и сторонникам социальных реформ. В 70-х гг. К. написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». К. закрепил за рус. наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой французской революции. Он показал тяжёлый феодальный гнёт, которому подвергалось французское крестьянство, ещё более усилившийся ко времени революции. Тем самым был опровергнут тезис А. Токвиля о том, что уже до революции феодальные отношения во Франции постепенно отмирали, и крестьяне стали в своей массе свободными земельными собственниками. Маркс назвал сочинение К. (1879-го г.) «превосходным» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 34, с. 286), Энгельс ‒ «... лучшей работой о крестьянах...» (там же, т. 37, с. 125).

    В диссертации «Основные вопросы философии истории» (т. 1‒3, 1883‒90) и в др. историко-философских и социологических работах К. противопоставлял историю социологии, отрицая фактически подлинно научный характер исторической науки. Становясь на позиции крайнего субъективизма, К. объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история». С тех же субъективно-идеалистических позиций с 90-х гг. боролся против марксизма, отождествляя его с «экономическим материализмом».

    Несмотря на всю умеренность своего либерализма, К. в 1899 был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906. Во время Революции 1905‒07 вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной думы. В эклектическом, но ценном по богатству фактическом материала, курсе К. «История Западной Европы в новое время» (т. 1‒7, 1892‒ 1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911‒15 К. приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924‒25 опубликовал 3-томную работу «Историки французской революции» ‒ первый сводный обзор историографии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

    Соч.: Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше, М., 1886; Неизданные документы по истории парижских секций 1790‒1795 гг., СПБ, 1912; Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года, СПБ, 1914. Более полный список трудов К. см. в сборнике: Из далекого и близкого прошлого, П. ‒ М., 1923, а также в его кн.: Историки Французской революции, т. 3, Л., 1925.

    Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2‒3, М., 1960‒63; Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в., в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Фролова И. И., Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма, в сборнике: Средние века, в. 7, 1955.

    Б. Г. Вебер.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931) - российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910, член-корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2-й пол. 18 в., истории Французской революции кон. 18 в.; курс по новой истории Зап. Европы.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Каре́ев Николай Иванович

    (1850—1931), историк, член-корреспондент Петербургской АН (1910), РАН (1917), АН СССР (1925), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции второй половины XVIII в., истории Французской революции конца XVIII в.; курс по новой истории Западной Европы.

    * * *

    КАРЕЕВ Николай Иванович

    КАРЕ́ЕВ Николай Иванович (1850—1931), российский историк, социолог, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910, член-корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом сотрудничал в воронежских «Филологических Записках» и в «Знании»; первый его печатный труд «Фонетическая и грамматическая система древнего эллинского языка» вышел в 1868. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав магистерский экзамен, получил заграничную командировку, во время которой написал магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти 18 в.» (1879). В1878 — 1879 читал в Московском университете курс истории 19 в. В 1879 — 1884 годах состоял профессором Варшавского университета. В 1885 Кареев перешел в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на высших женских курсах.

    Сначала принадлежал к этико-субъективной школе, психологическому направлению, позже стал сторонником позитивизма(см. ПОЗИТИВИЗМ). В его трудах освещалась проблематика социологии, ее методов и становления как науки в России. Основательно и полно разработал вопрос о методах социальных наук, создал классификацию всех общественных наук, в основу которой положил степень обобщения ими социальных явлений; определил место социологии в этой системе и обосновал ее специфические методы. Выделил три основные социальные науки: историю, социологию и философию истории; считал, что каждая из этих наук имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации. Социологию в самом общем виде определял как науку, изучающую законы общества, но считал, что эти законы не тождественны законам естественных наук, а представляют собой скорее общие тенденции развития социальных процессов; социология должна синтезировать достижения частных наук, изучать все социальные явления в их совокупности и взаимосвязи. Сторонник сравнительно-исторического и эволюционного методов познания. Критиковал однофакторые теории развития общества. Труды по аграрной истории Франции второй половины 18 в., истории Великой французской революции(см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ); курс по новой истории Западной Европы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия социологии

    Кареев Николай Иванович (1850-1931) - историк, философ, социолог. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879-84), затем Санкт-Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899-1906 в связи с увольнением по подозрению в политической неблагонадежности). С 1910 - чл.-корр. Российской АН, с 1929 - почетный член АН СССР.

    Кареев - историк по преимуществу. Его перу принадлежат фундаментальные труды по истории крестьянского вопроса во Франции в конце 18 в. (магистерская диссертация 1879), многотомный труд по истории Зап. Европы Нового времени (1892-1917), а также трехтомная история французской революции (1924-28). Кареев даже упрекали за то, что он хотел якобы сделать из истории царицу мира, вытеснить теоретизм историзмом. Вне теоретико-познавательных философско-исторических и социологических подходов Кареев не мыслил предметы своих исследований. Самые первые работы Кареева - философско-исторические. "Основные вопросы философии истории" - тема его докторской диссертации (1883).

    Специфический интерес к культурному процессу как стороне исторического процесса, к проблемам взаимодействия культуры и форм социальной жизни, прогресса в культуре и культурного упадка, роли личности в культурной истории, к истории культуры России, Зап. Европы и всего человечества - еще одна характерная черта творчества Кареева. Отталкиваясь от трудов историков Бурдо, Лакомба, Бернгейма, Кереев делил исторические факты на прагматические (исторические события, действия людей, их поступки и т.д.) и культурные. Критикуя излишний, по его мнению, крен в сторону "прагматизма", его преобладания над культурой, равно как сосредоточенность только на культурных процессах, на изучении безличной эволюции одних надорганических форм, ценой понижения личного начала в историческом процессе (на этом основании Кереев отрицал существование особой "истории культуры", отличной от общей исторической науки), Кареев ратовал за изучение истории как переплетающихся и взаимовлияющих прагматических и культурного процессов, как взаимодействия личностей и культурных форм.

    С другой стороны, Кареев выделял в истории "вечное взаимодействие" культурных и социальных отношений, полагая, что на культуре отражается социальное устройство, а на изменении социальных форм - состояние культуры. Культурное и социальное развитие Кареев изучал одновременно, и в этой связи он отвергал чисто духовное объяснение культурного развития безотносительно к социально-экономическим условиям и настаивал на обусловленности культурными причинами "экономического быта", что позволяло Карееву, в частности, не только отвергать монизм "экономического материализма" Маркса, который он понимал как требование выводить все из одного начала, но и признавать его частичную правоту. Наиболее общей методологической основой всего научного творчества Кереева, в том числе его культурологии, является концепция "положитнльной", "критической" философии. Это - не материалистическая и не спиритуалистическая философия. Антропология, философия истории и этика - основные составные части философии. Иногда Кареев пользовался термином "философия общества", обращался и к древним филоским дисциплинам.

    Поскольку Кареев полагал, что философия - наука только о явлениях и управляющих ими законах, а не о сущности этих явлений, и отвергал "нуменологию", т.е. метафизику, своим феноменализмом философия Кареева примыкала к позитивизму в широком смысле этого слова. На позитивизм ориентировали и установки Кареев на научность в духе конкретных позитивных дисциплин. Однако чистым позитивистом-сциентистом Кареев не был. Свою философию он считал идейной, пронизанной жизненными мотивами, отвергал философию как простую совокупность отвлеченных логических понятий, простую наукообразную диалектику. Философия, по Кареву, - это мировоззрение с ясными моральными и социальными идеалами, в котором теоретическое согласовано с этическим, объективное с субъективным. Кареев никогда не называл свой метод субъективным, признавал законным только один метод - объективный, но в то же время защищал "законный субъективизм", субъективизм этический, в отличие от "субъективизма незаконного" (национального, конфессионального, партийного и классового).

  7. Источник: Энциклопедия социологии



  8. Социология: Энциклопедия

    (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В.С. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (в 1899 был уволен из Петербургского университета за "неблагонадежность" в связи со студенческим движением). Активный член партии кадетов, депутат I Государственной Думы. Член-корреспондент Российской Академии наук (1910), почетный академик АН СССР (1929). В области истории - работы по античной, средневековой, новой и новейшей истории.

    Основные работы по социологии и теории истории: "Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса" (тт. 1-3, 1883-1890); "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889); "Историко-философские и социологические этюды" (1895); "Старые и новые этюды об экономическом материализме" (1896); "Введение в изучение социологии" (1897); "Историка. Теория исторического знания" (1913); "Историология. Теория исторического процесса" (1915); "Общие основы социологии" (1919) и др.

    К. создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние "первого" позитивизма, а также Лаврова и Михайловского. Пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины К. рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или "историка") и социологии (социальная статистика и социальная динамика), изучающей морфологию и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания у К. находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (номологическая наука). Согласно идеям школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса.

    В центре социокультурной жизни, по К., находятся человеческие индивиды - личности, активно относящиеся к происходящему с ними и вокруг них. Все общественные явления суть проявления духовного взаимодействия между людьми. Поэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическая, так и нравственно-этическая компонента, которые и должны фиксироваться средствами философии и науки. Происходящее в действительности должно быть оценено с точки зрения идеалов высшей правды; в любых исторических и социальных изменениях должен быть схвачен их смысл для человека. Ни одно общественное явление, по мнению К., не может быть понято без выявления отношения к нему со стороны тех или иных субъектов. Важно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себя в них заинтересованно, т.е. необходимо встать на этико-субъективную точку зрения (философия истории есть суд над историей). Соответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. Принципиально нельзя свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. Общество конституируется во взаимодействии "культурных групп" и "социальной организации". Культурные группы формируются в процессах социализации и взаимодействия индивидов. Социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимая в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли. Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта.

    В.Л. Абушенко

  9. Источник: Социология: Энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: