Большая Советская энциклопедия

    Абу Бекр Мухаммед (прозвище: Шейх аль-Акбар «Величайший шейх») (7.8.1165, Мурсия, Испания, — 16.11.1240, Дамаск), средневековый арабский мыслитель и поэт-суфий. Родился и получил образование в Андалусии, с раннего возраста был близок суфийским кругам (крупнейший средневековый арабский философ Ибн Рушд был другом его отца). Начиная с 1202 путешествовал по странам мусульманского Востока, жил во многих городах Ирака, Сирии и Малой Азии, в 1230-х гг. — в Дамаске. И. а.-А. принадлежит большое число философских и поэтических работ, развивавших идеи Суфизма, в особенности учение о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Наиболее известные сочинения «Мекканские откровения» («аль-Футухат аль-Маккийя»), «Геммы мудрости» («Фусус аль-хикам») и стихотворный «Толкователь любовных страстей» («Тарджуман аль-ашвак»). Черпая материал из многих неисламских философских и космологических систем, И. а.-А. Весьма вольно толковал догмы Корана, поэтому неоднократно обвинялся в ереси. Влияние И. а.-А. испытали почти все последующие представители суфизма.

    Соч.: Фусус аль-хикам, критич. изд. А. Аффифи, Каир, 1948, франц., пер. — Т Burckhardt, La sagesse des prophètes, P., 1955.

    Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1—6, М. — Л., 1955—60 (см. указат. имён); Asin Palacios М., El islam cristianizado, Madrid, 1931; Affifi A. Е., The mystical philosophy of Muhyiddin Ibnu'l-Arabi, Camb., 1939; Pérès H., La poésie andalouse en arabe classique, 2 éd., P., 1953; Corbin H., L'imagination créatrice dans le soufisme d'Ibn Arabi, P., 1958; Osman Jahya, Histoire et la classification de l'oeuvre d'Ibn Arabi, v. 1—2, Damas, 1964.

    К. Удам.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ИБН АЛЬ-АРАБИ (1165-1240) - арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские откровения". Комментарий к Корану.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ИБН АЛЬ-АРАБИ

    Мухйи ад-дин Абу Абдаллах Мухаммед Б.Алиал-Хатимиат-Таи (1165—1240) — арабо-мусульманский философ, суфий и поэт, создатель учения «О единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд). Последователи И.А. звали его «Величайшим учителем» и «Сыном Платона». Происходил из древнего и влиятельного араб. рода, жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал и во всех частях араб. мира. Наиболее известные произведения: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости», «Святой дух», «Книга путешествия». Хорошо знал учения антич. мыслителей, религиозно-философские системы неисламского Востока, считался поклонником учений аль-Газали и ас-Сухраварди. Его труды, и прежде всего «Мекканские откровения», адресованы не только широкому кругу практикующих суфиев (см. СУФИЗМ ), но и более образованным читателям, преимущественно мусульманским юристам и «теологам». Эта работа предназначалась для чтения с учителем, который давал устные комментарии, сообразуясь со способностями каждого из своих учеников.

    И.А. выделял три основных вида познания:

    1) интеллектуальное, основанное на рассуждениях;

    2) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса;

    3) боговдохновенное познание «таинств», имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и «святым».

    Риторический стиль многих произведений И.А., в частности «Мекканских откровений», содержит как диалектические рассуждения, так и символику духовной практики и откровения, призванные развивать способности учеников с целью превзойти уровни рациональных филос. и религиозных рассуждений. Поскольку способности у индивидов к духовному преображению различны, то язык И.А. часто загадочен, символичен и позволяет давать разнообразные толкования. Поэтому и самого И.А. рассматривают как «рационализирующего» философа-мистика, стремящегося свести все «таинства веры» к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и как суфия, отрицающего значение рациональных суждений и общепризнанных социально-религиозных норм, — с другой. В основе такого представления лежит признание И.А. сущностного различия между истиной и верой, между целями «законов» в широком смысле слова и истинами откровения. В своем учении «О единстве бытия» он систематизировал предшествующую суфийскую традицию. Утверждая, что бытие едино, он считал, что его следует рассматривать двояко — как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность. Мир, или Вселенная, есть развертывание во времени и в пространстве атрибутов и качеств Бога, который непрерывно является самому себе в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих ему познать себя со стороны как объект. Атрибуты, имена и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях Вселенной, собраны воедино лишь в «совершенном человеке» — земной ипостаси и «зеркале Бога». В сложных символах и аллегориях И.А. описывает вневременной «процесс» теофаний как переход Бога из состояния «в-себе-бытия» в состояние «бытия-для-другого». Желая познать себя, он воплощает свои атрибуты в мире своих творений. Последние различаются способностью отразить в себе божественные способности. И.А. не отрицает значение истин философии и науки, разделяя с философами убеждение в вечности мира, его несотворенности во времени и в том, что мир управляется универсальной закономерностью. Но он признает логический метод познания несовершенным и поэтому неистинным. Он считает, что философ изучает и познает адекватно лишь эмпирический мир, а суфий проникает в сущность бытия, постигая внутреннее единство вещей. Поэтому его «совершенный человек» есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину. Свое учение «О единстве бытия» И.А. рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя — как воплощение «совершенного человека». Оказал большое влияние на развитие суфийской философии и поэзии.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ибн аль-Араби́

    (1165—1240), арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: «Каменья мудрости», «Мекканские откровения». Комментарий к Корану.

    * * *

    ИБН АЛЬ-АРАБИ

    ИБН АЛЬ-АРАБИ́ (1165—1240), арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма(см. СУФИЗМ) о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: «Каменья мудрости», «Мекканские откровения». Комментарий к Корану.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: