(муз.)
род деревянного лучка (древко), между концами которого натянут конский волос. С. служит для игры на смычковых струнных инструментах. Наиболее художественно выработанные С. изготовляются для скрипки, альта и виолончели. Меньший размер принадлежит скрипичному С. Контрабасовый С., сравнительно с большим корпусом инструмента, не длинен, так как вследствие сильного напряжения при игре древко не могло бы выдержать напора, да и вообще С. был бы слишком тяжел. Главное достоинство С. — легкость и некоторая эластичность. Конский волос С. натирается перед игрой канифолью. Способ ведения С. или штриха называются тоже С. Движение С. вниз обозначается скобкой: (реже ), вверх — углом (реже ). Игра С. у подставки обозначается словами sull ponticello, у грифа — sull tasto. В ряде нот без знака связи (лиги) над ними каждая из них исполняется новым С., т. е. для каждой ноты меняют его направление. При игре разными С. существуют два способа его ведения: Détaché, при котором ноты берутся целыми С. без промежутка между нотами (плавно), и Martelé, при котором после каждого С. происходит небольшой перерыв; напр. четверть, взятая таким способом, звучит как осьмая, после которой идет пауза осьмой. Détaché обозначается черточкой под каждой нотой (—), Martelé — точкой (∙).
В медленном темпе при этих смычках каждая нота исполняется целым смычком, в более быстром — только его частью, смотря по быстроте движения: в очень быстром движении каждая нота исполняется осьмой частью С. или одной шестнадцатой. В таком темпе Martelé называется spiccato или легкое Martelé, которое обозначается или точками, или прямыми запятыми ('). Ноты без вышеприведенных знаков исполняются новыми смычками, без особенных приемов. Исполнение нескольких нот одним С. называется legato; над такими нотами ставят дугу, или лигу . Ноты исполняются связно, без перерыва между ними. Чем меньше перемен С. во фразе, тем исполнение мягче; чем больше — тем резче. При лиге и ведении С. только в одну сторону встречается исполнение нот с перерывами между каждыми двумя нотами, оно бывает двоякого рода: Portamento и Staccato. В Portamento при лиге присоединяются к каждой ноте знаки Détaché (—). Ряд нот исполняется толчками С. с очень малыми перерывами после каждой ноты.
В Staccato при лиге присоединяются к каждой ноте знаки Martelé (∙): ряд нот исполняется толчками С. со значительными перерывами после каждой ноты.
При скором движении Portamento превращается в Staccato. Вышеизложенные способы пользования С. применяются на всех оркестровых смычковых инструментах.
Л. Соловьев.
деревянная трость с натянутым пучком конских волос; служит для извлечения звука на струнных смычковых музыкальных инструментах.
СМЫЧО́К 1, -чка́, м. Слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, к-рой водят по струнам для извлечения звуков. Скрипичный с.
СМЫЧО́К 2, -чка́, м. (спец.). -епочка, к-рой соединяются ошейники двух гончих при отправлении на охоту. Собаки на смычке.
СМЫЧО́К, -чка, муж. Слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, к-рой водят по струнам для извлечения звуков. Скрипичный с.
| прил. смычковый, -ая, -ое. Смычковые инструменты.
II. СМЫЧО́К, -чка, муж. (спец.). Цепочка, к-рой соединяются ошейники двух гончих при отправлении на охоту. Собаки на смычке.
| прил. смычковый, -ая, -ое.
1)
-чка́, м.
1.
Деревянная трость с натянутым вдоль нее пучком конских волос, прикосновением которой к струнам смычковых музыкальных инструментов извлекают звуки.
[Старик] взял скрипку и дотронулся смычком до струн. Началась музыка. Достоевский, Неточка Незванова.
2.
Инструмент шерстобитов для трепания шерсти.
Солнце сделало шерсть чистой, легкой и сухой. Ее очистили струной, натянутой на кривой смычок. Павленко, Два короля.
2)
-чка́, м. охот.
1.
Веревка, которой связывают попарно гончих собак.
Стая гончих, на смычках, с ревом понеслась под гору за зайцем. Л. Толстой, Война и мир.
2.
Пара гончих собак.
— У меня, сударь, было двенадцать смычков гончих. Тургенев, Петр Петрович Каратаев.
1.
СМЫЧО́К1, смычка, муж.
1. Деревянная палочка с натянутым на ней вдоль пучком конских волос, прикосновением которых к струнам некоторых муз. инструментов извлекаются звуки (муз.). Скрипичный смычок. Водить смычком по струнам.
2. У шерстобитов - инструмент для трепания шерсти, небольшой лучок с натянутой тетивой.
2.
СМЫЧО́К2, смычка, муж. (охот.).
1. Веревка, которою привязаны одна к другой попарно гончие собаки при отправлении на охоту. Спустить гончих со смычка. Взять гончих на смычок.
2. перен. Пара (гончих) собак. Смычок гончих.
I
м.Слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, прикосновением которой извлекают звуки из струн некоторых музыкальных инструментов.
II
м.Пара однопородных, разного пола гончих собак, подобранных по внешнему виду.
III
м. устар.Приспособление для трепания шерсти в виде небольшого лучка с натянутой тетивой.
СМЫЧОК - деревянная трость (древко) с натянутым пучком конских волос; служит для извлечения звука на некоторых струнных музыкальных инструментах.
смычо́к род. п. -чка́, укр. смичо́к, чеш. smyček, польск. smyczek. Связано с предыдущим. [Лит. smuĩkas "скрипка" заимств. из слав. smyk-. – Т.].
муж.;
муз. bow, fiddlestick техника владения смычком ≈ bowingм. bow.
m.bow (music)
смычок м муз. Bogen m 1d
м муз.
Bogen m
смычокGeigenbogen
м. муз.
archet m
м. муз.
arco m
м.
arco, archetto
водить смычком — archeggiare vi(a)
трость с натянутыми конскими волосами, используемая для извлечения звука на струнных инструментах типа скрипки. Смычок, во многом определяющий богатство звучания и выразительность, которые характеризуют инструменты типа скрипки, по-видимому, впервые появился у кочевников Центральной Азии, ок. 9 в. получил распространение в Китае, Индии и затем через мусульманские страны проник в Европу. Примитивная лукообразная форма смычка, до сих пор бытующая на Востоке, постепенно изменялась в соответствии с требованиями европейской профессиональной музыки. Окончательную форму современному смычку - тонкому, слегка вогнутому, прекрасно сбалансированному, с тростью из фернамбукового дерева, с металлическим или костяным концом и устройством для равномерного распластывания волос - придал французский мастер Франсуа Турт (1747-1835). Роль Турта в истории смычка сопоставима с ролью Страдивари в истории скрипки. Смычки альта, виолончели и контрабаса отличаются от скрипичных только размерами.
См также СКРИПКА.
СМЫЧОК
1.СМЫЧО́К, -чка́; м. Деревянная трость с натянутым вдоль неё пучком конских волос, которой водят по струнам для извлечения звуков. Скрипичный с. Порвать с. Дотронуться с. до струн.
◁ Смы́чковый, -ая, -ое. С-ые инструменты. С. квартет.
2.СМЫЧО́К, -чка́; м. Охотн. Верёвка, которой связывают попарно гончих собак. Собаки на смычке.
* * *
смычо́кдеревянная трость (древко) с натянутым пучком конского волоса; служит для извлечения звука на некоторых струнных музыкальных инструментах.
* * *
СМЫЧОКСМЫЧО́К, деревянная трость (древко) с натянутым пучком конских волос; служит для извлечения звука на некоторых струнных музыкальных инструментах.
приспособление для извлечения звука на струн. смычковых инструментах. Осн. части С. - слегка изогнутая трость, сделанная из эластичного дерева, и натянутые на ней конские волосы (перед игрой волосы натирают канифолью). Проведение С. по струне вызывает её колебание. Впервые стал применяться в вост. инструментарии; в простейшем виде (без механич. регулировки натяжения) сохранился у ряда народов Сов. Союза, а также разл. народов вост. и юго-вост. Азии и Африки. Наиболее совершенный тип такого С. используется при игре на кеманче и гиджаке. Во время игры пальцами правой руки исполнитель регулирует степень натяжения пучка волос, а также производит его лентообразное распластывание. При помощи С. на всех вост. инструментах исполняется только мелодия, применяются лишь плавные штрихи. В Европе С. появился ок. 8 в. Долго существовали разл. рода лунообразные С.; один и тот же тип С. применялся при игре на фиделях, ребеках, а также лирах и разл. виолах. Для звукоизвлечения использовалась верх. часть лукообразного смычка (? его длины). Уже в 12 в. возникли разл. приспособления для изменения степени натяжения волоса, в т. ч. палочка или кусок дерева, помещавшийся между тростью и волосом для его оттяжки. Колодка простейшего типа вырезалась вместе с тростью из одного куска дерева. С течением времени у европ. С. форма трости преобразовывалась (из лунообразной превратилась в почти прямую). С 14 в. возникли разные типы оформления конца С.; сначала его делали в виде пуговицы, к к-рой прикреплялся волос, иногда конец был изогнутым, позднее он приобрёл форму "утиного носа". С развитием инстр. музыки и техники игры на смычковых инструментах в 16 в. продолжала совершенствоваться и конструкция С. Для удобства игры использовались разные способы прикрепления С. к кисти руки (разл. виды перевязей). Лишь в сер. 17 в. колодка стала отдельной от трости деталью смычка, был создан механизм для изменения натяжения волоса - т. н. кремальер (расположенная сверху трости зубчатая пластинка, на зубцы к-рой с помощью петли нацеплялась колодка); кремальер вскоре был заменён винтом, регулирующим степень натяжения волоса. Во 2-й пол. 17 в., по-видимому, по инициативе А. Корелли, в связи с развитием техники штрихов появился С. с параллельным расположением волоса и трости. Потребность в применении лёгких, прыгающих штрихов вызвала появление С. с более гибкой тростью. Эту реформу осуществил в 1730 Дж. Тартини. Длина скрипич. С. была увеличена, трость стала прямой с канелировкой (продолговатые продольные углубления) для удобства держания С. В дальнейшем канелировка была заменена обвивкой (нитяная, посеребрённая нить, серебряная проволока, китовый ус). Дальнейшее совершенствование С. было произведено во 2-й пол. 18 в. скрипачом В. Крамером; в его конструкции трость прямая, головка расположена под прямым углом к трости, колодка, по форме напоминающая головку, обычно делалась из кости, пучок волоса был очень узким. С этого времени произошла дифференциация С. у отд. представителей семейства смычковых инструментов. В последней трети 18 в. выдающийся франц. мастер Ф. Турт Младший создал тот совершенный тип С., к-рый сохранился в работах всех последующих мастеров; такой С. применяется и в совр. муз. практике. В С. конструкции Турта волос распластывался в виде ленты спец. пластинкой, задвигающейся в колодочку; им был введён и металлич. винт, в качестве наиболее пригодного материала для трости была использована древесина фернамбука, трость приобрела вогнутые очертания, впервые были определены длина и вес скрипичного, альтового, виолончельного и контрабасового С. и определён центр их тяжести, окончательно установлена форма головки (т. н. эсика). При реконструкции С. Турту оказывал помощь своими советами Г. Пуньяни (по др. данным, Дж. Б. Виотти). Позднее доминирующее положение в изготовлении С. в течение всего 19 в. занимали франц. мастера, в т. ч. Ф. Люпо и Д. Пеккат. Широко известны С., изготавливавшиеся Ж. В. Вильомом (нек-рые его С. сделаны из пустых стальных трубок, окрашенных под цвет фернамбука). Совершенны работы его помощника и последователя Ф. Н. Вуарена. Позднее во Франции выдвинулись мастера А. Ж. Лами, И. А. Виньерон, Э. Сартори, в Великобритании - Дж. Додд, Дж. Табс и семейство Хилл, в Германии - Л. Бауш, К. Гримм, X. и А. Нюрнбергеры и др., в Нидерландах - Ван дер Меер, в США - Ч. Алберт и Д. Флехтер, в России - H. P. Киттель, завоевавший своими С. всемирную известность. До 1914 теорией конструкции С. занимался рус. мастер М. А. Нетыкса, к-рый сам создал ряд С. Из сов. мастеров известны П. Н. Летунов, А. М. Токарев и особенно Л. А. Горшков, изготавливающий прекрасные смычки, часто с колодкой из слоновой кости.
Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Виолончельная классика, т. 1, М., 1950; его же, Джузеппе Тартини, М., 1969; Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли (1653-1953), М., 1953; Струве В. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Saint-George H., The bow, L., 1896; Balfour H., The natural history of the musical bow, Oxf., 1899, Portland, 1976; Drдger H., Die Entwicklung des Streichbogens, Kassel, 1937; Roda J., Bows for musical instruments of the violin family, Chi., 1959; Exhibition loan stringed instruments and bows, N. Y., 1966; Millant R., J. B. Vuillaume. Sa vie et son oeuvre, L., 1972.Б. В. Доброхотов.техн.
смичо́к, -чка́
- смычок дрели
техн.
смичо́к, -чка́
- смычок дрели
Большой Энциклопедический словарь. 2000.