или эпиталамион (греч.) — свадебная песня у греков, а также римлян, которую пели перед невестой или в спальне новобрачных юноши и девы. В современной оперной музыке большой популярностью пользуется Э. для баритона из оперы А. Рубинштейна "Нерон".
Н. С.
жен., греч. поздравительное, ко браку, стихотворенье.
ЭПИТАЛА́МА, -ы, ж. (спец.). Торжественное стихотворение, поэма или песнь в честь новобрачных.
-ы, ж.
У древних греков и римлян: поздравительная песнь новобрачным.
|| лит.
Стихотворение, песня, написанные по случаю брака.
Удастся ль мне под старость дней Вам посвятить эпиталаму? Пушкин, К бар. М. А. Дельвиг.
[От греч. ’επιθαλάμιος — свадебный]
поздравительное (эпиталамическое, по случаю брака) стихотворение
Ср. Когда ж Амур и Гименей
В прелестной Марии моей
Поздравят молодую даму, —
Удастся ль мне под старость дней
Вам посвятить эпиталаму.
А.С. Пушкин. К баронессе М.А. Дельвиг.
Ср. На всякую потребу я изготовил преизящные эпиталамические стихи, кои, без сомнения, пригодны будут и на бракосочетание вашей высокой матери.
И.И. Лажечников. Ледяной дом. 4, 4. Тредьяковский.
Ср. Epithalamium.
Ср. επιθαλάμιον (επί, при — θάλαμος, жилище хозяйки, спальня, брачный чертог) — брачная (песнь).
См. амур.
См. гименей.
См. на потребу.
ЭПИТАЛА́МА, эпиталамы, жен. (от греч. epithalamios - свободный). У древних греков и римлян - поздравительная песнь новобрачным (ист.).
|| Стихотворение, написанное по случаю брака (лит.). «Удастся ль мне под старость лет вам посвятить эпиталаму?» Пушкин.
ж.
1.
Поздравительная песнь новобрачным (у древних греков и римлян).
2.
Торжественное стихотворение или поэма в честь новобрачных.
ЭПИТАЛАМА (от греч. epithalamios - свадебный) - стихотворение или песня в честь свадьбы, получившие литературное оформление в античной поэзии в 8-6 вв. до н. э. Эпиталамы сочинялись композиторами 19-20 вв. (Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн и др.).
ЭПИТАЛАМА (от греческого epithalamiaoide - свадебная песнь), жанр древнегреческой музыки, свадебная песня, исполняемая хором девушек и юношей перед покоями новобрачных. В европейской музыке - ария-гимн любви (например, эпиталама из оперы "Нерон" А.Г. Рубинштейна).
(от греч. - свадебный), стихотворение или песня в честь свадьбы, получившие распространение с VI-VIII вв. до н.э. Вследствие Э. превратилось в музыкально-поэтический жанр (Лист, Рубинштейн и др.).
ж. лит.
epitalamio m
(греч. epithalamios – свадебный), стихотворение или песня в честь свадьбы. Обычные мотивы – похвала новобрачным (реальным или мифическим), пожелание счастья и благосклонности богов. Получила оформление в античной поэзии, развившись из народных обрядовых песен. В русской поэзии эпиталамы писал В. К. Тредиаковский.
ЭПИТАЛА́МА -ы; ж. [от греч. epithalamios - свадебный] Лит. Стихотворение, песня, написанные по случаю брака. Посвятить кому-л. эпиталаму.
* * *
эпитала́ма(от греч. epithalámios — свадебный), стихотворение или песня в честь свадьбы, получившие литературное оформление в античной поэзии в VIII—VI вв. до н. э. Эпиталамы сочинялись композиторами XIX—XX вв. (Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн и др.).
* * *
ЭПИТАЛАМАЭПИТАЛА́МА (от греч. epithalamios — свадебный), стихотворение или песня в честь свадьбы, получившие литературное оформление в античной поэзии в 8—6 вв. до н. э. Эпиталамы сочинялись композиторами 19—20 вв. (Ф. Лист(см. ЛИСТ Ференц), А. Г. Рубинштейн(см. РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич) и др.).
(от греч. epitalamios - свадебный, брачный, от epi - при, перед и talamos - брачный покой) - свадебная песнь, бытовавшая в антич. муз. практике как часть художеств. оформления свадебного обряда. Исполнялась перед брачным покоем хором, иногда и двумя хорами (юношей и девушек). Тематика сохранившихся текстов Э. свидетельствует о связи с фольклорной традицией. Существовали величальные Э. (epitalamios ymnos и epitalamios odn) и Э.-плачи. Нередко в Э. использовались мифологич. сюжеты (напр., в одной из эпиталам Сапфо описывается свадьба Гектора и Андромахи). О музыке Э. судить трудно, т. к. среди дошедших до нас памятников антич. муз. иск-ва соч. этого жанра отсутствуют, а древние муз.-теоретич. трактаты не сообщают об Э. ничего конкретного. Только Аристид Квинтилиан ("О музыке", 1, 12) упоминает Э. наряду с др. жанрами, каждый из к-рых исполнялся в особой звуковысотной области. Нередко окончание раздела формы Э. сопровождалось возгласом men o Ymenaie ("гимен, о Гименей!"), отчего Э. иногда назывались Гименеями (Гименей - Ymnnaos, или 'Ymenaios, в др.-греч. мифологии спутник Афродиты, бог брака). Сочинитель Э. назывался "эпиталамиограф" (epitalamiograpos).
К жанру Э. обратился А. Г. Рубинштейн в своей опере "Нерон" (1876).
Издания: Сапфо. Стихотворения и фрагменты, М., 1915.Литература: Морева Н., Мифологизм русской и античной свадебной песни, "Ученые записки ЛГУ (Сер.: Филологич. науки)", 1939, No 33, вып. 2; Толстой И. И., Сапфо и тематика ее песен, в его кн.: Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966; Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4; Romagnoli E., Musica e poesia nell' antica Grecia, Bari, 1911; Wheeler A. L., Tradition in the Epithalamium, "American Journal of Philology", 1930, v. 51, No 203; Georgiades Th., Greeck music: verse and dance, N. Y., (1956); Keydell R., Epitalamium. в кн.: Reallexikon fьr Antike und Christentum, Bd 5, Stuttg., 1962.E. В. Герцман.
• Ephithalamium,
см. Lyrici, Лирики, 5.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.