I
(Peirce)
Чарлз Сандерс (10.9.1839, Кембридж, Массачусетс,— 19.4.1914, Милфорд, Пенсильвания), американский философ-идеалист, логик, математик и естествоиспытатель. Член Американской академии наук и искусств (1877) и национальной АН (1879). Родился в семье известного американского математика Б. Пирса. В 1859 окончил Гарвардский университет. В 1866—91 П. работал на геодезической станции береговой охраны США. Читал лекции по логике, истории и философии науки в Гарвардском университете, университете Дж. Хопкинса в Балтиморе и др.
В философии П. совмещены две противоположные тенденции: эмпирическая, позитивистская, соединённая с кантианским «критицизмом», и объективно-идеалистическая, связанная с Платоном и Ф. В. Шеллингом. Основная схема онтологических построений П. может быть выражена тезисом: «дух есть первое, материя — второе, эволюция — третье». П. критиковал Агностицизм, заявляя, что непознаваемая, но существующая «вещь в себе» внутренне противоречива, но в то же время отрицал достоверность знания («все наше знание плавает в континууме недостоверности и неопределенности»).
Первостепенное значение придавал проблеме формирования, надёжности и обоснованности научного знания и мнения. Основным условием решения этой проблемы является, по П., истолкование значения исключительно с точки зрения результатов: «Обдумаем, какие последствия, которые вообще могли бы иметь практическое значение, будет, по нашему представлению, иметь рассматриваемый нами объект. Наше представление об этих последствиях и есть наше полное представление о данном объекте» [«Collected papers», v. 5, Camb. (Mass.), 1934, §402]. Этот принцип П. получил дальнейшее развитие в идеалистической концепции Прагматизма (сам термин был введён в философию Пирсом). Так, следуя П., У. Джемс уже прямо отождествлял истинность с практическими результатами, полезностью.
Главные достижения П. относятся к области математической логики (исследование понятия степени подтверждения, классификация суждений и типов доказательств, природа логики и её взаимоотношение с математикой, пределы и возможности формализации, открытие минимальных систем логических операций, через которые выражаются остальные операции) и семиотики (См. Семиотика), которая была по существу им создана как наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих коллективах.
Соч.: Collected papers, v. 1— 8, Camb. (Mass.), 1931—58.
Лит.: Мельвиль Ю. К., Философия Ч. С. Пирса, М., 1964; Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967; Басин Е. Я., Семантическая философия искусства, М., 1973, гл. 9; Thompson М., The pragmatic philosophy of Ch. S. Pierce, Chi., 1963; Gallie W. B., Pierce and pragmatism, [2 ed.], N. Y., 1966; Goudge Т. A., The thought of Ch. S. Peirce, Toronto, 1950; Dobrosielski M., Filozoficzny pragmatyzm C. S. Peirce'a, Warsz., 1967; Feibleman J. K., An introduction to the philosophy of C. S. Peirce, Camb. (Mass.) — L., 1970.
И. С. Добронравов.
II(англ. piers, множественное число от pier — столб, мол, пристань)
гидротехническое причальное сооружение (См. Причальные сооружения), выступающее в портовую акваторию (См. Акватория) и служащее для причаливания (швартовки) к нему судов с двух сторон. На П. производят перевалку грузов, высадку пассажиров на берег или посадку их на суда, ремонт или достройку пришвартованных судов. П. особенно удобны в случае ограниченности береговой территории порта, так как позволяют на небольшой площади сосредоточить большое количество Причалов и допускают устройство причальной линии на естественных глубинах. Различают П. широкие и узкие. Первые имеют ширину 60—250 м и длину, обеспечивающую возможность причаливания к ним 3—8 судов с каждой стороны. Узкие П., шириной 10—60м, рассчитаны на установку 1—2 судов по длине. Обычно П. располагают группами, образующими вдоль берега так называемую «гребёнку».
Лит.: Порты и портовые сооружения, ч. 2, М., 1967; Горюнов Б. Ф., Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970.
Е. В. Курлович.
ПИРС, -а, муж. Портовое причальное сооружение для швартовки судов с двух сторон.
-а, м. мор.
Двусторонний причал, расположенный перпендикулярно или под углом к берегу.
[англ. piers (мн. ч.)]
м.
Портовое сооружение для причала к нему судов с двух сторон.
ПИРС (англ. piers - множественное число от pier - столб, мол, пристань), гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон.
ПИРС (Pierce) Чарлз Сандерс (1839 - 1914), американский философ, логик, математик и естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлением о его возможных последствиях. Основатель семиотики. Работы по математической логике.
ПИРС (Pears) Питер (1910 - 86), английский певец (тенор). В 1943 - 48 в театрах "Сэдлерс-Уэллс", "Ковент-Гарден", с 1947 в английской оперной труппе. Первый исполнитель многих современных сочинений, в том числе главных партий в операх Б. Бриттена, с которым гастролировал и как камерный певец.
ПИРС (от английского pier - столб, мол, пристань), причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и служащее для швартовки судов с двух сторон. Часто пирсы располагают группами, образующими вдоль берега так называемую гребенку.
причальное сооружение, выступающее в акваторию и предназначенное для двусторонней швартовки судов
(Болгарский язык; Български) — пристан; кей
(Чешский язык; Čeština) — -
(Немецкий язык; Deutsch) — Pier; Anlegestelle
(Венгерский язык; Magyar) — kikötőmóló
(Монгольский язык) — пирс
(Польский язык; Polska) — pirs; molo
(Румынский язык; Român) — chei
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — pristajalište
(Испанский язык; Español) — espigón de atraque
(Английский язык; English) — pier
(Французский язык; Français) — quai
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
муж. pierм. мор. pier, jetty.
jetty,(на водобое) baffle pier, pier, wharf
p.n.Peirce, Pierce; Пирса стрелка, Peirce's arrow ( пирсовское разложение, Peirce decomposition
пирс м мор. Pier m 1a, pl тж. -s
м мор.
Pier m (pl тж. -s)
м. мор.
quai m d'escale
м. мор.
muelle de atraque; muelle de carga(грузовой)
м. мор.
calata f, banchina f
ПИРС Патрик Генри (Patrick Henry Pearse, 1880—1916) — ирландский буржуазный революционер и поэт. В годы перед империалистической войной — главный деятель движения, имевшего целью возродить ирландский (гаэльский) яз. как яз. литературы, и видный школьный деятель. Писал стихи по-ирландски. Творчество Пирса проникнуто национализмом и католицизмом. В годы войны П. стал главным организатором ирландского восстания, против английского империализма и вождем его правого буржуазного крыла, причем в значительной степени сумел подчинить своему влиянию вождя революционных рабочих Джемса Конолли. Во время пасхального восстания в Дублине (апрель 1916) руководил действиями восставших. После подавления восстания был расстрелян англичанами.Библиография:
I. Works and Plays (in Gaelic), Dublin, 1916; Coll. Works, 2 vv., Dublin, 1917—1918; Poems, Dublin, 1919; Scribinni, Dublin, 1919; нем. перев.: Die Seele Irlands, Novellen u. Gedichte von Pearse..., Halle, 1922.
II. Ryan D., The Man called Pearse, Dublin, 1919; O Farrell W. G., Appreciation of P. H. Pearse, first President of the Irish Republic, N. Y., 1919.
码头
(Peirce) Чарльз Сандерс (1839—1914) — амер. философ и ученый, основатель прагматизма. Род. и бoльшую часть жизни провел в г. Кембридже (шт. Массачусетс). Время от времени читал курсы лекций в Гарварде и ун-те Джонса Хопкинса. Он публиковал в основном журнальные статьи и рецензии. Однако изданное после смерти П. в 1930-е гг. собр. соч. составило 8 больших томов, дающих полное представление о многогранности таланта амер. философа. Тексты П. не носят систематического характера, но они при этом полны оригинальных идей. Он внес существенный вклад в развитие современной (математической) логики, семиотики и методологии экспериментальных наук, разрабатывал свою собственную метафизическую систему. В 1871 на заседании Метафизического клуба (связанного с Гарвардским ун-том) он обсудил рукопись, которая была впоследствии издана в виде двух статей в «Ежемесячнике популярной науки» (1877— 1878). В те годы позиция П. еще не воспринималась как начало нового филос. направления. Лишь в 1897 У. Джеймс в публичной лекции «Философские концепции и практические результаты» возвестил о появлении нового филос. направления — прагматизма, истоки которого он обнаруживал в ранних статьях П.
Первая из этих статей называется «Закрепление верования». Она начинается с обсуждения вопроса о связи развития логики с развитием естественных наук. Необходимо учитывать, что речь в статье идет именно о логике научного познания. П., будучи одним из создателей современной логики, как методолог никогда не отрывал «чистую» логику от психологии мышления. Это не означает, что он был сторонником психологизма в логике. Он стремился к проявлению главных принципов, которыми руководствуется ученый в процессе познания. В ходе проведенного им исследования выяснилось, что эти принципы имеют и более широкую сферу применения в др. областях человеческой деятельности. Все мы, отмечал П., различаем ощущения сомнения и верования (belief). Практическое их различие заключается в том, что именно верования руководят нашими устремлениями и формируют наши действия. Чувство уверенности есть свидетельство установления некоторой привычки, которая будет определять дальнейшие действия. Сомнение же есть неприятное, неудовлетворенное состояние человека, от которого он всеми силами стремится избавиться и перейти в состояние верования (в смысле убежденности, уверенности в ч.-л., а не религиозной веры). Т.о., и сомнение, и верование оказывают на нас влияние, хотя и по-разному. Верование не сразу заставляет действовать, но ставит нас в такие условия, что мы будем действовать определенным образом, если к тому будет повод. Сомнение же сразу стимулирует действия, пока оно не будет преодолено. Сомнение должно быть реальным, жизненным, обусловленным определенной ситуацией. Правда, П. еще не эксплицировал признаки такой ситуации — позднее это сделал в своих работах Дж. Дьюи.
Процесс перехода от состояния сомнения к состоянию верования П. называет «исследованием», имея в виду не только научное исследование. Что же касается собственно научного исследования, то, как показал П. в своих методологических текстах, оно проходит три стадии. Во-первых, стадию абдукции, т.е. выдвижения неожиданной гипотезы, являющейся главным творческим вкладом ученого. Во-вторых, стадию дедукции, заключающейся в выведении из гипотезы следствий и проверке формальной правильности (непротиворечивости, прежде всего) данной процедуры. И в-третьих, стадию индукции, когда на основе статистических данных проверяются следствия. При этом если гипотеза была верной, то в результате проверки она перестает казаться неожиданной. Цель исследования — «твердое мнение». Это понятие, судя по заявлениям П., для него важнее понятия истины.
Твердое мнение, или верование, должно быть закреплено. На взгляд П., возможны четыре способа закрепления верований, достоинства и недостатки которых он сопоставляет. Во-первых, люди используют метод упорства, которому присущи такие достоинства, как сила, прямота, простота; в целом всегда полезнее во что-то верить, чем вообще не верить. Но этот психологический метод индивидуалистичен. Не будучи в своей массе отшельниками, люди неизбежно задумываются о закреплении верований в рамках общества. Во-вторых, метод авторитета (также психологический по своей природе) имеет немалые преимущества перед методом упорства; этот метод, допуская одни верования и не допуская другие, помогает достаточно долго сохранять в том или ином обществе мир. В особенности данный метод широко применялся в теократических обществах Средневековья. Однако никакой общественный ин-т никогда не сможет контролировать мнения каждого субъекта. Организованные верования в конце концов начинают вызывать сопротивление людей, не желающих быть духовными рабами. В-третьих, априорный (метафизический) метод, по П., в плане рациональности превосходит предыдущие методы. «Исследование» в данном случае выступает как процесс формирования определенной теории. Но мода на ту или иную метафизическую теорию проходит. Пристрастия людей постоянно колеблются между материалистическими и спиритуалистическими теориями. Только научный метод способен объективно детерминировать наши мнения. В ходе осуществления исследования по этому методу разные люди должны приходить к одним и тем же результатам. Основной гипотезой научного метода П. считает признание существования реальных вещей, свойства которых не зависят от наших мнений о них. Эти «реальности» воздействуют на органы чувств в соответствии с постоянными законами восприятия. Поскольку главное понятие научного метода — понятие «реальности» — проясняется лишь во второй статье П., то центр тяжести объяснения данного метода также переносится в эту статью. Он подчеркивает не только эпистемологическую, но и моральную сторону научного метода: успех в науке предполагает достойное моральное поведение, а преступник, как наивно полагал амер. философ, вообще не может быть ученым. Идеалы логики «исследования» он сближал с идеалами морали.
Статья «Как сделать наши идеи ясными» начинается с критики классического (логико-рационалистического) учения о ясности (как психологической узнаваемости) и отчетливости (возможности определения в абстрактных терминах) идей. Критика одного из положений рационалистической эпистемологии объясняется не только желанием П. «по контрасту» противопоставить научный метод, но и подчеркнуть принципиальную новизну своего методологического подхода. По схеме П. Р. Декарт, который с помощью методического сомнения отбросил догмы схоластиков и стал искать истинные принципы в самом мышлении, совершил важный переход от метода авторитета к априорному методу. Однако фр. философ доверился самонаблюдению и не показал отличия ясной идеи от идеи, лишь кажущейся ясной. Хотя Г.В. Лейбниц впоследствии и уточнил понятие отчетливости, но все свел к формальным дефинициям. Поэтому, убеждает П., нам необходима подлинная ясность идей. Он призывает использовать понятия «сомнения» и «верования» в самом широком смысле, фиксирующем возникновение и разрешение некоторой проблемы в мышлении. Мышление же он трактует как определенным образом структурированную последовательность ощущений, проходящих в сознании. Значение наших мыслей заключается в тех привычках к действию, которые они формируют. Цель же любого действия воплощается в производстве ощущаемых результатов. В этом контексте П. и формулирует свое правило достижения высшей ступени ясности (которое более известно как «Принцип П.»): «Если мы рассмотрим «практические последствия», которые, как мы полагаем, могут быть произведены объектом нашего понятия, то понятие об этих последствиях и будет нашим полным понятием об объекте». П. приводит примеры прояснения значения отдельных понятий, начиная с наиболее простых случаев и заканчивая филос. понятием «реальность». Как, к примеру, прояснить понятие «вес»? Сказать, что оно означает тяжесть тела, означает сказать, что в отсутствие противоположно направленной силы оно упадет. Понятие же «сила» имеет операциональное значение, ибо оно помогает нам объяснять изменения в движении тел.
Прагматистский принцип конкретизировался П. в теории знаков, которые он подразделил на 76 типов. Его семиотические разработки базируются на положении, что перевод слова в понятие о вызываемых им действиях равносилен указанию на то, что слово как знак обозначает эти действия. Он подчеркивал, что всякое мышление имеет знаковый характер. Человек не только интерпретирует знаки, но и сам является знаком для себя в будущем, знаком своего будущего поведения. Фактически, для П. человек — это производящее знаки существо.
Амер. философ следующим образом проясняет понятие «реальность». Он признает, что в обычном употреблении смысл данного понятия кажется наиболее ясным. Так, реальным признается то, чьи характеристики независимы от того, что кто-либо мог подумать о них. Но этого недостаточно. Следует рассмотреть чувственно воспринимаемые последствия вещей. Главным же действием вещей для нас является производство верований, напоминает П. Мнение, в отношении которого согласны все участвующие в некотором исследовании, и будет тем, что называют «истиной», а объект, представленный в этом мнении, обладает «реальностью». Философ, связывающий научный метод с тезисом о независимости объекта восприятия от самого чувственного восприятия, одновременно делает объект зависимым от наших мнений и убеждений в отношении его. В то же время подчеркивание П. социального характера истины (истина как то верование, к которому могло бы прийти сообщество ученых) объективно выводило П. за рамки феноменалистской эпистемологии, что и проявилось в его более поздних текстах. Он, напр., отмечал, что, когда ученый-экспериментатор говорит о к.-л. феномене или эффекте, он, как правило, имеет в виду не конкретное событие, зафиксированное кем-либо, но то, что обязательно произойдет, если в соответствующих условиях экспериментатор начнет действовать по определенному плану. Отсюда значение любого научного положения лежмт в будущем, которое оно способно предсказывать и приближать.
Популяризация прагматизма Джеймсом вызвала негативную реакцию П., который, дабы дистанцироваться от подхода своего коллеги, даже предложил использовать новый термин «прагматицизм». Джеймс до крайности довел тезис прагматизма о том, что цель человека в действии. На самом деле действие должно вести к чему-то, отличному от непосредственных практических результатов. Так что расхождение П. со взглядами Джеймса в начале нашего столетия объясняется не только рекламно-популяризаторской деятельностью последнего, но и имманентными теоретическими причинами. Дело в том, что первый, помимо глубокой разработки вопросов символической логики, семиотики и методологии экспериментальных наук, строил свою оригинальную метафизическую систему. Он высоко ценил роль общих идей, считая себя реалистом в средневековом смысле слова и критикуя британский номинализм. Именно к общим идеям должны вести человеческие действия.
От позитивизма прагматизм в целом отличается достаточно благожелательным отношением к широкой метафизической проблематике. В основе метафизики П., в частности, лежит общая идея космической эволюции. Главные характеристики процесса эволюции схватываются такими идеями, как идея синехизма (непрерывное становление приводит к прогрессу рациональности в мире), техизма (учение о роли случая в эволюции и несводимости всех изменений к механическим закономерностям) и агапизма (учение об «эволюционной любви», вносящей в мир благо и совершенство).
ПИРС (Реirсе) Чарльз Сандерс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, «отец научной философии США». Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877). Ввел в философию понятие «прагматизм» (а также и «прагматицизм», что не привилось) как обозначение нового философского направления. Основные сочинения: «Как сделать наши мысли ясными» (1878), «Фиксация веры» (1877), «Исследования по логике» (1883) и др. В 1931-1958 было издано 8-томное собрание сочинений П. Познание, по мнению П., неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П. вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный. Демонстрируя ненадежность трех первых, П. постулирует, что единственным корректным методом в этом контексте правомерно считать научный. П. отметил, что любое научное верование уязвимо для критики (»фаллибельно») - нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению. Приближение к истине, по П., - это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов. Эволюция же науки являет собой «кумулятивно-конвергирующий» процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей «кумуляцией» уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру. Традиционные типы рассуждения П. подразделил на: дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как «абдукция» (попытка синтезировать первую и вторую по схеме: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истинно, то С естественно; 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно). В соответствии со своей трехзвенной схемой «индукция - дедукция - абдукция», П. подразделил основные категории на три фундаментальных класса, «модуса бытия» или «Идеи»: «первичности» (firstness), «вторичности» (secondness) и «тре-тичности» (thirdness). «Первичность» у П. - понятие бытия или существования, не зависимого ни от чего другого, чистое присутствие феномена», свободное от апплицированных концептуальных схем. Встреча свободно играющего творческого духа с действительностью порождает самые разнообразные «качества в возможности», «идеальные проекты» реальности, некие чистые формы. «Вторичность» - факт сам по себе как данность (»весомо, грубо, зримо»), воспринимаемый и понимаемый исключительно через «отношение к»: факт, осуществляющий экспансию в реальности в состоянии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью. Свободной игре духа противодействует «сопротивление действительности», устойчивость и постоянство наших восприятий. «Третичность» же, согласно П., - это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочивающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества. Трактуя их в совокупности как динамические фундаментальные характеристики объекта (»phaneron»), П. вводит в оборот понятие «фанероско-пия», занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания. Космология П. базировалась на его убеждении, что «все стремится обрести привычное устройство» вопреки капризам природы. Данное положение конституировалось в принцип «тихизма» (греч. tyche - случай). Принцип «синехизма» (греч. syneches - непрерывный) П. выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению «законов-привычек». Эволюцию же Вселенной, развитие вещей, становление их субординаций П. объяснял принципом «агапизма» (греч. agape - любовь). Человеческое мышление П. полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знак - мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык - публичен по сути своей. Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент). Триади-ческая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П. П. подразделил знаки на: «qualisign» (знак сам по себе - знак, обозначающий какое-то качество); «signsign» (могущий выступать репрезентантом всякого объекта); «legisign» (знак - маркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию). Трактуя взаимоотношения знака и объекта, который он репрезентирует, П. увидел следующие варианты их отношений: знак как иконический образ (например, рисунок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга). Связка «знак - толкователь (интерпретатор)» может выглядеть как «Rheme» (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом - А есть красное); «Dicisign» (субъект указывает на явление или предмет, предикат же - на качество); «Argument» (любой силлогизм - ряд «Dicisign», следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П., через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, т.е. может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов. Последние же - потенциально сводимы к возможным действиям. По утверждению П., «мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета» (»принцип П.» или «прагматическая максима»). Речь не шла о одномерном редуцировании истины к «полезности». Истина (как «согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых», или «вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели») обрела у П. качество «совершаемости». Прагматистски окрашенное неприятие П. субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклассического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания. П., видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий: «Небольшая книга Лобачевского «Геометрические исследования» отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона». В целом теория П. оказалась достаточно эвристичной и результировалась позднее в облике самых разнообразных методологий деятельности.
ПИРС -а; м. [англ. piers (мн.)] Мор. Двусторонний причал, выдающийся в акваторию порта и предназначенный для швартовки судов с двух сторон.
* * *
пирс(англ. piers, множественное число от pier — столб, мол, пристань), гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон.
1
.(Pearse), Патрик Генри (10.XI.1879 - 3.V.1916) - ирл. демократ, поэт и драматург. Один из видных деятелей Гэльской лиги. Автор поэм и прозаич. произв. (писал преим. на гэльском яз.), в к-рых выражал глубокое сочувствие трудящимся массам. Был в дружеских отношениях с пролет. лидером Дж. Конноли. Участвуя в нац.-освободит. движении, пришел к выводу о необходимости вооруж. борьбы за независимость Ирландии и социальных преобразований. В 1913 - один из организаторов подразделений ирл. волонтеров; входил в состав их исполнительного к-та. В 1914 вступил в тайную орг-цию Ирландское республиканское братство. Один из руководителей Ирландского восстания 1916, глава Врем. пр-ва провозглашенной повстанцами 24 апр. Ирландской республики. Расстрелян англичанами.
Лит.: Колпаков А. Д., Ирландия - остров мятежный, М., 1965, с. 23-29; Le Roux L., Patrick H. Pearse, Dublin, 1932.
Л. И. Гольман. Москва.
2
.(Pierce), Франклин (23.XI.1804 - 8.X.1869) - гос. деятель США. Окончил колледж в шт. Мэн (1824), занимался адвокатской практикой. В 1827 примкнул к Демократич. партии. В 1833-37 - чл. конгресса США, в 1837-42 - сенатор. В 1853-57 - президент США. Проводил политику в интересах рабовладельцев. В 1854 подписал Канзас-Небраска билль. П. выступал за аннексию Кубы, поддержал авантюриста У. Уокера, предпринимавшего экспедиции в Центр. Америку (Никарагуа) для создания там рабовладельч. пр-ва. Под давлением пр-ва П. Мексика вынуждена была продать США в 1853 область между реками Рио-Гранде и Колорадо, к югу от р. Хила (см. Гадсдена договор 1853).
Лит.: Захарова M. Н., Нар. движение в США против рабства. 1831-1860, М., 1965; Nichols R. F., Franklin Pierce, Phil., 1931.
(англ. piers, мн. число от pier - столб, мол, пристань) - двустороннее причальное сооружение, располож. внутри акватории порта перпендикулярно или под углом к берегу. П. располагают обычно группами, образующими "гребёнку", благодаря чему увеличивается длина причальной линии порта, появляется возможность располагать причальный фронт под защитой оградит. сооружений наименьшего протяжения, что особенно важно в случае ограниченности береговой линии порта (напр., в Новороссийске - см. рис.).
Пирс на железобетонных сваях
jetty,(на водобое) baffle pier, pier, wharf
* * *
пирс м.pier
швартова́ться у пи́рса (о судне) — be berthed at a pier
м.
molo m, calata f
техн.
пірс
техн.
пірс
16. Пирс - конструктивное объединение причалов, выступающих в акваторию порта, для стоянки судов не менее чем с двух сторон (по ГОСТ 19185-72)
Источник: "Санитарные правила для морских и речных портов СССР" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 № 4962-89)