(от
Примитив)
в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П. как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. П. исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, П. по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и «няби», представителей Фовизма, Кубизма, парижской школы (См. Парижская школа) и Дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России — участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком П. был А. В. Шевченко).
Термин «П.» часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 — 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная «бабушка Мозес», в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.
Лит.: Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, N, Y. — L., 1938.
Примитивизм. И. Генералич. «Похороны Штефа Халачека». 1934. Современная галерея Югославской академии наук и искусств. Загреб.
Примитивизм. Н. Пиросманашвили. «Кутёж пяти торговцев». 1909. Музей искусств Грузинской СССР. Тбилиси.
Примитивизм. А. Руссо. Автопортрет. 1890—96. Национальная галерея. Прага.
Примитивизм. Х. Пиппин. «Джона Брауна везут на казнь». 1942. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия. Фрагмент.
Примитивизм. П. Пикассо. «Танцовщица». 1907—08. Частное собрание.
Примитивизм. М. Ф. Ларионов. «Офицерский парикмахер». 1909. Частное собрание.
Примитивизм. П. Клее. «Акробатический номер». 1923. Частное собрание.
Примитивизм. П. Гоген. «Жёлтый Христос». 1889. Галерея Олбрайта. Буффало.
ПРИМИТИВИ́ЗМ, -а, муж.
1. Упрощённый подход к сложным вопросам (книжн.).
2. В изобразительном искусстве: использование форм первобытного искусства, примитивных стилей.
| прил. примитивистский, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Упрощенный подход к какому-л. явлению.
2.
Направление в изобразительном искусстве конца 19—20 вв., представители которого намеренно опрощают изобразительные средства и обращаются к художественным формам примитива (во 2 знач.).
ПРИМИТИВИ́ЗМ, примитивизма, мн. нет, муж. (от лат. primitivus - первоначальный, первобытный).
1. Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних, неразвитых стилей (иск.).
2. Упрощенный подход к сложным вопросам.
м.
1.
Несложность по устройству, по технике исполнения.
2.
Упрощенный подход к сложным вопросам.
3.
Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних неразвитых стилей.
ПРИМИТИВИЗМ - совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.), опирающихся на архаические, "примитивные" формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное "наивное искусство". Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений нашего века - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до "новых диких".
муж. primitivism
м.
primitivisme m
м.
primitivismo m
м.
semplicismo; primitivismo; visione semplicistica; semplificazione f
ПРИМИТИВИ́ЗМ -а; м.
1. Книжн. Упрощённый подход к сложным вопросам, явлениям. Опасность примитивизма. П. в политике.
2. Направление в изобразительном искусстве конца 19 - 20 вв., представители которого намеренно опрощают изобразительные средства и обращаются к художественным формам примитива (4 зн.). П. Гогена. Итальянский п.
* * *
примитиви́змв искусстве конца XIX—XX вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В XX в., наряду с искренним, непосредственным выражением народных эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространены романтический культ «наивного», неиспорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А. М. Мозес, A. M. Moses, в США), принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).
* * *
ПРИМИТИВИЗМПРИМИТИВИ́ЗМ, совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное «наивное искусство»(см. НАИВНОЕ ИСКУССТВО). Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений нашего века — от фовизма(см. ФОВИЗМ), экспрессионизма(см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) и сюрреализма(см. СЮРРЕАЛИЗМ) до «новых диких»(см. НОВЫЕ ДИКИЕ).
(от лат. primiti-vus - первый, самый ранний) - англ. primitivism; нем. Primitivismus/ Primitivitat. 1. Упрощенный подход к сложным вопросам. 2. В искусстве - подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам. 3. Особенность индивида или соц. группы, уровень культ, развития к-рых существенно отстает от общего уровня культ, развития общества.