Арпеджиатура (от итал. arpa — арфа) — так называется исполнение аккордов на фортепиано и струнных инструментах, как на арфе, причем звуки аккорда следуют один за другим. Самый употребительный знак для А.
А. в более старинной фортепианной музыке, около 1700 г., применялись так часто, что целые пьесы написаны таким способом.">
ставится перед аккордом; иногда употребляется также знак дуги: (. Арпеджированные аккорды называются также "ломаными", или разбитыми; с этим выражением связаны такие звуковые группы в гармонической фигурации, которые происходят от раздробления аккордов и в которых отдельные ноты аккорда могут подвергаться различной перестановке. Такие фигуры и суть так называемые басы Альберти (арфовые басы, арпеджированные басы, или, точнее, арпеджированный аккомпанемент в басу), носящие свое название от Доменико Альберти (знаменитого певца и виртуоза на клавесинах, жившего в первой половине XVIII столетия в Италии и Испании), который особенно часто употреблял в своих композициях для клавесины такие расчлененные аккорды в виде фигур аккомпанемента. А. в более старинной фортепианной музыке, около 1700 г., применялись так часто, что целые пьесы написаны таким способом.
правильнее арпеджо (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе), исполнение звуков аккорда вразбивку, большей частью начиная с нижнего тона. А. применяют при игре на арфе, а также на фортепиано и других музыкальных инструментах.
ср., нескл., итал., муз. взятие (пальцами или смычком) аккорда, созвучия, но не зараз, а переваливаясь со струны на струну, со звука на звук; перевал.
и арпе́джо. муз.
1. нареч.
Исполнение звуков аккорда не одновременно, а поочередно, обычно от нижнего к верхнему.
2. в ед. ч. нескл.; мн. арпе́джии, -ий, ср.
Самый аккорд, исполняемый таким образом.
[итал. arpeggio]
АРПЕ́ДЖИО (точнее арпэджо; итал. arpeggio от arpa - арфа) (муз.).
1. нареч. О способе исполнения аккордов, при котором составляющие их тоны берутся не сразу, а быстро один за другим.
2. сущ., в ед. нескл., мн. арпеджии, арпеджий, ср. Самый аккорд, исполняемый указанным способом (разг.). Сыграть несколько арпеджий.
I
нескл. ср.; = арпе́джоПоследовательное извлечение звуков аккорда (обычно начиная с нижнего тона).
II
нареч. качеств.-обстоят.; = арпе́джо1.
Извлекая звуки не одновременно, а быстро один за другим (о способе исполнения аккордов).
2.
Употребляется как несогласованное определение.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
АРПЕДЖИО (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio - от arpa - арфа), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах.
АРПЕДЖИО (правильнее арпеджо) (итальянское arpeggio, от arpeggiare - играть на арфе), исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно, обычно начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах.
arpeggo
с. муз.
arpège m
с. нескл. муз.
arpegio m
исполнение аккорда на манер игры на арфе, последовательное (а не одновременное) исполнение тонов аккорда. В нотной записи арпеджио может обозначаться волнообразной вертикальной линией слева от аккорда; иногда арпеджио выписывается мелкими нотами, как украшение.
АРПЕ́ДЖИО,АРПЕ́ДЖО [от итал. arpeggiare - играть на арфе].
I. нареч. Извлекая звуки аккорда не одновременно, а поочерёдно.
II. только мн.: арпе́джии, -ий; м. и ср. Последовательное извлечение звуков аккорда (обычно от нижнего к верхнему).
* * *
арпе́джио(правильнее арпеджо) (итал. arpeggio, от arpeggiare — играть на арфе), исполнение звуков аккорда последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на струнных и клавишных инструментах.
* * *
АРПЕДЖИОАРПЕ́ДЖИО (правильнее арпеджо) (итал. arpeggio, от arpa — арфа), исполнение звуков аккорда(см. АККОРД) последовательно, большей частью начиная с нижнего тона, при игре на арфе, фортепиано и др. инструментах.
арпеджо (итал. arpeggio, от arpeggiarе - играть на арфе) - исполнение звуков аккорда "вразбивку" одного за другим, как на арфе. Применяется преим. при игре на струн. и клавишных инструментах. Обозначается волнистой линией перед аккордом и другими знаками.
При игре на клавишных инструментах все арпеджируемые звуки обычно выдерживаются, пока не истечет длительность аккорда. В очень широко изложенных фп. аккордах, в к-рых невозможно одновременно взять все звуки, они выдерживаются с помощью правой педали. При игре на струн. инструментах в соответствии с их возможностями выдерживаются только 2 верхних звука или 1 самый верхний. Скорость арпеджирования определяется характером пьесы. В настоящее время применяется лишь арпеджирование аккорда снизу вверх, начиная с самого низкого звука; ранее было употребительным и арпеджирование сверху вниз: (см. нотные примеры).
Встречалось и последовательное арпеджирование сначала вверх, затем вниз (у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других).Я. И. Мильштейн.Что такое аккорд вы, наверное, уже прочли, если не знали этого раньше. Когда звуки аккорда берут не одновременно, а поочередно, то и получается арпеджио. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом arpeggio (правильнее его произносить -- арпеджо), что в переводе означает -- как будто на арфе, -- потому что именно для арфы он наиболее характерен. Вы, наверное, не раз слышали нежные переливы арпеджио в исполнении арфы. А в музыкальной школе начинающие пианисты развивают технику, играя арпеджио наряду с обязательными гаммами. В нотах арпеджио обычно обозначается волнистой вертикальной чертой, поставленной перед аккордом. Если нужно исполнить арпеджио (или еще говорят -- арпеджиато) ряд аккордов, в нотах рядом с этими аккордами просто пишут итальянское слово -- arpeggio. Изредка записывают арпеджио маленькими нотками, которые затем слиговываются -- соединяются дугами с основными нотами аккорда. На струнных смычковых инструментах вообще все аккорды играются только арпеджиато. Эти инструменты устроены так, что одновременно можно вести смычок только по двум соседним струнам. Если же нужно захватить еще и третью, или все четыре, то музыканту приходится «пробежаться» по ним смычком -- звуки возникнут не вместе, хотя и очень быстро один за другим.