Большая Советская энциклопедия

    Бёме (Böhme) Якоб (1575, Альтзейденберг, ‒ 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель пантеизма. По профессии сапожник. Для сочинений Б. характерны слияние натурфилософии и мистики, экзальтированность стиля, наличие множества библейских и поэтических образов. Бог, по Б., един с природой и объемлет собою всё ‒ небо и ад, внутреннее и внешнее, добро и зло, творит самого себя из «ничто» посредством раздвоения своего первоначально недифференцированного единства и выделения из него противоположностей: света и тьмы, добра и зла. Эти стихийно-диалектические идеи Б. оказали большое влияние на последующее развитие немецкой философии (Ф. Баадер, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель). К. Маркс и Ф. Энгельс использовали термин Б. «мука (Qual) материи», понимаемый как стремление, жизненный дух, напряжение, для характеристики принципа самодвижения (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142).

    Соч.: Sämmtliche Werke, Bd 1‒7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В., 1957; в рус. пер. ‒ Aurora или Утренняя заря в восхождении, М., 1914.

    Лит.: Левен В. Г., Якоб Беме и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5; Фейербах Л., История философии, т. 1, М., 1967; Grunsky Н., Jacob Böhme, Stuttg., 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity, Phil.,1957.

    А. В. Гулыга.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Boehme, Jakob) (1575-1624), немецкий мистик и философствующий теолог, которого часто называли "философом немцев" (Philosophus Teutonicus), родился 24 апреля 1575 в Альт-Зайденберге, селе близ Герлица в Саксонии. Он был воспитан в лютеранской вере и получил лишь начальное образование. Работал подпаском, затем был определен в подмастерья к сапожнику в Зайденберге и в 1599 открыл собственную сапожную мастерскую в Герлице. В 1600, очевидно под влиянием местного пастора Мартина Меллера, Беме пережил яркое мистическое озарение, в котором ему открылось, что все сущее заключается в "Да" и "Нет". По мере того, как Беме приобретал духовную зрелость, его мистический опыт углублялся, и в конце концов он изложил свои прозрения в серии замечательных богословских и философских сочинений. Его первая книга, Аврора, или Утренняя заря в восхождении (Aurora, Morgenrte im Aufgang, 1612), - "младенческое начало", как он сам ее называл, - тем не менее привлекла всеобщее внимание, в результате чего городской совет Герлица запретил Беме заниматься сочинительством. Беме молчал на протяжении семи лет, но затем, уступив убеждениям небольшого круга друзей и почитателей, втайне знакомившихся с его произведениями, возобновил свою литературную деятельность. С 1619 и до конца жизни Беме написал 30 книг и трактатов (часть из них не завершены). В этих сочинениях он предстает как один из величайших умозрительных философов Запада, оказавшим значительное влияние на Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. фон Гартмана, А. Бергсона, М. Хайдеггера и П. Тиллиха. Сочинения Беме можно разделить на несколько групп. К числу его философских сочинений относятся трактаты О трех принципах (Von den drei Principien, 1619), О троякой жизни человека (Von dem dreifaltigen Leben des Menschen, 1619), Сорок вопросов о душе (1620), О Воплощении (Von der Menschwerdung Christi, 1620), О запечатлении всего сущего (1622), а также два зрелых сочинения: Об избрании по благодати (Von der Gnadenwahl, 1623) и Великое таинство (Mysterium magnum) (1623). Мистико-религиозные сочинения Об истинном покаянии (1622), О возрождении (1622), О сверхчувственной жизни (1622) и О божественной молитве (1624) обычно издаются под общим названием Путь ко Христу (Der Weg zu Christo). К апологетическим сочинениям относятся два трактата, направленныt против радикального сектантства Штифеля и Мета, два - против криптокальвиниста (т.е. обвиняемого в скрытой приверженности к кальвинизму) Бальтазара Тильке и один - против преследований со стороны герлицкого пастора Грегора Рихтера. В мировоззрении Беме доминируют два мотива - характерная для немецкой мистики самоуглубленность и ренессансное натурфилософское мироощущение. Он старался уяснить, каким образом возник этот противоречивый мир, укорененный в Боге, которого Беме определяет как "бездну (Ungrund) и основу (Grund) всего сущего", как "Да" и "Нет" "мрачной воли гнева" и "огневой воли любви". Умер Беме в Герлице 17 ноября 1624.

    ЛИТЕРАТУРА

    Беме Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении. М., 1990 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Бёме Якоб

    (BÖhme) (1575—1624), немецкий философ-мистик. По профессии сапожник. Оказал большое влияние на немецкий философский романтизм (Ф. К. Баадер, Ф. В. Шеллинг), на Г. Ф. В. Гегеля и Э. Гартмана, Л. К. Сен-Мартена и Н. А. Бердяева. Основные сочинения: «Аврора, или Утренняя заря в восхождении», «О рождении и обозначении всех сущностей», «Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея».

    * * *

    БЕМЕ Якоб

    БЕМЕ (Bohme) Якоб (1575—1624), немецкий философ-пантеист. По профессии сапожник. Мистика(см. МИСТИКА) и натурфилософия Беме пронизаны стихийно-диалектичекими идеями. Оказал большое влияние на немецкий романтизм(см. РОМАНТИЗМ).

  5. Источник: Энциклопедический словарь