(собственно Ашмедай, то есть искуситель) — злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, т. е. сатаною, изгнавшим царя Соломона из его царства. В славянской повествовательной литературе XVI и XVII веков это сказание известно в двух редакциях: западной, которая носит название — "Разговор Соломона с Морольфом", и восточной — "Сказание о Соломоне и Китоврасе". Последняя известна у русских. Здесь выступает тот же самый А.: в 1-й — под неясным именем Морольфа, Маркольфа или Морольта, во 2-й — под названием Китовраса, что произошло от греческого слова κενταυρός, что в свою очередь образовалось от санскритского Gandharva. См. Китоврас, Морольф.
(др.-евр. Ашмедай — искуситель)
в ветхозаветной книге Товита (2 в. до н. э.), в Талмуде и в апокрифах — злой дух, глава демонов, разрушитель браков.
АСМОДЕЙ, злой дух, соблазнитель, диавол, бес, сатана.
(евр. Ашмедай) — искуситель, злой сластолюбивый демон, (шутл.) нарушитель супружеского согласия
Ср. Перед ней, в ночной тишине, по манию Асмодея поднимались крыши с богатых и бедных домов и раскрывались спрятанные под ними картины общественных бедствий, добродетелей, пороков и всяческой суеты. "Ах, где этот кудесник Асмодей и его волшебство? — говорила Дуня подруге: — он отворяет темницы, разбивает цепи и замки!"
Данилевский. На Индию. 1, 2.
Ср. (Прабабке Еве) стало скучно под конец!
Явился змей! Подбитый Асмодеем,
Он с яблочком умел к ней хитро подойти
И, на безлюдии, чтоб время провести
Шутя, кокетствовать она пустилась с змеем.
Кн. П.А. Вяземский. К С.Ф. Безобразовой.
Ср. Могу ли я любить Фалалея?.. Я полюблю скорее Асмодея, чем Фалалея.
Достоевский. Село Степанчиково. 2. 5. Фома Фомич.
(т.е. злого предпочту глупцу)
Ср. Ради хвоста самого Асмодея, пан Жегота, разве мы не родовитые шляхтичи?..
Марлинский. Наезды. 9.
Ср. Асмодей, злой дух, умерщвлял их (семь мужей) прежде, нежели они были с нею как с женою.
Товит. 3, 8. Ср. 3, 17.
Ср. Lesage. Le diable boiteux.
См. фалалей.
См. кокетка.
м.
1.
Глава демонов, злой дух, разрушитель браков (в древнееврейской апокрифической литературе).
2.
Употребляется как поэтический символ злого духа, разрушителя браков.
АСМОДЕЙ - в библейской мифологии злой дух.
АСМОДЕЙ, в Библии злой дух.
(древнеевр. "Ашмедай"), персонаж послебиблейской демонологии. Вероятно, заимствован из иранской мифологии, где Айшма дэва - демон ярости и похоти. Асмодей фигурирует также в качестве царя демонов; иногда он отождествляется с сатаной. Греки иногда отождествляли его с духом-губителем Аполлионом. Асмодей упоминается в Талмуде. Он известен как дух супружеского несчастья и ревности. В библейской Книге Товита рассказывается история его страсти к Сарре, дочери Рагуила. Она выходила замуж семь раз, и каждый раз Асмодей убивал ее мужа в первую брачную ночь. В конце концов, Товий изгнал демона сожжением сердца и печени рыбы.
АСМОДЕ́Й -я; м. [нем. Asmodäus из др.-евр. Ashmedai - искуситель, губитель].
1. [с прописной буквы]. В Талмуде и древнееврейской апокрифической литературе: глава демонов; злой дух.
2. В русской литературе 19 в.: Демон, разрушающий браки.
* * *
Асмоде́йв Библии злой дух.
* * *
АСМОДЕЙАСМОДЕ́Й, в библейской мифологии злой дух.
(Тов.3:8,17) - злой дух, диавол. Так назывался злой дух, погубивший нескольких женихов Сарры, дочери Рагуиловой. По мнению позднейших Евреев, это главный из демонов, или царь демонов.