(Tree)
Герберт Бирбом (17.12.1853, Лондон,— 2.7.1917, там же), английский актёр, антрепренёр, режиссёр. На профессиональной сцене с 1876. В 1887—96 возглавлял театр «Хеймаркет», в 1897—1915 — театр «Хэр Маджестис» (позднее — «Хиз Маджестис»). В 1888—1914 поставил 18 пьес У. Шекспира. Как режиссёр Т. продолжал традиции Ч. Кина и Г. Ирвинга.Ставил спектакли яркой зрелищности, уделяя много внимания феериям, вставным музыкальным номерам, сольным ариям. Тщательно разрабатывал массовые сцены. С текстом обращался вольно, переставляя, опуская целые сцены. Среди ролей Т.: Гамлет и Мальволпо («Гамлет», «Двенадцатая ночь»), Фальстаф («Виндзорские проказницы»), Макбет («Макбет»), Ричард II («Ричард II») — все Шекспира, Нехлюдов («Воскресение» по Толстому), Хиггинс («Пигмалион» Шоу). В 1904 основал в Лондоне школу драматического искусства (позднее Королев, академия драматического искусства).
Соч.: Thoughts and afterthoughts, L., 1913. Лит.: Beerbohm М., Herbert Beerbohm Tree. Some memories of him and of his art, L., [1920]; Pearson Н., Beerbohm Tree. His life and laughter, L., 1956.
Ф. М. Крымко.
Г. Б. Три в роли Мальволио («Двенадцатая ночь» У. Шекспира).
ТРИ, счетное; два (или две) с одним, четыре без одного. Помни три дела; молись, терпи, работай. Сукно от трех рублей, по три. По всем по трем! Задача решается тремя способами. Служили три лета, выслужил три репы - а красной ни одной! Нашего Мины не проймешь и в три дубины. Год торгуй, два воруй, а три в яме сиди. Либо три пей, либо трижды три. Пишет в три пера (рубить в три топора), а денежка не спора. Ешь три часа, а в три дни не сварится (Грибоедов). Было три жены - да все не острижены (волос долог, а ум короток). Он трех не перечтет. На трех свиней корму не разделить. На трех ногах пуще хромать станешь. До трех раз прощают. Три раза прости, в четвертый прохворости. Три царя, пояс в созвездии Ориона. Тридевята или тридевять, в ·стар. счете девятами, двадцать семь; кочевые народы наши поныне считают девятами (тогузами): виру или пеню, калым (окуп невесты), надел сына, число коней и овец, закалаемых на большой пир (туй) и пр. Тридевять поминается в сказках: За тридевять земель, в тридесятом государстве, далеко. Она только за тридевятого жениха пойдет, ломлива. Тридесять или тридцать, три десятка, тридевята и три. Поставиша ему тридесять сребреников, Матф. Тридесятый или тридцатый, следующий, по счету, за 29-м. Тридцатное полотно, тридцатка, 1. шириной, в основе, в 30 пасм.
| 2. орл. дерево, бревно в 30 ·арш., в 10 ·саж. Тридцатовые сукна, русские, идущие в Китай. Тридцатная десятина, казенная, 30 и 80 ·саж. или 40 и 60. Тринадесять, тринадцать, двенадцать и один. -десятый, -дцатый вост. третенадцатый, идущий за 12-м. Тринадцатый гость под стол, зловещий. По тринадцати на дюжину дают, да и то не берут, плохое. Тринадцатеро, говорят о живом, тринадцать, сам-тринадцать. Триста, три сотни. Трехсотенная бумажка. На триста пусто, на пятьсот ничего.
ТРИ, трёх, трём, тремя, о трёх, колич.
1. Число, цифра и количество 3. За три дня и за три дня. На три дня и на три дня.
2. нескл. То же, что тройка (во 2 знач.). За сочинение получил т.
| поряд. третий, -ья, -ье (к 1 знач.).
Первая составная часть сложных слов, обозначающая то же, что тре…, трех…, трое…, например: тридневный, трикратный, трилепестный, трилопастный, тривакцина.
трёх, трём, тремя́, о трёх, числ. колич.
1.
Число 3.
Трижды три — девять. Написать цифру три.
||
Количество 3.
Три сестры. В трех шагах. Дом в три этажа.
2.
То же, что тройка (во 2 знач.).
- два-три; две-три
в три ручья{ (плакать, рыдать и т. п.)} сильно, горько.
- с три короба наговорить
- гнать в три шеи
- согнуть в три погибели; согнуться в три погибели
- заблудиться в трех соснах
(иноск.) — много
Ср. Нахвастает с три короба;
А уличишь — отшутится...
Некрасов. Кому на Руси. 2. Последыш.
Ср. Он тотчас же заключился в самое строгое молчание, чем, разумеется, удовлетворил всех гораздо более, чем если бы наговорил с три короба.
Достоевский. Бесы. 2, 4, 1.
Ср. Я три короба речей —
Да уж каких! — под самое окно
Спустил — не слышит.
Н.В. Кукольник. Паткуль. Емельян.
Ср. Наговорил с три короба (телеги, кузова).
ТРИ… (книжн.). Первая часть сложных слов, означающая то же, что тре… в 1 знач., напр. трикратный, трисоставный.
ТРИ, трёх, трём, тремя, о трёх, числ. колич. Название числа 3; цифра 3. Помножить три на три. Написать на доске три.
|| Количество 3. Три рубля. Не хватило трех рублей. Не сошлись в трех рублях. По три рубля.
❖
По всем по трем (ударить) (разг. фам.) - 1) всех лошадей тройки ударить кнутом. «И вдруг ямщик по всем по трем: и тройкой тешился детина.» Ф.Глинка. 2) перен. без всяких стеснений (что-нибудь делать). «Общественного мнения нет, печать безмолвствует - валяй по всем по трем.» Салтыков-Щедрин.I
нескл. мн.Оценка успеваемости учащегося по пятибалльной системе, обозначающаяся цифрой "3" и соответствующая оценке "удовлетворительно"; тройка III.
II
числ.1.
Название числа, состоящего из 3 единиц.
отт. Такое количество единиц чего-либо.
2.
Название цифры, обозначающей такое число.
укр. три, др.-русск. трие м., три ж., ср. р., ст.-слав. трие м., три ж., ср. р. τρεῖς (Остром., Супр.), болг. три, сербохорв. три̑, словен. trijȇ м., trȋ ж., ср. р., др.-чеш. třiе м., tři ж., ср. р., чеш. tři, слвц. tri, польск. trzy, в.-луж. třо м., tři, н.-луж. tśо м., tśi, полаб. tåre. Праслав. *trь̂je м., tri ж., ср. р., родственно др.-инд. tráyas м., trī, trī́ṇi ср. р. "три", авест. ϑrāуō, лит. trỹs, лтш. trîs, греч. τρε.ς (*tri̯es), критск. τρέες,. лесб. τρῆς, лат. trēs, ирл. tri, арм. еrеk`, алб. tre, tri, тохар. А tre, хетт. tri, др.-исл. Þrír; см. Бругман, Grdr. 2, 2, 11 и сл.; Вакернагель – Дебруннер 3, 346 и сл.; Траутман, ВSW 327; Арr. Sprd. 449; Педерсен, Kelt. Gr. I, 132; Хюбшман 444; Лиден, Тосhаr. St. 30; Гофман, Gr. Wb. 372; Г. Майер, Alb. Wb. 435.
числ. threethree.
num.three
триDrei
drei
три drei
trois
за три дня, за три дня — en trois jours
на три дня, на три дня — pour trois jours
три за сочинение — un trois en composition(note satisfaisante)
числ. колич.
tres
по три — a tres
•
•
наговори́ть с три ко́роба — hablar por los codos, hablar más que una cotorra
наобеща́ть с три ко́роба — prometer el oro y el moro
комбина́ция из трех па́льцев прост. шутл. — corte de mangas
числ. колич.
1)tre
по три — a / per tre
в три раза больше — tre volte, tanto / piu (di) / quanto...
возрасти в три раза — aumentare di tre volte(in confronto a...)
2)(отметка) tre m, sufficienza f
•
•
плакать в три ручья — piangere a dirotto
наговорить с три короба — dirne un sacco e una sporta
гнать / толкать / выталкивать в три шеи — scacciareгрубо >
согнуть в три погибели — far piegare la testa, mettere il piede sul collo a qd
согнуться в три погибели — piegare la testa; piegarsi come un coltello a serramanico
заблудиться в трех соснах — affogare in un bicchier d'acqua
ТРИ трёх, трём, тремя́, о трёх; числ. колич.
1. Число 3. Трижды т. - девять. Т., умноженное на десять. Написать цифру т. Автобус номер т. Считаю до трёх, открываю глаза - передо мной подарок. // Количество 3. Т. сестры. Дом в т. этажа. Т. десятка яиц. Часы показывают ровно т. Дача в трёх шагах от станции (очень близко). Плакать, рыдать в т. ручья (сильно, горько). Заблудиться в трёх соснах (не суметь разобраться в чём-л. простом). Наобещать с т. короба (слишком много, больше, чем можно выполнить). Дуб в т. обхвата (очень большой). Сказать два-три слова (несколько слов).
2. = Тро́йка (2 зн.). Сдать экзамен на т. Получить т. по химии. Рассказал стихотворение на т.
◊ Гнать, выталкивать в три шеи (см. Ше́я). Согнуть(ся) в три погибели (см. 2. Поги́бель).
◁ Тре́тий (см.).
Три см. Число.
(тр’етий) —
количество сынов Ноя (Быт.6:10 ),
возраст жертв (Быт.15:9 ),
число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх.2:2; Деян.7:20; Евр.11:23 ),
количество дней пути (Исх.3:18 ),
род, до которого Господь наказывает (Исх.20:5; Чис.14:18; Втор.5:9 ),
число необходимых вещей для женщины (Исх.21:10 -11),
число главных праздников в году (Исх.23:14,17; Исх.34:23; Втор.16:16; 3Цар.9:25; 2Пар.8:13 ),
число ветвей светильника с одной стороны (Исх.25:32 ),
число тысяч павших (Исх.32:28 ),
число завес (Исх.40:3,5,8),
число лет собирания урожая (Лев.19:23 ),
число благословений (Чис.6:24 -26),
число побоев, после которого ослица заговорила (Чис.22:28 ),
число благословений Валаама (Чис.24:10 ),
число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Втор.4:41; Втор.19:2 -3),
год отделения десятин левиту (Втор.14:28 ),
максимальное число свидетелей (Втор.17:6 ),
поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Втор.23:8 ),
число тысяч народа (Нав.7:4; Суд.15:11; Суд.16:27; 1Цар.13:1; 1Цар.24:3; 1Цар.26:2 ),
число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Цар.3:8 ),
число людей, козлят и хлебов (1Цар.10:3 ),
число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Цар.17:13 ),
число поклонов (1Цар.20:41 ),
число тысяч овец (1Цар.25:2 ),
число погибших сыновей Саула (1Цар.31:6 ),
число сыновей Авессалома (2Цар.14:27 ),
число лет голода (2Цар.21:2 ),
число самых приближенных воинов Давида (см.) (2Цар.23:8,13),
число наказаний (2Цар.24:12 -13),
время жизни Семея в Иерусалиме (3Цар.2:39 ),
число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Цар.6:2 -3,16-17),
число рядов (3Цар.6:36; 3Цар.7:3,4; Езд.6:4 ),
число волов на каждой стороне (3Цар.7:25 ),
время плавания (3Цар.10:22 ),
число распростертий (3Цар.17:21 ),
число повторений (3Цар.18:34 ),
число пятидесятков (4Цар.1:13 ),
число царей (4Цар.3:10 ),
число ударов (4Цар.13:18 ),
время осады (4Цар.17:5; 4Цар.18:10 ),
время кратких царствований (4Цар.23:31; 4Цар.24:1,8),
числа дочерей (1Пар.25:5; Рим.1:2 ),
число отрядов (Рим.1:17 ),
число друзей Иова (Рим.2:11 ),
место Израиля (Ис.19:24 ),
число лет пророчествования (Ис.20:3 ),
время воспитания (Дан.1:5 ),
количество молитв (Дан.6:10,13; Дан.10:2,3),
время пребывания Ионы в ките (Ион.2:1 ),
число искушений (тела, ума, духа) (Мат.4:1 -10; 1Иоан.2:16; ср. Быт.3:6 ),
время пребывания Господа «в сердце земли» (Мат.12:40 ),
количество мер муки (Мат.13:33 ),
время пребывания народа с Иисусом (Мат.15:32 ),
день воскресения (Мат.16:21; Мат.20:19; Мар.8:31; Мар.9:31; Мар.10:34; Лук.9:22; Лук.18:33; Лук.24:7,46; 1Кор.15:4 ),
число ближайших учеников Христа (Мат.17:1; Мат.26:37 ),
число кущ (Мат.17:4 ),
число отречений Петра (Мат.26:34,75),
число молитв (Мат.26:44 ),
время созидания храма (Мат.26:61; Мат.27:40; Мар.14:58; Мар.15:29; Иоан.2:19 ),
час распятия Христа (Мар.15:25 ),
продолжительность тьмы на земле (Мар.15:33 ),
время поисков Иисуса-отрока (Лук.2:46 ),
число бесплодных лет (Лук.13:7 ),
число дней делания дел Христа (Лук.13:32 -33),
число посланных слуг (Лук.20:12 ),
«путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6 )
число повторений (Иоан.21:17 ),
число тысяч присоединившихся (Деян.2:41 ),
время слепоты Савла (Деян.9:9 ),
число посланных (Деян.10:7,19),
количество повторений видения (Деян.10:16 ),
время проповеди (Деян.19:8 ),
время (Деян.20:3,31; Деян.28:7 ),
этаж, с которого упал Евтих (Деян.20:9 ),
небо восхищения ап. Павла (2Кор.12:2 ),
число молитв (2Кор.12:8 ),
количество частей (Отк.16:19 ).
Хотя число «три» иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (напр., Прит.30:15,18,21,29; Ам.1:3,6,9,11,13; Ам.2:1,4,6; Ам.4:4,7; Зах.11:8; Мат.13:33; Лук.11:5, а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество «три» имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное — конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мар.12:29.32; Иоан.17:3; Иак.2:19; Иуд.1:25; Рим.14:26; 1Тим.1:17; 1Тим.2:5; Евр.2:11 ), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Иоан.5:7, срн. Ис.48:16; Мат.3:16 -17; Мат.28:19; Иоан.14:16; Деян.1:7 -8; 1Пет.1:2; 1Кор.6:11; 1Кор.12:4 -6; Гал.4:6; Еф.1:17; Еф.2:18; Отк.1:4 -5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как «солнце» тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле — лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими «полями» от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне Божием Иисусе Христе (Иоан.1:18 ), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор.15:28 ). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр.13:8 ) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).
Един в конечном счете и сам человек (1Фес.5:23 ), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!
Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.
Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие «мир», через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог — человек — мир (среда).
Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам) — наша Библия (данный перевод на конкретный язык) — наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым — истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно — как откровение, а не как цитату и штамп.
Вся человеческая история распадается на три этапа: сила — закон — благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание — осознание — отдача). И вновь — все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.
История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта — пустыня — вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение — страдание — соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф.2:6 ) и, таким образом, все эти этапы соединены.
Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления — Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас — Он придет в конце веков за нами (Евр.9:26,24,28). Бог в Мат.22:32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.
Эти примеры можно было бы продолжить.
В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (напр., см. Чис.6:24 -26; 3Цар.19:17; Пс.113:17 -19; Пс.117:2 -4; Прит.21:21; Ис.6:3; Ис.33:22; Иер.7:4; Иер.22:29; Иез.21:27; Мат.23:23; Мар.9:43 -48; Лук.17:26 -30; Иоан.14:6; Рим.11:36. 1Кор.12:4 -6; 1Кор.13:1 -3; Фил.2:10; Отк.3:5,8,12,18; Отк.4:5,8; Отк.5:3 ), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.
Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени; уже бо выскочисте изъ дѣднеи славѣ. 34—35.
И с коня много падах, голову си розбих дважды, и руцѣ и нозѣ свои вередих, въ уности своей вередих, не блюда живота своего, ни щадя головы своея. Поуч. Вл. Моном., 162 (1377 г. ← нач. XII в.). Рѣхъ ему: А оже лазять дѣти не смысляче? — А въ томь, рече, мужьску полу нѣту бѣды до 10 лѣтъ; а дѣвицѣ не пытай: могуть бо, рече, и борзе вередити... Вопр. Кир. 35 (XIII в. ← 1156 г.).
Не ускорихъ никого же, ни вередихъ, и никого же не оклеветахъ. Изб. Св. 1076 г., 109.
1152: И рече имъ: „Молитеся о мнѣ королеви, раненъ есмь велми, а язъ ся каю того королю, оже тобѣ сердце вередилъ“. Ипат. лет., 450 (XV в.) 1161: Онъ же не вередя имъ сердца выведъ брата пусти и Смоленьску к Романови. Там же, 510.
Инъгварь и Всеволодъ, и все три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци! не побѣдными жребіи собѣ власти расхытисте! 32—33. Скочи (Всеслав) отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ, утръже ваззни, с три кусы отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу. 35.
Рече же къ винареви: Се три лѣта прихожду, ищя плода на смоковьници сеи, и не обрѣтаю. Остр. ев., 289 (1056—1057 гг.). Отърекъ бо ся нѣкто мира ...раздѣли же имѣние свое на г̃ части: умьрши же дъщери его некрьщенѣ, за душю ея въда ...отьць ея нищиимъ часть ея; еще же женъню часть и свою. Изб. Св. 1076 г., 247 об. — 248. 1185: Тогда прочии видивше князя своего (Владимира Глебовича) крѣпко бьющеся, выринушася из города, и тако отъяша князя своего, язьвена сущи треми копьи. Ипат. лет., 647 (XV в.). 1190: Бяхуть бо в полку Половецкомъ три князя: Колдечи, Кобанъ, Урусовича оба, и Бѣгъбарсъ Акочаевичь. Ипат. лет., 671 (XV в.). Бѣ нѣкая вдова царска роду ...и бысть у нея три сыны велелѣпны и велеозарны, молитвою же матери своея дѣюще храбрость о дѣлехъ своихъ. Девг. Д., 148 (XVII—XVIII вв. ← XII—XIII вв.).