(A posteriori) — см. Априори (A priori).
(лат. a posteriori, буквально — из последующего)
знание, получаемое из опыта. Такой способ получения знания рассматривался уже в античности у Аристотеля, Платона, Боэция, а в средние века — у Ибн Рушда, Ибн Сины, Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. Анализ апостериорного познания занимал большое место в системе И. Канта, который полагал, что специальные законы науки могут познаваться только А., тогда как общие принципы познания независимы от всякого опыта, априорны (см. Априори).
АПОСТЕРИО́РИ [тэ ], нареч. (книжн.). На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори.
нареч. филос., лог.
На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори.
[лат. a posteriori]
АПОСТЕРИО́РИ, нареч. (от лат. a - от и posterior - последующий) (филос.). На основании уже имеющихся данных, на основании опыта; ант. априори. Умозаключать апостериори. Судить о чем-нибудь апостериори.
нареч. качеств.-обстоят.
На основании опыта или имеющихся фактов.
Ant:
априори
АПОСТЕРИОРИ (от лат. aposteriori - из последующего) - происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори.
АПОСТЕРИОРИ (от латинского а posteriori, буквально - из последующего), происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори.
лат. a posterioria posteriori
adv.a posteriori
книжн.
à posteriori
нареч. филос.
a posteriori
нар. книжн.
a posteriori
АПОСТЕРИОРИ
(лат. a posteriori, букв. — из последующего) — философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori (‘доопытному’ знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластов. Лейбниц понимал под познанием А. все опытное познание или ‘истины факта’ в отличие от ‘истин разума’, т.е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, несогласовывающегося со старым. Для того, чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания.
(лат. a posteriori из последующего)
понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.
АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori, букв. - из последующего) - философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori (»доопытно-му» знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластиков. Лейбниц понимал под познанием А. все опытное познание или «истины факта» в отличие от «истин разума», т.е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, несогласовывающегося со старым. Для того, чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания.
АПОСТЕРИО́РИ [тэ], нареч. [лат. a posteriori]. Филос., лог. На основании опыта, имеющихся данных (противоп.: априо́ри).
* * *
апостерио́ри(от лат. a posteriori — из последующего), происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори.
* * *
АПОСТЕРИОРИАПОСТЕРИО́РИ (от лат. aposteriori — из последующего), происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори(см. АПРИОРИ).
(от лат.a posteriori — из последующего)
1) на основании опыта, из опыта (противоположность априори);
2) понятие теории, противоположное априори. Априорным называется знание, которое получено из восприятия.
апостерио́ри нареч. лат.
a posteriori
матем., физ., нескл.
апостеріо́рі
матем., физ., нескл.
апостеріо́рі
(от лат. a posteriori - из последующего), происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори.