политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Клерикальные, а в определённых условиях и теократические (см. Теократия) устремления характерны по существу для всех религиозно-церковных организаций классово-антагонистического общества (католической, мусульманской, иудейской, индуистской, протестантских и др. церквей). Носителями К. выступают духовенство и связанные с церковью влиятельные представители правящих классов. Одним из наиболее активных является католический К. Важнейшим средством, обеспечивающим тесный союз католической церкви с буржуазными государствами и её влияние в обществе, служат договоры между Ватиканом и правительствами ряда государств (см. Конкордат).
В западноевропейских странах К. вплоть до середины 19 в. выражал по преимуществу интересы феодально-аристократических кругов. В странах Востока и в 20 в. К. выражает большей частью интересы этих кругов. В эпоху империализма К. стал в значительной мере орудием монополистического капитала и носит ярко выраженную антикоммунистическую направленность.
К. использует в своих целях не только разветвленный церковный аппарат, но и различные клерикальные организации, клерикальные политические партии, а также созданные при ближайшем участии церкви профсоюзные, молодёжные, женские, культурные и прочие организации (см., например, «Католическое действие»). Церковь и её организации в большинстве буржуазных стран вмешиваются в политическую жизнь и оказывают влияние в этой области. Многие их деятели выступают на стороне наиболее реакционных сил, в частности добиваются поддержки религиозными организациями этих сил на выборах в парламенты и в местные органы власти, оказывая соответствующее давление на верующих. Под влиянием церкви и католических организаций в ряде буржуазных стран находится школа; церковь вмешивается в вопросы семьи, брака, воспитания детей (Италия, Испания, Португалия, Израиль и др.).
Развитие мирового революционного процесса вызвало ослабление позиций К. Деятельность руководства клерикальных организаций, использующего религию в реакционных политических целях, в пропаганде антикоммунизма, встречает растущее противодействие со стороны многих верующих, а также и части духовенства.
Лит.: Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970; Шейнман М. М., Современный клерикализм, М., 1964; Майер Г., Штир П., Фашизм и политический клерикализм, пер. с нем., М., 1963; Альбрехт Э., Антикоммунизм — идеология клерикального милитаризма, пер. с нем., М., 1963; Ellwein Th., Klerikalismus in der deutschen Politik, Münch., 1955.
М. М. Шейнман.
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ, -а, муж. Идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни. Католический к.
| прил. клерикальный, -ая, -ое.
-а, м.
Политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества.
[От лат. clericalis — церковный]
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ, клерикализма, мн. нет, муж. (от лат. clericalis - церковный) (полит.). В буржуазных странах - политическое направление, стремящееся к установлению господства церковных организаций в политической и культурной жизни страны.
м.
Политическое и идеологическое течение, стремящееся к укреплению роли католической церкви и духовенства в политической и духовной жизни общества.
КЛЕРИКАЛИЗМ - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
КЛЕРИКАЛИЗМ (от позднелатинского clericalis - церковный), направление, ставящее целью усиление влияния церкви и духовенства в политической и культурной жизни.
муж. clericalism
м.
cléricalisme m
м.
clericalismo m
м.
clericalismo
(от позднелат. clericalis – церковный)
совокупность стремлений, направленных на укрепление авторитета и усиление влияния католич. церкви и ее главы. Клерикальный – относящийся к духовенству, в частности к католич., и к его интересам. Клерикал- сторонник клерикализма.
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ -а; м. [от лат. clericalis - церковный] Неодобр. Идеологическое направление в политике, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Израильский, польский к. Ортодоксальный к.
* * *
клерикали́змстремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
* * *
КЛЕРИКАЛИЗМКЛЕРИКАЛИ́ЗМ, стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни. Клерикальное государство(см. ГОСУДАРСТВО) — форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты влияет на политику государства и сферы общественной жизни. Примером клерикального государства является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) существует пожизненный руководитель государства (аятолла), официально являющийся духовным и политическим лидером страны.
(от позднелат. clericalis - церковный) - политич. направление, добивающееся первенствующей роли религии и церкви в общественно-политич. и культурной жизни. К. стремится сохранить и увековечить классовое деление общества как "богом установленное", примирить нар. массы с их угнетенным положением. Носителями К. являются духовенство и связанные с церковью влиятельные представители правящих классов. Ведущую роль в К. занимала и занимает католич. церковь. Крупным центром К. является Ватикан. Проповедниками К. выступают и представители других церквей - протестантских, мусульманской, иудейской, православной. Одним из средств, обеспечивающих тесный союз верхушки католич. церкви с гос. аппаратом, является договор между римским папой и правительствами ряда гос-в (см. Конкордат).
В средние века К. находил свое выражение прежде всего в борьбе за папскую теократию (гл. обр. в 11-13 вв.). К. вновь усилился после бурж. революций конца 18 в., 1848-49, особенно с конца 19 в. в противовес социалистич. движению. Вплоть до середины 19 в. к. выражал по преимуществу интересы феодально-аристократич. кругов. В России К. открыто выступил после 1905. "Первые же раны, нанесенные самодержавию, - писал В. И. Ленин, - заставили социальные элементы, поддерживающие самодержавие и нуждающиеся в нем, выйти на свет божий" (Соч., т. 15, с. 385). Видные иерархи православной церкви выступили, в частности, в 3-й Гос. думе с клерикальными требованиями. В эпоху империализма К. стал в полной мере орудием монополистич. капитала, стремящегося освятить свою диктатуру "законами бога", и носит ныне ярко выраженную антикоммунистич. направленность.
Значение К. в политич. и идеологич. арсенале империализма возросло после окончания 2-й мировой войны; он использует в своих целях не только разветвленный церк. аппарат, но и различные клерикальные орг-ции и политические партии. Католические партии длительное время стоят у власти в ФРГ и Италии, играют значит. политич. роль во Франции, Бельгии, Австрии и ряде др. стран. Церковь и ее орг-ции в большинстве бурж. стран вмешиваются в политич. жизнь, выступая, как правило, на стороне наиболее реакц. сил, претендуя на право диктовать верующим, за кого голосовать на выборах в парламенты и муниципалитеты. Под влиянием церкви в ряде капиталистич. стран находится школа - преподавание закона божьего является неотъемлемой частью школьного воспитания (по конституции ФРГ, "религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом" - Отдел 1, ст. 7, § 3). Гос-во субсидирует "частные" (на самом деле церковные) школы (закон Национального собрания Франции от 24 дек. 1959 о гос. субсидировании "частных" школ). Церковь осуществляет свою цензуру в области печати (см. "Индекс запрещенных книг"). В нек-рых странах она осуществляет фактически контроль над кино (Испания), оказывает большое влияние на пропаганду по радио и телевидению (США, Италия, Англия, ФРГ), вмешивается в вопросы семьи, брака, воспитания детей (Италия, Испания, Португалия, Израиль и др.). К. требует контроля церкви над научными исследованиями в целях подчинения науки религии (энциклика Пия XII "Humani generis", 1950).
Создавая профсоюзные, молодежные, женские, культурные, научные и др. орг-ции, К. раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся (см. Христианские профсоюзы, "Католическое действие"). Однако политика руководства клерикальных орг-ций, злоупотребляющего религией в реакционных целях, встречает растущее противодействие со стороны верующих людей.
В социалистич. странах, где последовательно осуществляется принцип светского характера гос-ва, нет объективных условий для К.
Лит.: Великович Л. Н., Церковь и социальные проблемы современности, М., 1964; Шейнман М. M., Современный клерикализм, М., 1964; Майер Г., Штир П., Фашизм и политический клерикализм, пер. с нем., М., 1963; Альбрехт Э., Антикоммунизм - идеология клерикального милитаризма, пер. с нем., М., 1963; Ellwein Th., Klerikalismus in der deutschen Politik, Münch., 1955.
M. M. Шейнман. Москва.